Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Лабзина Анастасия Сергеевна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Лабзина Анастасия Сергеевна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
Задание 1
В последние десятилетия термины «экология», «экологический» все чаще используются в научной и общественно-политической литературе. Актуальность обращения к этим понятиям объясняется угрозой глобального экологического кризиса, в основе которого лежат противоречия развития общества и природы. Негативные изменения в окружающей среде вызывают деформации социальной среды и самого человека: прежде всего, деградацию и снижение иммунного статуса человека; усреднение, обезличивание и бездуховность человека вследствие урбанизации и насаждения через средства массовой информации ценностей «общества потребления». В этих условиях выживание человечества полностью зависит от него самого: люди могут устранить эти угрозы, если сумеют трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность.
Россия была одной из первых стран, включившихся в продвижение идей
преподавания и воспитания в интересах устойчивого развития.
Более того, в России еще в 1994 году был создан ряд экологических документов. Особое значение из них имела Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994). Также был создан проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); В Федеральном учебном плане появился предмет «экология».
1 апреля 1996 года указом Президента была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция предусматривает и такой вопрос, как экологическое образование и воспитание населения.
Изучение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) помогает обучающемуся сформировать основы экологического мировоззрения.
При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью экскурсий и походов, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты.
В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:
- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
Задание 2.
- Федеральный проект «Чистая страна».
- Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
- Федеральный проект «Чистый воздух».
- Федеральный проект «Чистая вода».
- Федеральный проект «Оздоровление Волги».
- Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
- Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
- Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
- Федеральный проект «Сохранение лесов».
- Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Наименование показателя | Показатель 2018 г. | Показатель 2019 г. | Показатель 2020 г. | Показатель 2021 г. | Показатель 2022 г. | Показатель 2023 г. | Показатель 2024 г. |
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт. | 0 | 16 | 42 | 76 | 108 | 146 | 191 |
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт. | 31 | 48 | 57 | 67 | 74 | 74 | 75 |
Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 7 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 3 | 7 | 16,2 | 22,8 | 24 | 33 | 36 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 7 | 12 | 27 | 38 | 40 | 55 | 60 |
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, % | 100 | 100 | 97 | 95 | 93 | 71 | 78 |
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 0 |
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт. | 0 | 15 | 80 | 150 | 300 | 4000 | 6900 |
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, % | 50 | 50 | 47 | 44 | 40 | 38 | 36 |
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 87,5 | 87,5 | 87,8 | 88,2 | 89 | 89,4 | 90,8 |
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % | 94,5 | 94,5 | 94,9 | 95,5 | 96,5 | 97 | 99 |
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год | 3,17 | 3,17 | 2,98 | 2,58 | 2,38 | 1,58 | 1,05 |
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 | 28.7 | 32,0 | 159,2 | 230,0 | 304,7 | 442,8 | 600,0 |
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га | - | 2,7 | 6,4 | 10,6 | 14,4 | 17,3 | 23,5 |
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км | - | 1,5 | 3 | 4,5 | 6 | 7,5 | 9 |
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, % | 100 | 96,8 | 90,2 | 85,6 | 81,0 | 76,4 | 71,8 |
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт. | 218 | 223 | 226 | 231 | 235 | 235 | 235 |
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га | 1,3 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,0 |
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек | 3571 | 4313 | 4913 | 5617 | 6203 | 6895 | 7891 |
Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % | 62,3 | 64,4 | 72,8 | 80,4 | 85,6 | 92,2 | 100 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб. | 32,3 | 20,5 | 18,0 | 17,0 | 16,0 | 15,0 | 12,5 |
