Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 751
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.
Важнейшим источником науки административного права является законодательство: Конституция РФ; конституции республик в составе России; конституционные законы; законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.
Этапы развития:
В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности).
В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации и защите прав подданных Российской империи. Работы И.Е. Андреевского, Н.Н. Белявского, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.Н. Лешкова, И.Т. Тарасова были широко известны в дореволюционной России, немало полезного в них найдет и современный читатель.
После революции 1917 года в условиях диктатуры пролетариата, руководящей роли коммунистической партии науку административного права дважды, в 1918–1921 и 1929–1938 годах, «закрывали» (прекращали исследования и преподавание). Она была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Затем ее судьбу разделили генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для «репрессированных» отраслей знаний, – они основывались на достижениях ученых западных стран, а потому не соответствовали взглядам руководства КПСС, узурпировавшего государственную власть в стране.
Третий этап развития науки административного права начался в 1985 году. Распад СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции РФ 1993 г., становление России на путь федерализма, повлекшие за собой политические и экономические реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной администрации.
В регулировании административно-правовых отношений на первый план стали выступать законы. Изменился подход к государственной службе. Роль государственной администрации, административного права стала иной в связи с появлением частных организаций (1), уменьшением вмешательства государственных органов в деятельность государственных предприятий, учреждений (2), с возникновением муниципальных образований, муниципальной собственности муниципальных организаций (3).
5. Административное право как учебная дисциплина: понятие, задачи, система.
Административное право как учебная дисциплина— это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации.
Задачи:
1. Познание норм данной отрасли законодательства и права, регулирующих общественные управленческие отношения;
2. Уяснение сущности исполнительной власти, ее форм и методов;
3. Ознакомление с административно-правовым статусом широкого круга субъектов;
4. Уяснение вопросов административного принуждения, ответственности и законности, административно-процессуальной деятельности;
5. Знакомство с организацией управления в конкретных сферах экономической, социально-культурной, административно-политической деятельности.
Как учебная дисциплина административное право предполагает овладение комплексом научных понятий и категорий, знание которых необходимо для выработки соответствующего правосознания юристов-профессионалов.
Что касается системы административного права, как учебной дисциплины, то она строится на основе системы соответствующей отрасли правового регулирования, а ее содержание во многом определяется профилем учебного заведения. В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы:
— места и роли административного права в правовой системе;
— юридической сущности государственного управления в сфере исполнительной власти;
— предмета и метода административного права, как отрасли права;
— науки административного права;
— механизма административно-правового регулирования;
— государственной службы;
— административно-правового статуса субъектов административного права;
— форм и методов осуществления исполнительной власти;
— законности и дисциплины в сфере исполнительной власти;
— административно-правовых режимов;
— зарубежного административного права;
— института административной ответственности;
— административно-правового регулирования в отдельных сферах функционирования исполнительной власти (экономика и материальное производство; социально-культурная и административно-политическая области).
6. Механизм административно-правового регулирования: понятие, основные элементы. Принцип административного права.
Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
-
представляет собой совокупность юридических средств; -
средства носят административно-правовой характер; -
объектом воздействия выступают управленческие отношения; -
направлено на решение задач общества и государства; -
активизирует субъекты управленческих отношений; -
повышает уровень их правосознания, правовой культуры; -
обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
-принципы административного права;
-административно-правовые нормы;
-акты официального толкования административно-правовых норм;
-акты применения административно-правовых норм;
-административно-правовые отношения.
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:
-
определяют юридическую природу административного права; -
закрепляются в административно-правовых нормах; -
являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права; -
выступают средством ликвидации пробелов в административном праве; -
обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он
проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
7. Понятие, особенности и классификация административно-правовых норм. Способы их реализации.
Административно-правовые нормы — это установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности.
Нормы административного права регулируют широкий круг общественных отношений. Они регламентируют порядок деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Административно-правовые нормы определяют права и обязанности служащих государственных и муниципальных органов. С помощью этих норм устанавливаются административно-правовой статус граждан, их права и обязанности в сфере государственного управления, механизм и порядок защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений государственных органов и их должностных лиц.
Существенная роль в системе норм административного права принадлежит нормам, регулирующим ответственность за совершение административных правонарушений, дисциплинарную ответственность и многие другие общественные отношения.
Виды административно-правовых норм:
1. По методу воздействия на поведение субъектов (по содержанию) административно-правовые нормы делятся на:
а) обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
б) запрещающие нормы, которые устанавливают запрет на совершение тех или иных действий;
в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;
г) стимулирующие (или поощрительные) нормы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.
2. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на:
а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному исполнению;
б) рекомендательные нормы, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.
3. По территории действия административно-правовые нормы делятся на: