Файл: Сущность правового института освобождения от уголовной ответственности.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
).
В начале 90-х годов в нашей стране произошли преобразования, коренным образом изменившие общественно-экономический строй и социально-политический облик общества. Стало очевидным, что многие принципиальные положения УК РСФСР 1960 г. оказались в резком противоречии с реалиями современного общества и не соответствовали тем задачам, которые должно решать уголовное право в современной России. Кроме того, еще одной предпосылкой, определяющей необходимость реформы уголовного законодательства, являлось то, что прежнее законодательство не отражало в должной мере достижений уголовно-правовой и других отраслей науки, а также не учитывало мирового законодательного опыта борьбы с преступностью.
Реформа уголовного законодательства внесла существенные изменения в содержание института освобождения от уголовной ответственности. В новом УК РФ 1996 года, принятием которого обозначен следующий этап развития рассматриваемого правового института, в отличие от ранее действующего уголовного закона 1960 года предусмотрен самостоятельный раздел «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», где каждый вид освобождения выделен в самостоятельную главу. Действующим ныне уголовным законодательством упразднены такие виды освобождения от ответственности, как освобождение с привлечением к административной ответственности (ст. 50 УК РСФСР), с передачей дела в товарищеский суд (ст. 51 УК РСФСР), с передачей виновного на поруки (ст. 52 УК РСФСР), с передачей дела в комиссию по делам несовершеннолетних (ч. 4 ст. 10 УК РСФСР), а сохранил только те виды, которые доказали свою эффективность на практике.
Согласно ст.50 и 501 УК РСФСР 1960 г. лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, не представляло большой общественной опасности, могло быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если было признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания, и за совершение этого преступления Уголовный кодекс предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание
).
В главе 11 УК РФ 1996 г. «Освобождение от уголовной ответственности» наряду с основаниями освобождения, предусмотренными прежним уголовным законодательством (в связи с изменением обстановки, в связи с истечением сроков давности), впервые появились нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75), в связи с примирением с потерпевшим (ст.76). Освобождение от уголовной ответственности по новому УК РФ возможно также в порядке амнистии (ч.2 ст.84). Уголовный закон предусматривает также самостоятельный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних (ч.1 ст.90). Однако данные нормы находятся в иных главах Общей части УК РФ.
Кроме того, расширены случаи освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные нормами Особенной части Уголовного кодекса. Так, если в УК РСФСР 1960 года были предусмотрены лишь четыре специальных случая освобождения от уголовной ответственности по нормам Особенной части (в п. «б» ст.64, в ч.3 ст.174, в ч.2 ст.218) то в уголовном законе 1996 года уже в момент вступления его в действие было таких шестнадцать норм, а в настоящее время с учетом последующих изменений и дополнений УК РФ их уже двадцать одна).
Таким образом, процесс становления и развития института освобождения от уголовной ответственности можно разделить на этапы: с X века и до революции 1917 года; с 1917 года и до принятия УК РСФСР 1960 года; период действия УК РСФСР 1960 года; четвертый этап берет свое начало с принятием УК РФ 1996 года. При анализе законодательных актов дореволюционной России можно сделать вывод, что тогда уголовное право не имело четкой систематизации. Не было сформулировано понятие уголовной ответственности (говорилось только о том, что представляет собой наказание), поэтому не было отличий между освобождением от ответственности и освобождением от наказания. Историко-правовой анализ видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания в постсоветский период выявил не только качественное преобразование содержания конкретных видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания, но и ряд проблем при их применении. Далее рассмотрим состояние института освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах.
1.3 Анализ оснований освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах
За рубежом также известны различные формы прекращения уголовного дела в досудебной стадии уголовного процесса, хотя они обычно и не называются освобождением от уголовной ответственности. Речь идет не только о применении давности уголовного преследования и амнистии, но и о других видах. УК Польши 1997 г. предусматривает «условное прекращение уголовного преследования судом в случае возмещения вреда и за примирением сторон» (ст. 66). В УК Испании 1995 г. имеется норма о «прекращении уголовной ответственности» в случае прощения потерпевшим до начала исполнения наказания (ст. 130). В других странах подобные нормы чаще называют «альтернативными мерами» и относят к ним примирение с потерпевшим, добровольное возмещение ущерба, прекращение уголовного дела за нецелесообразностью ввиду старости исполнителя, а также по причине родственных отношений между исполнителем и потерпевшим и т. д. Возникновение интереса к проблеме «альтернативных мер» связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, во всех странах отмечается определенный отход от чисто классического направления в уголовном праве с его признанием жесткой связи между преступлением и наказанием, и, во-вторых, развитие социологических методов изучения правосудия показало как позитивные, так и негативные стороны этого государственного установления. В частности, тема «альтернативных мер» обсуждалась в Хельсинки в рамках подготовительного семинара к VII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками.
Выводы, к которым пришли участники обсуждения, можно суммировать следующим образом:
деятельность системы органов уголовного правосудия имеет ограниченные возможности;
в ряде случаев излишнее вторжение этой системы, как и излишняя криминализация, влечет неблагоприятные для общества последствия;
деятельность системы уголовной юстиции требует слишком больших материальных и кадровых ресурсов, поэтому нецелесообразно использовать ее в тех случаях, когда можно обойтись применением иных мер).
Система «альтернативных мер», применяемых в различных странах, весьма разнообразна. Прежде всего эти меры рассчитаны на несовершеннолетних, в отношении которых VII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Милан, Италия, 1985) принял специальную рекомендацию: «При рассмотрении дел несовершеннолетних следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти. Полиция, прокуратура или другие органы, ведущие дела несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по таким делам по своему усмотрению без проведения официального слушания дела». Что касается взрослых, то, кроме упомянутых выше, наиболее часто встречающимися в иностранном законодательстве «альтернативными мерами» являются различные виды примирения, в частности по заявлению родственников потерпевшего. По свидетельству Б. Хубера, исследователя из Института М. Планка (ФРГ), для современного европейского уголовного законодательства характерна тенденция к введению норм о добровольной или назначенной компенсации потерпевшему, которая может быть основанием для прекращения уголовного дела, т. е. для освобождения от уголовной ответственности. Такие нормы есть в Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии, Нидерландах, такой исход практикуется в судебной практике Франции, Италии
).
Деятельное раскаяние - добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления и дальнейшем содействии осуществлению правосудия. Подобные действия в соответствии с уголовным законодательством многих государств влекут смягчение применяемых к лицу мер уголовной ответственности или полное освобождение от уголовной ответственности. Институт деятельного раскаяния в законодательстве, как правило, отражает стремление государства уменьшить расходы, связанные с расследованием и рассмотрением дела независимо от того, реально ли раскаяние преступника. Кроме того, он призван стимулировать преступника к возмещению причинённого преступлением ущерба. Отсутствие фактического раскаяния может быть учтено судом при решении вопроса о применении норм о деятельном раскаянии, однако законодательство большинства государств таких требований не содержит).
В общей части уголовного законодательства институт деятельного раскаяния закреплён в законодательстве практически всех государств СНГ (кроме Киргизии), Бразилии, КНР, Латвии, Монголии, Польше, Республики Корея, Чехии, Японии. Применительно к отдельным видам преступлений (как правило, это тяжкие преступления против государства и общественной безопасности, например, шпионаж или террористический акт) нормы о деятельном раскаянии встречаются в законодательстве Австрии, Германии, Испании, Италии, Колумбии, Франции, Швейцарии. В основном эти нормы направлены на стимулирование членов групповых преступных формирований к выдаче своих сообщников.
Деятельное раскаяние по своей природе схоже с добровольным отказом от преступления. Во многих государствах (например, Бразилии, Германии, Италии, Швейцарии) деятельным раскаянием фактически считается добровольный отказ от преступления при оконченном покушении: то есть предотвращение наступления преступных последствий после того, как все необходимые преступные действия были совершены (например, деактивация заложенного взрывного устройства).
В странах англо-американской правовой системы институт деятельного раскаяния практически неизвестен, однако широко используются так называемые «сделки о признании вины», которые представляют собой заключаемое в рамках уголовного процесса соглашение между обвиняемым и обвинителем, предполагающее смягчение наказания в обмен на сотрудничество со следствием
).
Примирение с потерпевшим - существующий в уголовном праве многих государств мира институт, предполагающий освобождение от ответственности либо значительное смягчение наказания преступнику, достигнувшему с потерпевшим соглашения о примирении (как правило, предполагающего возмещение причинённого вреда). Соответствующие положения могут содержаться как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве.
В настоящее время подобные процедуры внедрены во многих странах: Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Франции, Чехии и других. Для гармонизации соответствующих процедур в различных странах Комитетом Министров Совета Европы была принята Рекомендация №R(99)19 от 15 сентября 1999 года «Посредничество в уголовных делах»).
Как правило, примирение с потерпевшим регулируется нормами уголовно-процессуального права. В уголовном законодательстве соответствующие нормы встречаются относительно редко. Так, они присутствуют в уголовных кодексах многих государств постсоветского пространства, а также Монголии и Румынии, где примирение с потерпевшим выступает основанием освобождения от уголовной ответственности. Возможность примирения связывается с выполнением ряда условий:
невысокая степень опасности совершённого преступления (УК Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана и Украины требуют, чтобы оно относилось к категории преступлений небольшой тяжести, УК Армении, Казахстана, Литвы, Молдовы, Монголии, России допускают также освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление средней тяжести);
совершение преступления впервые (Азербайджан, Грузия, Киргизия, Монголия, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина);
признание вины;
достижение соглашения о примирении;
возмещение причинённого ущерба или иное заглаживание вредных последствий преступления (Азербайджан, Армения, Казахстан, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).
Законодательство Молдовы, Румынии и Украины предусматривает, что при наличии соответствующих условий суд обязан применить норму об освобождении от уголовной ответственности. УК Казахстана устанавливает, что освобождение обязательно лишь если совершённое преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести. Законодательство остальных государств, содержащее соответствующее норму, предоставляет суду возможность не применять соответствующую норму даже если соглашение о примирении достигнуто.
В начале 90-х годов в нашей стране произошли преобразования, коренным образом изменившие общественно-экономический строй и социально-политический облик общества. Стало очевидным, что многие принципиальные положения УК РСФСР 1960 г. оказались в резком противоречии с реалиями современного общества и не соответствовали тем задачам, которые должно решать уголовное право в современной России. Кроме того, еще одной предпосылкой, определяющей необходимость реформы уголовного законодательства, являлось то, что прежнее законодательство не отражало в должной мере достижений уголовно-правовой и других отраслей науки, а также не учитывало мирового законодательного опыта борьбы с преступностью.
Реформа уголовного законодательства внесла существенные изменения в содержание института освобождения от уголовной ответственности. В новом УК РФ 1996 года, принятием которого обозначен следующий этап развития рассматриваемого правового института, в отличие от ранее действующего уголовного закона 1960 года предусмотрен самостоятельный раздел «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», где каждый вид освобождения выделен в самостоятельную главу. Действующим ныне уголовным законодательством упразднены такие виды освобождения от ответственности, как освобождение с привлечением к административной ответственности (ст. 50 УК РСФСР), с передачей дела в товарищеский суд (ст. 51 УК РСФСР), с передачей виновного на поруки (ст. 52 УК РСФСР), с передачей дела в комиссию по делам несовершеннолетних (ч. 4 ст. 10 УК РСФСР), а сохранил только те виды, которые доказали свою эффективность на практике.
Согласно ст.50 и 501 УК РСФСР 1960 г. лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, не представляло большой общественной опасности, могло быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если было признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания, и за совершение этого преступления Уголовный кодекс предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание
).
В главе 11 УК РФ 1996 г. «Освобождение от уголовной ответственности» наряду с основаниями освобождения, предусмотренными прежним уголовным законодательством (в связи с изменением обстановки, в связи с истечением сроков давности), впервые появились нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75), в связи с примирением с потерпевшим (ст.76). Освобождение от уголовной ответственности по новому УК РФ возможно также в порядке амнистии (ч.2 ст.84). Уголовный закон предусматривает также самостоятельный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних (ч.1 ст.90). Однако данные нормы находятся в иных главах Общей части УК РФ.
