Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 748
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Управление, социальное управление: основные понятия, соотношение.
Управление- означает руководством чем-либо или кем-либо. Оно осущ-тся в организованных системах любой природы в целях обеспечение должной организации системы и необходимого режима её функционирования, а в конечном счете- достижение задач, состоящих перед системой. Управление осущ-тся в технических, биологических и социальных системах.
Несмотря на многие коренные различия технических, биологических и социальных систем, механизм управления этими системами одинаково и связан с определённым воздействием управляющего субъекта(субъекта управления) на управляемый объект(объект управления). Управление будет реальным тогда, когда объект подчиняется субъекту(либо добровольно, либо принудительно)
Наиболее сложным видом управления яв управление соц-ми системами. Под соц управление понимается воздействие на общность людей в целях упорядочения общества, его совершенствование и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная необходимость в соц-ом управлении обусловленна общ-ым хар-ом существования людей: их труда, иных отношений, общения, взаимодействия.
Признаки соц управления: 1. Оно необходимо всегда, когда осущ-тся совместная деят-ть людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованости индивидуальных действий. 2. Действия человека носят сознательный хар-р. И существенным признаком соц управления- это воздействие на волю. Отсюда объектом яв поведение участников коллективной деят-ти людей, взаимоотношение между ними. 3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.
Процесс соц управления состоит из ряда стадий, которыми яв: формулирование целей и постановка задач управления; выработка и принятие управленческого решения; организация исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого решения.
2.Гос-ое управление, исполнительная власть: понятие, соотношение.
Гос-ым управление: в широком смысле- понимается управление делами гос-ва, всеми его органами по достижению целей, стоящих перед гос-ом.
В узком смысле-это деятельность только органов исполнительной власти, связанная с реализацией их полномочий.
Субъектами гос-го управления яв органы гос-ой власти, другие гос-ые органы, должностные лица, наделённые гос-о-властными полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что эффективно управлять гос-ом не возможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов гос-ой власти.
Объектами государственного управления являются физические и юридические лица, объединения граждан, предприятия и их объединения, отраслевые комплексы.
Исполнительная власть– организационно-управленческая исполнительно-распорядительная деятельность осуществляемая специальными государственными органами на основе и во исполнение законов с целью повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
Органы исполнительной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий связанных с оказанием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов.
Управление, а государственное управление в особенности, требует постоянного и непосредственного руководства управляемой системой. Это означает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, в ряде случаев просто в оперативном порядке, оказывать управленческое воздействие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-культурных и иных объектов управления. Подобные полномочия, занимающие подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, могут осуществляться лишь органами исполнительной власти в силу их природы и системы организационного построения.
3. Административное право как отрасль российского права: понятие, предмет, метод, система.
Административное право — отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
• является одной из основополагающих отраслей публичного права;
• представляет собой совокупность юридических норм;
• имеет обособленный предмет правового регулирования- управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
• имеет свой метод правового регулирования;
• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.
Предметом админ-го права яв совокупность общ-ых отношений, складывающихся в процессе организации и деят-ти органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деят-ть. Другими словами, предмет админ-го права- это совокупность общ-ых отношений, складывающихся в процессе организации и деят-ти системы исполнительной власти.
Предмет админ-го права вкл в себя две группы общ-ых отношений управленческого характера: 1. Это отношения, связанные с реализацией функций исполнительной власти, т.е управленческой деят-ти, осуществляемой органами исполнительной власти и исполнительными органами в рамках местного самоуправления.
2. связанна с осуществлением внутриорганизационной деят-и администраций предприятий, учреждений, иных организаций, в том числе общ-ые объединения.
Метод админ-го права отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регулирование»
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения.
В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.
Основной метод админ-го права: 1. Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Админ-ое право регулирует общ-ми отношениями и другими методами, а именно: методом рекомендации; методом согласования и диспозитивным методом.
Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.
Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.
Общая: Государственное управление, исполнительные органы власти; АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина; Субъекты административного права; Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; Административное правонарушение и административная ответственность; Административная юрисдикция; Административный процесс и виды административного производства; Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Особая: Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений; Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере; Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; Административно-правовое регулирование в иных сферах.
4. Административное право как наука: понятие, предмет, метод, источники, этапы развития.
Наука административного права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права.
Юридические науки, в свою очередь, делятся:
-
на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства; -
отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.; -
прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.; -
международные: международное публичное право, международное частное право; -
изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.
Элементы предмета науки «административное право»:
-
административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство); -
закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления; -
система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат); -
история развития административного права; -
правоприменительная практика субъектов административного права; -
зарубежное административное право (сравнительное правоведение); -
прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.
Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).
Общенаучные: диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.
Частонаучные: системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);