ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием или профессиональным мужеством. При этом необходимо подчеркнуть, что врачебное мужество допустимо проявлять только во всеоружии знания. Идти на риск имеет право только тот, кто достаточно подготовлен ко всякого рода случайностям. Только в этом случае может быть оправдано еще одно драгоценное качество врача — решительность.
19. Культура речевого поведения врача - стоматолога.
Актуальность. В настоящее время стоматологи не всегда уделяют достаточно внимания личностным особенностям своих пациентов, а, значит, не используют в полной мере те ресурсы и те возможности, которые закладываются благоприятной коммуникацией с пациентом. Овладение психологическими знаниями может быть полезно стоматологу, так как характер взаимоотношений «стоматолог – пациент» влияет на эффективность лечения. В процессе профессиональной деятельности стоматологу нередко приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, при малоэффективном разрешении которых постепенно накапливается эмоциональное напряжение, в связи с чем у специалиста может возникнуть риск развития синдрома эмоционального выгорания. Поэтому специалисту крайне важно обладать способностью эффективно разрешать возникающие конфликты и стремиться к осознанному применению продуктивных тактик их урегулирования [1, 4, 10, 13].
Цель: закрепить и расширить теоретические знания грамотного общения между врачом-стоматологом и пациентом.
Задачи:
· Проанализировать ошибки, возникающие при общении стоматолога с пациентом.
· Выявить особенности общения в детском, во взрослом и пожилом возрасте.
Материалы и методы. Был проведен анализ книг и статей. Проведено анкетирование 40 врачей-стоматологов. На стоматологическом приеме было проконтролировано 5 врачей-стоматологов.
Результаты и обсуждение. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. У людей имеется важная потребность, и она проявляется в общении. Без нее трудно представить человеческую жизнь [2, 14-16].
Разновидности общения.
В соответствии с целями и средствами общение бывает:
-
Материальное: общение, при котором происходит обмен предметами быта, труда или происходит взаимодействие друг на друга с помощью каких-то предметов. -
Идеальное: общение, при котором происходит обмен между людьми идеями, переживаниями. -
Непосредственное: восприятие друг друга напрямую, без применения каких-то вспомогательных средств. -
Опосредованное: использование книг, журналов и технических средств. -
Вербальное: Происходит с помощью речи. -
Невербальное: реализуется благодаря различным неречевым средствам таким как, мимика, взгляды, жесты и так далее [1,4].
Раппорт
Основными принципами общения с пациентом является раппорт. Раппорт - это глубокое чувство взаимного доверия. Людям свойственно больше всего доверять только себе, своим чувствам и мыслям. На этом и базируется данное понятие. «Человек, которому я верю всегда, - я сам». Следовательно, люди бессознательно верят тем, кто похож на них. Раппорт воспринимается как способ разъяснить бессознательному другого человека, что мы с ним за одно, «мы с тобой одной крови». Самое ценное, что данное состояние поддерживается постоянно (если присутствует раппорт). То есть, если установлен раппорт между вами и пациентом на глубинном уровне психики появляются приятные ощущения, как и у вас, так и у пациента. Ведь на бессознательном уровне отсутствует ложь.
Подстройка
Понятие подстройка в нейролингвистическом программировании (НЛП) означает, что вы осознанно используете какие-то свойства пациента. Она бывает телесной и словесной.
Телесная подстройка
-
Темп. Старайтесь говорить информацию с такой скоростью, с какой пациент успеет понять ее и усвоить. Спрашивайте вопросы в таком темпе, чтобы вам успевали отвечать. А если пациент быстрее вас? Совет такой: научитесь думать и действовать предельно быстро. -
Поза. Поза пациента – это выражение его эмоционального состояния. Ведь человек, который полностью расслаблен, и человек напряженный, ощущают себя по-разному. Главное не внешнее сходство, а какие именно мышцы у пациента напряжены. -
Дыхание. Здесь от вас потребуется изрядная наблюдательность. Старайтесь дышать в ритме, с той же глубиной, с которой дышит ваш пациент. Но это не всегда актуально. Например, если вы детский стоматолог. Ведь дети дышат чаще и быстрее, чем взрослые. Или когда пациент максимально волнуется, тогда сложится впечатление, что вы волнуетесь вместе с пациентом. -
Голос. Голос имеет много характеристик:
· скорость речи. Говорите с такой же скоростью, как и пациент;
· интонация. Тон и рисунок голоса важная часть вашего имиджа. Старайтесь, чтобы ваш голос играл разными красками, трансформируясь ежесекундно.
Словесная подстройка
На эффективность общения оказывает влияние грамотный подбор слов.
-
Ключевые слова. Врач должен слушать своего пациента, так как люди склонны выделять интонациями те слова, которые кажутся им первостепенными. Так как использовать знания ключевых слов? Все просто: в ответе врача-стоматолога должны содержаться эти слова и тогда человек будет уверен, что вы его слушали. -
Система восприятия. Необходимо учитывать систему восприятия каждого человека и использовать те слова, которые пациенту проще понять и усвоить в зависимости от ведущего канала восприятия [1, 3, 11, 17].
20. Особенности и проблемы стоматологической
ЭтИКИ.
Индивидуальная проблема
Жизнь современного врача и студента-медика проходит в достаточно интенсивном темпе. На то, чтобы приостановиться и сосредоточенно обдумать прошедший день, не остается времени. Однако врачу совершенно необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как это следовало сделать.
Одним из важнейших условий, от которого зависит самовоспитание будущего врача, и которое во многом определяет индивидуальную форму профессионально-этической проблемы, является самокритичность. Только выработавший ее человек обретает способность видеть себя, свои поступки и действия как бы со стороны и объективно их оценивать. Восточная мудрость гласит, что истинный друг не тот, кто нас хвалит, а тот, кто нас заслуженно порицает. Стать таким другом и суровым судьей самому себе — одна из основных целей самовоспитания врача.
Ответственностьза свои действия, работу и качество ее выполнения в деятельности врача приобретает особый смысл. Это связано с тем, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного соприкосновения с самым важным и сокровенным для любого человека — жизнью и смертью. Врачу вверяется самое драгоценное — жизнь и здоровье людей. Он несет ответственность не только перед отдельным больным, его родными, но и перед обществом в целом. Поэтому врач не имеет права быть безответственным.
Другим качеством, которое должен совершенствовать в себе будущий врач, является наблюдательность. В данном случае речь идет не об обывательской, а о пытливой профессионально-врачебной наблюдательности, позволяющей увидеть, запомнить и с медицинской точки зрения оценить не только малейшие изменения в физическом и психологическом состоянии человека, но и процессы, происходящие во внешней среде. Высокая значимость такого рода наблюдательности в практической и научной работе врача бесспорна. В последние десятилетия в связи с бурным развитием медицинской науки и техники в клиническую практику, в том числе в стоматологических клиниках, было внедрено огромное количество методов и способов диагностики, компьютерной обработки данных и т. д. Очевидна высокая ценность использования самых современных и высокоточных аппаратов и приспособлений для помощи врачу в диагностике и наблюдении за больным, изменениями в ходе течения того или иного заболевания. Однако современные и высокоточные исследования ни в коем случае не должны способствовать разрыву общения врача и пациента. К сожалению, нередко имеют место такие ситуации, когда врач, вызвав очередного больного и даже не взглянув на него, погружается в изучение всякого рода лабораторных данных, рентгенологических снимков, заключений специалистов. Затем приглашает пациента в стоматологическое кресло и, совершенно не обращая внимания на самого больного, выражение его лица, манеру держаться, говорить и реагировать на ситуацию, предлагает открыть ему рот. Подобная практика явно порочна. Современный стоматолог должен понимать, что никакие научно-технические и методологические достижения не должны заслонять главного — самого пациента с его индивидуальными физическими и духовными свойствами. Врач обязан входить в непосредственный контакт с больным, научиться пытливым взором смотреть на него, замечать и выявлять такие изменения в его состоянии, которые подчас недоступны самым утонченным и совершенным методам объективного исследования. При этом важно широко использовать все достижения медицинской науки и техники для максимально точной постановки диагноза, коррекции лечебно-профилактических мероприятий, оценки их эффективности, но относясь к ним как к вспомогательным и не в коем случае не подменяющим самого общения с пациентом.
Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием
или профессиональным мужеством.
Нельзя не вспомнить слова профессора М.М. Дитерихса о том, что врач «должен быть не смелым, а не пугающимся, мужественным — вот то качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного положения».
При этом необходимо подчеркнуть, что врачебное мужество допустимо проявлять только во всеоружии знания. Идти на риск имеет право только тот, кто достаточно подготовлен ко всякого рода случайностям. Только в этом случае может быть оправдано еще одно драгоценное качество врача — решительность.
Практическая деятельность врача тяжела. Коллегам всех специальностей, в том числе стоматологических, приходится переживать немало горьких минут, созерцая разочарование тех пациентов, которым сегодня мы не в силах вернуть полное здоровье, а можем лишь частично облегчить их состояние, помогая избавиться от тех или иных симптомов. Однако достижения современной медицины неизменно поддерживают наше убеждение в правоте слов И.И. Мечникова о том, что наука может и должна в будущем даровать людям счастливое существование. Этим определяется еще одно важное качество современного врача — оптимизм.