Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 751

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Важнейшим источником науки административного права является законодательство: Конституция РФ; конституции республик в составе России; конституционные законы; законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.

Этапы развития:

В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности).

В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации и защите прав подданных Российской империи. Работы И.Е. Андреевского, Н.Н. Белявского, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.Н. Лешкова, И.Т. Тарасова были широко известны в дореволюционной России, немало полезного в них найдет и современный читатель.

После революции 1917 года в условиях диктатуры пролетариата, руководящей роли коммунистической партии науку административного права дважды, в 1918–1921 и 1929–1938 годах, «закрывали» (прекращали исследования и преподавание). Она была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Затем ее судьбу разделили генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для «репрессированных» отраслей знаний, – они основывались на достижениях ученых западных стран, а потому не соответствовали взглядам руководства КПСС, узурпировавшего государственную власть в стране.

Третий этап развития науки административного права начался в 1985 году. Распад СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции РФ 1993 г., становление России на путь федерализма, повлекшие за собой политические и экономические реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной администрации.


В регулировании административно-правовых отношений на первый план стали выступать законы. Изменился подход к государственной службе. Роль государственной администрации, административного права стала иной в связи с появлением частных организаций (1), уменьшением вмешательства государственных органов в деятельность государственных предприятий, учреждений (2), с возникновением муниципальных образований, муниципальной собственности муниципальных организаций (3).
5. Административное право как учебная дисциплина: понятие, задачи, система.

Административное право как учебная дисциплина— это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации.

Задачи:

1. Познание норм данной отрасли законодательства и права, регулирующих общественные управленческие отношения;

2. Уяснение сущности исполнительной власти, ее форм и методов;

3. Ознакомление с административно-правовым статусом широкого круга субъектов;

4. Уяснение вопросов административного принуждения, ответственности и законности, административно-процессуальной деятельности;

5. Знакомство с организацией управления в конкретных сферах экономической, социально-культурной, административно-политической деятельности.

Как учебная дисциплина административное право предполагает овладение комплексом научных понятий и категорий, знание которых необходимо для выработки соответствующего правосознания юристов-профессионалов.

Что касается системы административного права, как учебной дисциплины, то она строится на основе системы соответствующей отрасли правового регулирования, а ее содержание во многом определяется профилем учебного заведения. В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы:

— места и роли административного права в правовой системе;

— юридической сущности государственного управления в сфере исполнительной власти;

— предмета и метода административного права, как отрасли права;

— науки административного права;

— механизма административно-правового регулирования;



— государственной службы;

— административно-правового статуса субъектов административного права;

— форм и методов осуществления исполнительной власти;

— законности и дисциплины в сфере исполнительной власти;

— административно-правовых режимов;

— зарубежного административного права;

— института административной ответственности;

— административно-правового регулирования в отдельных сферах функционирования исполнительной власти (экономика и материальное производство; социально-культурная и административно-политическая области).
6. Механизм административно-правового регулирования: понятие, основные элементы. Принцип административного права.

Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

  • представляет собой совокупность юридических средств;

  • средства носят административно-правовой характер;

  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;

  • направлено на решение задач общества и государства;

  • активизирует субъекты управленческих отношений;

  • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;

  • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

-принципы административного права;

-административно-правовые нормы;

-акты официального толкования административно-правовых норм;

-акты применения административно-правовых норм;

-административно-правовые отношения.

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

  1. определяют юридическую природу административного права;

  2. закрепляются в административно-правовых нормах;

  3. являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

  4. выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

  5. обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он
проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

7. Понятие, особенности и классификация административно-правовых норм. Способы их реализации.

Административно-правовые нормы — это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности.

Нормы административного права регулируют широкий круг общественных отношений. Они регламентируют порядок деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Административно-правовые нормы определяют права и обязанности служащих государственных и муниципальных органов. С помощью этих норм устанавливаются административно-правовой статус граждан, их права и обязанности в сфере государственного управления, механизм и порядок защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений государственных органов и их должностных лиц.

Существенная роль в системе норм административного права принадлежит нормам, регулирующим ответственность за совершение административных правонарушений, дисциплинарную ответственность и многие другие общественные отношения.

Виды административно-правовых норм:

1. По методу воздействия на поведение субъектов (по содержанию) административно-правовые нормы делятся на:

а) обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

б) запрещающие нормы, которые устанавливают запрет на совершение тех или иных действий;

в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (или поощрительные) нормы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.

2. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на:

а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному исполнению;

б) рекомендательные нормы, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

3. По территории действия административно-правовые нормы делятся на: