Файл: Язык и его основные функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Врачебная проблема

Известно, что истина в медицине иногда продвигается сквозь гипотезы и даже ошибки. Опыт многолетних изучений и наблюдений, в том числе и в странах Западной Европы, убеждает, что ни один доктор не застрахован от ошибок. Однако их вероятность наиболее высока в тех случаях, когда не были установлены хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом. 

Многочисленными исследованиями доказано, что в случаях, когда больные начинают критиковать своих лечащих врачей, они значительно реже касаются их профессиональной компетентности, а чаще жалуются на неадекватность общения с врачом: «Да, мне становится лучше. Но мне никто не объясняет, что со мной происходит», «Со мной вообще почти не разговаривают. Они смотрят только на результаты моих анализов и обсуждают только их». 

Ограниченность информации и неадекватное ее представление лежат в основе отрицательного отношения пациента к врачу. Анализ, проведенный представителями административных органов здравоохранения Российской Федерации, связанных по долгу своей работы с анализом жалоб от населения, говорит о том, что большинство их обусловлено скорее неудачами в общении с пациентом, нежели действительно плохой медицинской помощью. 

В чем же кроются причины низкой компетентности современных врачей в вопросах правильного установления диалога врач – больной? Среди них можно отметить отвлеченность от практики предмета медицинской этики и деонтологии или традиционное для прежних лет пренебрежение к личности, кастовость мира врачей и т. д. 

Любой человек, который когда-нибудь имел несчастье быть в роли больного или являлся родственником пациента, может пылко и красочно рассказывать о своих злоключениях и неприятных контактах с медперсоналом. При этом следует подчеркнуть, что больные в большинстве случаев находят неудовлетворительными их взаимоотношения с врачами. Часто доктора представляются им людьми, с которыми трудно общаться: они недружелюбны, не соответствуют представлениям пациента и не способны создать доверительные отношения с ним. 

Одним из отличительных моментов современный медицинской этики является тот факт, что все большее и большее число больных хочет участвовать в процессе принятия решений
, касающихся их жизни и здоровья: в частности, в выборе тактики лечения. Подобная тенденция является следствием возрастающего образования и внимания к своему здоровью среди населения. Это, в свою очередь, подразумевает еще большую компетентность врачей в тактике построения диалога с пациентом. 

Известно, что модель взаимоотношений формируется на основании личностных качеств врача, его такта и интуиции. В настоящее время целые творческие коллективы разрабатывают научные подходы к построению правильного с учетом современных представлений диалога между врачом, больным и его родственниками. При этом старшее поколение врачей работает так, как работали их учителя, как подсказывает им их опыт и воспитание, а младшее поколение учится на примере старших, при этом совершенно игнорируя огромный мировой опыт. 

22. Коммуникативная компетентность врача-стоматолога.

¡.Коммуникативная компетентность врача-стоматолога как интегральное профессионально-личностное образование имеет содержательную специфику, определенные критерии, уровни развития и динамику в процессе профессионального становления.

2.Коммуникативная компетентность врача-стоматолога влияет на его профессиональную успешность.

3.Специальная программа развития коммуникативной компетентности врача-стоматолога, включающая соответствующий тренинг будет способствовать усилению профессиональной успешности.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: основные положения теорий психологической компетентности (А.К. Маркова, JI.M. Митина, Дж. Равен, Д.А. Леонтьев, Т.Н. Щербакова); положение о социальной основе межличностных отношений (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, Б.Ф. Парыгин); теория социальной перцепции (A.A. Бодалев, Г.М. Андреева, В.А. Лабунская); концепция активного субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), концепция доверия (Т.П. Скрипкина); основные направления исследований личности в профессиональной деятельности (Э.Ю. Зеер, А.Е. Климов, Д. Холланд, И. Майерс, И.Б. Котова); теоретические исследования стадий профессионализации и профессионального развития (A.A. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, H.H. Пряжников); основные позиции теории отношений (В.Н. Мясищев); ак-меологическая теория развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач); теоретические положения современной психологии успеха.

Для решения поставленных задач в работе были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ, сопоставление и обобщение исследований по успешности субъекта коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности; методы сбора эмпирической информации - включенное наблюдение, беседа, опросные методы (анкета), метод незаконченных предложений; метод экспертной оценки; проективные методы («мини-соченение»); тестирование: опросник Снайдера; опросник эмпатийных тенденций А. Мехрабиона; тест УСК (уровень субъективного контроля Дж. Б. Роттера), тест К. Томаса (стратегия поведения в конфликте); методы количественного и качественного анализа данных и методы математической статистики.



Экспериментальной базой исследования выступили 120 врачей-стоматологов лечебных учреждений города Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Этапы исследования. Исследование включало три этапа:

Первый этап (2002 - 2003 гг.) - поисковый, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психологической литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась программа эмпирического исследования, проводилось пилотажное исследование с целью формирования репрезентативной выборки испытуемых, подбирался диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

Второй этап (2003 - 2004 гг.) - эмпирический, в ходе которого были изучены специфические особенности содержательного наполнения компонентов коммуникативной компетентности врача стоматолога, особенности восприятия врача пациентом, ожидания пациентов относительно проявлений коммуникативной компетентности врача.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) - заключительный. На этом этапе проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования. На основании полученных данных составлен психологический портрет врача, обладающего высоким уровнем развития коммуникативной компетентности. Систематизированы запросы врачей-стоматологов на психологическую помощь в области формирования компетентного индивидуального стиля общения. Разработана и апробирована программа развития коммуникативной компетентности.

