Файл: История развития российской прокуратуры и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности были заложены еще в царские времена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История развития российской прокуратуры и ее борьбы с преступлениями коррупционной направленности были заложены еще в царские времена. Петр I 12 (23) января 1722 года своим Указом учредил Российскую прокуратуру, на которую возложил обязанности по «уничтожению или ослаблению зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Петр I одной из основных целей работы прокуратуры выделял ее борьбу со взяточничеством, которое во времена его правления обрело всероссийский масштаб. Прокуратуре удалось существенно, хоть и не сразу, снизить количество преступлений, связанных с коррупцией в России. Последующие правители также уделяли много внимания данному вопросу и расширяли полномочия прокуратуры, что позволяло еще эффективнее бороться с коррупцией в России. Основными сферами коррупционных преступлений в царской России были: строительство железных дорог и военная промышленность. Известный коррупционный скандал связан с военным министром Сухомлиновым, который пробыл на своей должности с 1909 по 1915 год. Поражение России в Русско-японской войне и активное наращивание военной мощи Германии, стало поводом для активного перевооружения русской армии. Отечественная промышленность не справлялась с возросшим объемом заказов, поэтому Правительство закупало вооружение за границей. Помимо этого, шло активное строительство новых оружейных заводов. Сухомлинов, за вознаграждение в 50 тысяч рублей, помог английской компании «Викерс» стать участником строительства оружейного завода в Царицино и заполучить 20 % акций предприятия. Впоследствии, данный оружейный завод получил крупные военные заказы, и английская компания заработала огромные прибыли. Все это не могло произойти без помощи военного министра.
Прокуратура, являясь важным государственно-правовым институтом по противодействию коррупции, обладает широким спектром надзорных полномочий. К компетенции прокуратуры отнесен надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, контроль исполнения требований, предъявляемых к поведению и действиям должностных лиц, при наличии конфликта интересов; надзор за полнотой и достоверностью сведений о доходах и
расходах чиновников и членов их семей; за выполнением государственными служащими запретов и ограничений. Кроме того, у прокуратура также наделена особыми полномочиями по применению способов административного принуждения, а также по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией определила следующие: повышение качества и эффективности следствия и дознания; усиление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания; повышение эффективности сотрудничества следователей, дознавателей, прокуроров при выявлении и расследовании коррупционных преступлений; согласованность деятельности всех правоохранительных органов. На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Прокуратура на регулярной основе обобщает имеющиеся в ее распоряжении статистические данные, а также информационно-аналитические материалы в данной сфере, на основании которых проводится активная разработка мер по усилению эффективности прокурорского надзора и координирования деятельности правоохранительных органов. Прокуратура занимает центральное место в системе противодействии коррупции, однако, на мой взгляд, представляется целесообразным наладить в этой сфере более тесное ее сотрудничество с другими правоохранительными органами, и в целом со всем государственно-правовым механизмом. Кроме того, повышению эффективности антикоррупционной деятельности прокуратуры будет способствовать привлечение к этой борьбе представителей общественности, создание общественных комиссий и советов, всесторонняя поддержка общественного контроля над деятельностью государственных органов [4]. По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней. Квалифицирующим параметром для такого деления могут выступать методы противодействия коррупции. Так, 1-й уровень заключается в деятельности прокуроры по противодействию коррупции на этапе принятия нормативно-правовых актов. Ключевым звеном данного уровня является проводимая прокуратурой антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Посредством этого этапа реализуется превентивная функция прокуратуры, осуществляется профилактика совершения коррупционных деяний. 2-й уровень — реагирование на непосредственные проявления коррупции. В рамках данного уровня прокуратура принимает и обрабатывает обращения граждан по фактам совершения правонарушений коррупционной направленности, применяет меры прокурорского реагирования, проводит проверки, обращается в компетентные органы и так далее. Кроме того, существенная функциональная нагрузка
возложена на правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, надзор за деятельностью которых является еще одной функцией прокуратуры на этой стадии. 3-й уровень — борьба с коррупцией на стадии проведения предварительного следствия и дознания по уголовным делам, коррупционной направленности. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие, в том числе и по делам коррупционной направленности, возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров на основании полномочий, предоставленных федеральным законодательством. 4-й уровень — поддержка государственного обвинения в суде в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также на основании закона «О прокуратуре Рф» [3].
Прокурорам принадлежит организующая роль в координации деятельности правоохранительных органов, вменено осуществление надзора за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с коррупцией. Для достижения целей и задач координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосогласованных совместных действий, определенных Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Наиболее значимыми и распространенными на наш взгляд являются организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, создание и функционирование межведомственных рабочих групп. Следует заметить также, что на органы прокуратуры, наряду с координацией борьбы с преступностью, возлагаются и полномочия по профилактике и предупреждению преступности. Эти нормы закреплены в статьях 4 и 5 Закона о противодействии коррупции.
В 2020 году прокурорами выявлено более 245 тыс. нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. 53 иска предъявлено прокурорами в суды с целью взыскания неподтвержденных доходов недобросовестных чиновников на сумму порядка 80 млрд рублей, что более чем в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего, в 2020 году было зарегистрировано 30 813 преступлений, ущерб от преступлений коррупционной направленности составил 58,4 млрд рублей, что составляет 11,4 % от общей суммы ущерба, который был причинен всеми видами преступлений. Согласно докладу Генерального прокурора, третья часть преступлений приходится на сферу обеспечения военной безопасности и государственного управления, а также социального обеспечения. Почти 20 %
приходится на коррупционные преступления, которые совершаются в сфере по обеспечению общественного порядка и безопасности, 14,1 % на сферу образования, 8 % на сферу здравоохранения, 5,1 % на сферу строительства, 4,9 % на сферу транспорта. 10 879 должностных лиц были изобличены в преступлениях коррупционной направленности. 29,7 % — это должностные лица, являющиеся сотрудниками правоохранительных органов и Министерства обороны. Большая часть преступлений, связанная с коррупцией, приходится на Приволжский и Центральный федеральные округа, что в совокупности составляет 38,5 % от общего числа преступлений.