Кроме того, расширены случаи освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные нормами Особенной части Уголовного кодекса. Так, если в УК РСФСР 1960 года были предусмотрены лишь четыре специальных случая освобождения от уголовной ответственности по нормам Особенной части (в п. «б» ст.64, в ч.3 ст.174, в ч.2 ст.218) то в уголовном законе 1996 года уже в момент вступления его в действие было таких шестнадцать норм, а в настоящее время с учетом последующих изменений и дополнений УК РФ их уже двадцать одна).
Таким образом, процесс становления и развития института освобождения от уголовной ответственности можно разделить на этапы: с X века и до революции 1917 года; с 1917 года и до принятия УК РСФСР 1960 года; период действия УК РСФСР 1960 года; четвертый этап берет свое начало с принятием УК РФ 1996 года. При анализе законодательных актов дореволюционной России можно сделать вывод, что тогда уголовное право не имело четкой систематизации. Не было сформулировано понятие уголовной ответственности (говорилось только о том, что представляет собой наказание), поэтому не было отличий между освобождением от ответственности и освобождением от наказания. Историко-правовой анализ видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания в постсоветский период выявил не только качественное преобразование содержания конкретных видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания, но и ряд проблем при их применении. Далее рассмотрим состояние института освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах.
1.3 Анализ оснований освобождения от уголовной ответственности в зарубежных странах
За рубежом также известны различные формы прекращения уголовного дела в досудебной стадии уголовного процесса, хотя они обычно и не называются освобождением от уголовной ответственности. Речь идет не только о применении давности уголовного преследования и амнистии, но и о других видах. УК Польши 1997 г. предусматривает «условное прекращение уголовного преследования судом в случае возмещения вреда и за примирением сторон» (ст. 66). В УК Испании 1995 г. имеется норма о «прекращении уголовной ответственности» в случае прощения потерпевшим до начала исполнения наказания (ст. 130). В других странах подобные нормы чаще называют «альтернативными мерами» и относят к ним примирение с потерпевшим, добровольное возмещение ущерба, прекращение уголовного дела за нецелесообразностью ввиду старости исполнителя, а также по причине родственных отношений между исполнителем и потерпевшим и т. д. Возникновение интереса к проблеме «альтернативных мер» связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, во всех странах отмечается определенный отход от чисто классического направления в уголовном праве с его признанием жесткой связи между преступлением и наказанием, и, во-вторых, развитие социологических методов изучения правосудия показало как позитивные, так и негативные стороны этого государственного установления. В частности, тема «альтернативных мер» обсуждалась в Хельсинки в рамках подготовительного семинара к VII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками.
Выводы, к которым пришли участники обсуждения, можно суммировать следующим образом:
деятельность системы органов уголовного правосудия имеет ограниченные возможности;
в ряде случаев излишнее вторжение этой системы, как и излишняя криминализация, влечет неблагоприятные для общества последствия;
деятельность системы уголовной юстиции требует слишком больших материальных и кадровых ресурсов, поэтому нецелесообразно использовать ее в тех случаях, когда можно обойтись применением иных мер).
Система «альтернативных мер», применяемых в различных странах, весьма разнообразна. Прежде всего эти меры рассчитаны на несовершеннолетних, в отношении которых VII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Милан, Италия, 1985) принял специальную рекомендацию: «При рассмотрении дел несовершеннолетних следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти. Полиция, прокуратура или другие органы, ведущие дела несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по таким делам по своему усмотрению без проведения официального слушания дела». Что касается взрослых, то, кроме упомянутых выше, наиболее часто встречающимися в иностранном законодательстве «альтернативными мерами» являются различные виды примирения, в частности по заявлению родственников потерпевшего. По свидетельству Б. Хубера, исследователя из Института М. Планка (ФРГ), для современного европейского уголовного законодательства характерна тенденция к введению норм о добровольной или назначенной компенсации потерпевшему, которая может быть основанием для прекращения уголовного дела, т. е. для освобождения от уголовной ответственности. Такие нормы есть в Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии, Нидерландах, такой исход практикуется в судебной практике Франции, Италии
).