Достоверность полученных результатов обеспечивается глубиной методологического обоснования общего замысла исследования, системным подходом к изучению его объекта, использованием комплекса диагностического инструментария адекватного обозначенной цели, репрезентативностью выборки, корректностью количественного и качественного анализа данных.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации систематизированы подходы к изучению коммуникативной компетентности как фактора профессиональной успешности в отечественной и зарубежной психологии; определено и описано специфическое содержание компонентов коммуникативной компетентности врача-стоматолога; выделены психологические критерии его профессиональной успешности. Показана динамика выраженности показателей коммуникативной компетентности врача-стоматолога на различных этапах профессионального развития. Выделены группы факторов, детерминирующих развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога, а также определены психологические барьеры становления профессиональной успешности специалистов данного профиля. Разработана модель развития коммуникативной компетентности врача-стоматолога. Выделены и описаны основные тенденции ее влияния на профессиональную успешность. Обоснованна необходимость развития коммуникативной компетентности врача как детерминанты профессиональной успешности. Составлены портреты компетентного и некомпетентного, с точки зрения пациентов, врача-стоматолога. Разработана программа развития коммуникативной компетентности врача-стоматолога и сконструирован авторский тренинг, актуализирующий возможности личности врача в формировании компетентного индивидуального стиля профессионального общения.


Теоретическая значимость работы состоит в том, что в исследовании дана комплексная характеристика содержания и способов операционализации коммуникативной компетентности врача-стоматолога, расширенно представление о роли и функциях психологической компетентности человека как субъекта труда, выявлена специфическая связь успешности деятельности с уровнем коммуникативной компетентности специалиста. Дополнено содержание теории психологической компетентности. Выявлены и описаны содержательные линии развития коммуникативной компетентности врача-стоматолога в процессе специально организованного обучения. Описаны характеристики компетентного индивидуального стиля профессионального поведения врача.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем сконструирована и апробирована экспериментальная программа диагностики коммуникативной компетентности как фактора профессиональной успешности. Разработана система мер по развитию коммуникативной компетентности врача-стоматолога, которая может быть использована в ходе реализации образовательных программ подготовки и повышения квалификации врачей. Отработана техника диагностики и самодиагностики коммуникативной компетентности. Разработана программа и авторский тренинг, нацеленный на развитие коммуникативной компетентности. Полученные данные могут использоваться при аттестации врачей-стоматологов. Материалы диссертации могут с успехом использоваться для совершенствования системы подготовки и переподготовки врачей-стоматологов, а так же в работе психологической службы медицинских учреждений. Автором разработан спецкурс для врачей стоматологов «Психологические основы эффективного профессионального общения врача-стоматолога» и авторский тренинг, которые могут применяться при обучении врачей. Полученные результаты могут найти применение в деятельности психологов-практиков, задействованных в области медицины, и в системе психологической службы медицинских учреждений. Материалы диссертации могут послужить основой для разработки серии методических рекомендаций для администрации и персонала стоматологических клиник, а также для преподавателей медицинских вузов и колледжей.

Положения, выносимые на защиту: 1. Коммуникативная компетентность врача-стоматолога является интегральным личностным образованием в состав, которого входят психологическим знания о механизмах эффективного общения, коммуникативные, социальноперцептивные и интерактивные умения, и коммуникативные характеристики личности.


2. Влияние коммуникативной компетентности врача-стоматолога на его профессиональную успешность проявляется в виде:

- оптимизации взаимодействия врач-пациент;

-устойчивого позитивного эмоционального коммуникативного фона на всех этапах приема;

-увеличения позитивной оценки деятельности врача со стороны пациентов -компетентного индивидуального стиля общения врача с пациентом.

3. Эффективной является программа развития коммуникативной компетентности врача стоматолога, включающая сведущие блоки: установочный, диагностический, развивающий, моделирующий.

4. В качестве показателей эффективности программы выступают: устойчивая позитивная установка на развитие коммуникативной компетентности; повышение субъектной включенности врача в моделирование собственной профессиональной успешности, повышение уровня коммуникативной компетентности; удовлетворенность собой как успешным субъектом профессионального общения; улучшение объективных показателей качества профессиональной деятельности.

24.Культура и традиции в Казахстане

 

Казахстан – страна многонациональная, мультикультурная. На ее огромной территории смешались не только народы, но и произошло взаимопроникновение различных культур. Сложилась своя особенная, казахстанская культура.

Но несмотря на такое смешение культур, каждый народ Казахстана бережно сохраняет свои собственные культурные традиции и обычаи. У казахов существует великое множество традиций, которые передаются из поколения в поколение и с удовольствием перенимаются молодыми. Если перечислять их все, даже простой список традиций и обычаев составит увесистый том. Поэтому мы расскажем вам о наиболее важных и соблюдаемых повсеместно традициях.

Традиции приема гостей

Традиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. И не только казахи, но и, наверное, все остальные народы, населяющие Казахстан, переняли это традиционное радушие и уважение к гостю.

Такое отношение с гостям сложилось в далекой древности. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «