Файл: Реферат по дисциплине История органов внутренних дел По теме 8 Создание единой общегосударственной тюремной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правительство окончательно отказывается от идеи быстрой, одномоментной реформы и склоняется в сторону постепенных, поэтапных, растянутых во времени преобразований. На это и был ориентирован особый комитет П.А. Зубова.

Касаясь порядка введения в действие тюремных преобразований, комитет видел два пути: территориальный, который использовался при судебной реформе, и по видам мест заключения. Более предпочтительным был признан второй путь и, по мнению комитета, в первую очередь модернизации должны подлежать исправительные тюрьмы, затем смирительные дома и другие места заключения.

Итогом деятельности комитета стали три проекта: об учреждении тюремного управления; об учреждении тюремной стражи и пересыльной. части; о местах заключении гражданского ведомства, которые и были представлены в Государственный Совет. После изучения материалов особого комитета решением Государственного Совета 28 февраля 1877 года создается очередная комиссия под руководством К. Грота:

Основной идеей предложений комиссии Грота была необходимость учредить специальный орган центрального управления тюремной системой - Главное тюремное управление 4.

27 февраля 1879 года мнение Государственного Совета о необходимости учреждения Главного тюремного управления было утверждено императором и приобрело силу закона, который гласил: "I. Главное заведование тюремной частью гражданского ведомства сосредоточить в Министерстве внутренних дел, возложив на сие министерство и приведение в действие тюремного преобразования... II. В составе Министерства внутренних дел учредить. Главное тюремное управление и Совет по тюремным делам".

После передачи дел из Департамента полиции исполнительной 16 июня 1879 года Главное тюремное управление официально начало свою деятельность. На первых порах оно было вынуждено занять "по необходимости выжидательное положение", так как закон о лестнице наказаний ... который должен был служить основой для преобразовательной деятельности центрального управления тюремной частью, был издан значительно позднее, чем было учреждено Управление, именно 11 декабря 1879 года". Таким образом, Главное тюремное управление уже на начальном. этапе своей деятельности оказалось в довольно затруднительном положении, не имея соответствующей правовой основы для успешного проведения тюремной реформы. И уголовно-правовые, и уголовно-исполнительные отношения продолжали регламентироваться устаревшими нормативными актами. Хотя усилия в этом направлении предпринимались постоянно.


30 июля 1874 года Министерством внутренних дел утверждаются "Временные правила для первоначального руководства тюремным. инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы". Тюремная инспекция, входящая в состав Главного тюремного управления, была совершенно новым институтом, причем не имеющим аналогов в тогдашней зарубежной тюремной практике. На нее возлагались разработка проектов законодательных актов, проведение. ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Временные правила определяли порядок деятельности тюремных инспекторов при их командировках в места заключения и ссылки.

11 декабря 1879 года император утвердил закон "Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и пересмотре Уложения о наказаниях".

Как полагает С.Л. Гайдук, это была программа будущих изменений в области исполнения наказания в виде лишения свободы и тюремной модернизации.

В Законе от 11 декабря 1879 г. были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний:

1) смертная казнь;

2) каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

3) ссылка на поселение без срока;

4) заключение в исправительном доме;

5) заключение в крепости;

6) заключение в тюрьме;

7) арест;

8) денежная пеня.

Планировалось также ввести одиночное отбывание наказания для лиц, приговоренных к заключению в исправительном доме и тюрьме (с льготным исчислением срока наказания). Труд в местах заключения должен был быть обязательным.

М.Н. Гернет в своем фундаментальном труде "История царской тюрьмы" называет этот закон мертворожденным проектом основных. положений тюремной реформы", так как, по его мнению, закон не оказал практически никакого влияния на развитие тюремной системы и поэтому не заслуживает особо пристального внимания. Вряд ли можно безоговорочно. согласиться с таким утверждением при всем уважении к корифею отечественной тюремной истории.

Более приемлемой представляется позиция С.Л. Гайдука, который, на наш взгляд, совершенно справедливо замечает по этому поводу: "Даже нереализованный закон заслуживает изучения в части причин его появления, взаимосвязи со всем иным уголовным и тюремным законодательством, тенденций в развитии такого законодательства, причин его нежизнеспособности и тому подобное... мы не имеем достаточных оснований считать закон от 11 декабря 1879 года не действовавшим или, по крайней мере, не оказавшим влияния на тюремную политику конца минувшего столетия".



К моменту принятия названного документа в России насчитывалось следующее количество мест лишения свободы (в ведении ГТУ): 84 губернских тюремных замка; 510 уездных тюремных замков; 32 дополнительных. тюремных помещения; 33 исправительных тюрьмы и арестантских отделения; 1l смирительных домов; 2 исправительных дома; 4 следственные тюрьмы; l2 пересыльных тюрем; l2 каторжных тюрем. Общее число мест заключения составляло 700, где содержалось 88 000 человек, из них крестьяне составляли 61%, фабрично-заводские рабочие - 17, дворяне и почетные граждане - 23%. На конец 1881 г. перелимит арестантских мест приблизился к 25%, тюрьмы, несмотря на плохое в большинстве случаев устройство, были переполнены. В местах заключения недоставало надзирателей, а отпускаемых средств едва хватало на поддержание в более или менее нормальном виде существующих тюремных помещений. При таких условиях не могло быть и речи о коренных преобразованиях тюремной системы в короткий срок, поэтому Комиссией подчеркивалась необходимость постепенного устройства карательных учреждений исходя из имеющихся возможностей и условий.

13 декабря 1895 года указом императора тюремная часть из Министерства внутренних дел передается в Министерство юстиции. Известный адвокат и общественный деятель А.Ф. Кони считал, что в основе этого переподчинения лежали интриги и личная заинтересованность тогдашнего министра юстиции Муравьева. Он писал: "...мерзавец Муравьев, вовремя ушедший в кусты, совершенно исказил Министерство юстиции, развратив его состав и присоединив к нему тюремное ведомство (для. получения 6 тысяч добавочных и шашки на перевязи), лишенное средств, людей, системы". 5

Неодобрительно отзывался об этом и М.Н. Гернет, саркастично заметивший, что Министерство юстиции свою деятельность по руководству Главным тюремным управлением начало с указа о замене пуговиц на форменной одежде служащих тюремного ведомства. Несмотря на мнение столь выдающихся представителей пенитенциарной науки и юридической практики того времени, а также устоявшуюся в советский период точку зрения. о надуманности и, в общем-то, бесполезности переподчинения тюремной системы Министерству юстиции, нам представляется этот шаг вполне рациональным и логически вытекающим из контекста тюремной реформы. На это указывает ряд обстоятельств. Прежде всего, юридическая наука того времени исходил из классического понимания назначения и реализации. наказания, в том числе и лишения свободы как исключительной прерогативы деятельности юстиции.


В числе основных структурных звеньев тюремной системы служба охраны занимает первостепенное место. Охранная функция обеспечивает главное требование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы - надежность изоляции заключенных. В условиях царской тюремной системы эту функцию выполняли две службы: тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивающая внутренний надзор и внешнее окарауливание мест заключения, и конвойная стража, правовое положение которой, условия и порядок организации и несения службы. регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским Указом в июне 1878 г. с последующими изменениями в редакции 1907 г

На протяжении практически всего своего существования вплоть до 1915 года тюремная система Российской Империи не имела единого нормативного акта, четко регулировавшего управление процессом исполнения наказания в местах заключения. Это приводило к появлению в большом количестве губернских и местных инструкций, регламентирующих отдельные вопросы. режимного характера. Такое положение создавало большие сложности для практических работников тюремной системы, затрудняло контроль за деятельностью мест заключения со стороны прокуратуры и препятствовало установлению однообразных и четких режимных требований при исполнении наказания.6

Для устранения этого изъяна в нормативном регулировании деятельности мест заключения, Устав о содержащихся под стражей в редакции 1890 года законодательно закрепил необходимость создания специальной. инструкции. Статья 41 Устава определяла, что служебные обязанности должностных лиц отдельных мест заключения и чинов стражи определяются инструкцией, утверждаемой министерством юстиции.

При работе над проектом инструкции были подвергнуты тщательному анализу все действующие в то время нормативные акты, регламентирующие исполнения наказания в виде лишения свободы, что дало возможность путем объединения и сопоставления их между собой разработать Общую тюремную инструкцию - нормативный акт, регламентирующий непосредственное управление местами заключения и организацию в них внутреннего порядка.

Проект Общей тюремной инструкции был одобрен Министерством юстиции, и 10 января 1912 года циркуляром №2 Главное тюремное управление объявило о введении его в действие в порядке эксперимента с 1 марта 1912 года.

Правила внутреннего распорядка, изданные губернскими властями для подведомственных им тюремных учреждений, а также правила, изданные для мест заключения Санкт-Петербурга и Москвы, с введением в действие. Инструкции подлежали пересмотру и корректировке с целью приведения их в соответствие с Общей тюремной инструкцией. Вместе с тем там, где это было признано необходимым, в развитие Общей тюремной инструкции и в соответствии с местными условиями распоряжением местного начальства. допускалось издание для отдельных мест заключения, с учетом их специфики правил, регламентирующих некоторые аспекты тюремного быта и установление распорядка дня.


Наделение правом издания местных правил, регулирующих отдельные частные вопросы деятельности конкретного места заключения, было правильным и целесообразным, ибо позволяло администрации тюрьмы учитывать различные особенности и отличия их учреждения.

Действовавшая в виде проекта без малого четыре года Общая тюремная инструкция 28 декабря 1915 года была утверждена министром юстиции А. Хвостовым. Инструкция была наиболее четким и цельным документом управленческого характера в российской пенитенциарии. Она аккумулировала. 7 в себе требования предшествующего законодательства, определив основные моменты в регламентации исполнения наказания в виде лишения свободы, и в то же время передавала часть второстепенных вопросов на усмотрение. местных властей, сочетая в себе четкие параметры правового регулирования и гибкость при реализации наказания, обусловленную специфику той или иной местности.

В целом принятие Общей тюремной инструкции и Закона от 11 декабря 1879 г. мало повлияло на реальное положение дел в местах заключения. Тем не менее этот факт характеризовал очередной этап развития в России правового института наказания в виде лишения свободы. В нем уже не было норм о телесных наказаниях, значительно упростилось наказание в виде каторги, более четко обозначилось правовое положение осужденных. Однако, многие положения данных законов так и остались "на бумаге". В целом, тюремная реформа второй половины XIX в. в России мало что изменила в пенитенциарной системе. Это время можно расценивать как период определенного застоя и в законодательном, и в практическом развитии. института наказания в виде лишения свободы. Его причины объясняются исходной концептуальной неопределенностью государственной карательной политики, а также общественно-политическим застоем России, когда уже требовавшие воплощения идеи демократического правового государства не могли преодолеть препятствия в виде отжившего свой век самодержавия.

Заключение
Таким образом, тюрьма означает любую цель или пенитенциарное учреждение, включая проветриваемые площадки и другие площадки или здания, используемые для использования в тюрьме. Тюрьма означает тюрьму или любое место, которое используется для содержания заключенных на постоянной или временной основе в соответствии с общими и особыми распоряжениями местных органов власти.