Деятельное раскаяние - добровольные действия лица, совершившего преступление, заключающиеся в возмещении или заглаживании вреда, причинённого преступлением, ином устранении или уменьшении его последствий, в информировании правоохранительных органов о факте и обстоятельствах совершения преступления и дальнейшем содействии осуществлению правосудия. Подобные действия в соответствии с уголовным законодательством многих государств влекут смягчение применяемых к лицу мер уголовной ответственности или полное освобождение от уголовной ответственности. Институт деятельного раскаяния в законодательстве, как правило, отражает стремление государства уменьшить расходы, связанные с расследованием и рассмотрением дела независимо от того, реально ли раскаяние преступника. Кроме того, он призван стимулировать преступника к возмещению причинённого преступлением ущерба. Отсутствие фактического раскаяния может быть учтено судом при решении вопроса о применении норм о деятельном раскаянии, однако законодательство большинства государств таких требований не содержит).
В общей части уголовного законодательства институт деятельного раскаяния закреплён в законодательстве практически всех государств СНГ (кроме Киргизии), Бразилии, КНР, Латвии, Монголии, Польше, Республики Корея, Чехии, Японии. Применительно к отдельным видам преступлений (как правило, это тяжкие преступления против государства и общественной безопасности, например, шпионаж или террористический акт) нормы о деятельном раскаянии встречаются в законодательстве Австрии, Германии, Испании, Италии, Колумбии, Франции, Швейцарии. В основном эти нормы направлены на стимулирование членов групповых преступных формирований к выдаче своих сообщников.
Деятельное раскаяние по своей природе схоже с добровольным отказом от преступления. Во многих государствах (например, Бразилии, Германии, Италии, Швейцарии) деятельным раскаянием фактически считается добровольный отказ от преступления при оконченном покушении: то есть предотвращение наступления преступных последствий после того, как все необходимые преступные действия были совершены (например, деактивация заложенного взрывного устройства).
В странах англо-американской правовой системы институт деятельного раскаяния практически неизвестен, однако широко используются так называемые «сделки о признании вины», которые представляют собой заключаемое в рамках уголовного процесса соглашение между обвиняемым и обвинителем, предполагающее смягчение наказания в обмен на сотрудничество со следствием
).
Примирение с потерпевшим - существующий в уголовном праве многих государств мира институт, предполагающий освобождение от ответственности либо значительное смягчение наказания преступнику, достигнувшему с потерпевшим соглашения о примирении (как правило, предполагающего возмещение причинённого вреда). Соответствующие положения могут содержаться как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве.
В настоящее время подобные процедуры внедрены во многих странах: Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Франции, Чехии и других. Для гармонизации соответствующих процедур в различных странах Комитетом Министров Совета Европы была принята Рекомендация №R(99)19 от 15 сентября 1999 года «Посредничество в уголовных делах»).
Как правило, примирение с потерпевшим регулируется нормами уголовно-процессуального права. В уголовном законодательстве соответствующие нормы встречаются относительно редко. Так, они присутствуют в уголовных кодексах многих государств постсоветского пространства, а также Монголии и Румынии, где примирение с потерпевшим выступает основанием освобождения от уголовной ответственности. Возможность примирения связывается с выполнением ряда условий:
невысокая степень опасности совершённого преступления (УК Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана и Украины требуют, чтобы оно относилось к категории преступлений небольшой тяжести, УК Армении, Казахстана, Литвы, Молдовы, Монголии, России допускают также освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление средней тяжести);
совершение преступления впервые (Азербайджан, Грузия, Киргизия, Монголия, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина);
признание вины;
достижение соглашения о примирении;
возмещение причинённого ущерба или иное заглаживание вредных последствий преступления (Азербайджан, Армения, Казахстан, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).
Законодательство Молдовы, Румынии и Украины предусматривает, что при наличии соответствующих условий суд обязан применить норму об освобождении от уголовной ответственности. УК Казахстана устанавливает, что освобождение обязательно лишь если совершённое преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести. Законодательство остальных государств, содержащее соответствующее норму, предоставляет суду возможность не применять соответствующую норму даже если соглашение о примирении достигнуто.