Перед лесным хозяйством России в рамках нацпроекта «Экология» стоит серьёзная задача: ощутимо снизить ущерб от лесных пожаров к 2024 году. С одной стороны проблем в реализации этой задачи добавляют периодически возникающие очаги открытого огня и задымления в сибирской тайге, с другой – именно федеральный проект «Сохранение лесов» в сравнении с остальными направлениями нацпроекта «Экология» в данный момент реализуется наиболее оперативно. Главная цель проекта «Сохранение лесов» – обеспечение стопроцентного восстановления лесов на выбывающих площадях. Эта общая цель состоит из двух основных подзадач: минимизировать потери лесных насаждений, которые ежегодно выбывают по разным причинам и обеспечить в полном объеме качественное восстановление лесов. Под восстановлением лесов на выбывающих территориях имеются в виду не только промышленные рубки, но и болезни леса, наиболее частой причиной которых являются лесные пожары. Ежегодно пожары охватывают территорию до 10 млн га, в зависимости от того, какие погодные условия были в том или ином году. Но это всегда значительные площади, которые по большей части выбывают. Частично это нелесные земли, где никогда не было лесных насаждений, и их там невозможно создать. Но есть и те, которые были покрыты лесом, и погибают в пожарах. Главное новое направление, которое возникло в структуре федерального проекта «Сохранение лесов» - это приобретение лесопожарной техники и оборудования для тушения лесных пожаров. Это самое значимое по актуальности, и самая затратная по инвестициям работа. На эти цели направляется около 6 млрд рублей ежегодно. Еще в начале 2019 года Рослесхоз смог получить лимиты и оперативно довести их до регионов. А региональные подразделения в свою очередь быстро запустили конкурсные процедуры по закупке противопожарной и лесохозяйственной техники и оборудования. Поэтому к началу пожароопасного сезона 2019 года в ряде регионов успели закупить технику и применить в борьбе с пожарами. К концу первого полугодия было приобретена половина из запланированного к приобретению до конца года оснащения. Такого результата удалось достигнуть даже не смотря на то, что многие конкурсные процедуры по закупке стартовали не с самого начала, а позже, уже после поступления лимитов в регионы.
Задание 3
Задачи :
- Образовательные: познакомить обучающихся с прнятием экологического следа, показать, из чего складывается след отдельного человека и как его можно рассчитать.
- Развивающие: развивать умения, анализировать.
- Воспитательные : способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся, воспитанию экологической культуры.
Ход занятия:
Первый этап
«А знаете ли вы что…?»
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.
Актуализация.
Газета The Guardian опубликовала выдержки из отчета WWF (World Wild Foundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).
Слайд 2
Давайте определим проблему нашего урока.
Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим проблему нашего урока. Ребята предлагают тему, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Мой экологический след».
Определение цели урока.
Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Ребята предлагают свои варианты, учитель выслушивает, корректирует.
Итак, цель нашего урока: знакомство с понятием «экологический след» и поиск путей его уменьшения, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.
Что такое экологический след?
Слайд 3
Знакомо ли вам понятие "экологический след"? Может кто-то догадывается о чём (ребята отвечают)
Термин "экологический след" предложен Уильямом Ризом в 1992 году. Это условное понятие, с помощью которого можно определить, сколько ресурсов биосферы потребляет страна, город или каждый отдельно взятый человек. Если говорить по-научному, это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов и переработки отходов. Измеряется "экологический след" не метрами, не килограммами, а целыми гектарами.
Слайд 4
По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции (восстановлению). Для сравнения: средний житель США использует примерно 12 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы не меньше пяти условных планет Земля.
Слайд 5
Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).
Слайд 6
А средний житель Бангладеша - всего 0,7 га.
Всё дело в том, что люди расходуют за девять месяцев столько, сколько Земля сможет вырабатывать только за 12 месяцев. Следует отметить, что с 2001 года своеобразный «перерасход» ресурсов отнимал по три дня от года в целом, и вот мы пришли к сегодняшней шокирующей цифре. Печальный прогноз, в частности, касается воды, лесов и рыбы.
Второй этап.
«От слов к делу»
Наши активисты рискнули и сделали свой мини-проект. Было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов нашей школы, затем методом не хитрых вычислений они получили данные "экологического следа" по каждому классу, полученные данные внесены в таблицу. Взгляните на результаты. Как видите учащиеся старших классов оставляют больший экологический след, чем 7-8-миклассники.
Слайд 7
Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора по ссылке или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас пройдет по ссылке рассчитает свой экологический след. Методика расчета основана на оценке потребления товаров, услуг и энергии.
Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. (Учитель помогает тем, кто запутался в расчетах).
Сравнение полученного результата с другими.Итак, давайте посмотрим какой же экологический след оставляем мы с вами. Сейчас озвучьте данные, которые у вас получились.
Какие хорошие итоги. Результаты расчета экологического следа учащихся таковы, что такое количество природа может обеспечить для нас! Очень хорошо! Если бы все жили также как и мы, нам потребовалось бы 0,7 га планеты Земля.