ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Тема 4. Погода (4 ч)
No урока
24
Тема урока
Погода и её составляющие
Количество часов
1
Тип урока
Освоения новых знаний и видов учебных действий
Целевая установка
Формирование представлений о погоде и её составляющих
Понятия
Погода, погодные явления, климат
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Предметные Умение давать определения понятия «погода»; различать понятия «погода»
и «климат»; называть основные составляющие погоды (температура воздуха,
влажность воздуха, ветер, облачность); выполнять опыт, моделирующий обра-
зование облаков
Метапредметные
Познавательные УУД: умение давать определения понятий; сравнивать и делать
выводы на основе сравнений; применять знания в практической деятельнос-
ти — проводить элементарные опыты.
Регулятивные УУД: умение выполнять задачи под руководством учителя; выби-
рать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оцени-
вать свои действия.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, формули-
ровать и задавать вопросы
Личностные Положительное отношение к учёбе; познавательный интерес к окружающему
миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре-
зультатов требованиям конкретной задачи
Дата проведения (план/факт
Структура уроков
1. Урок освоения новых знаний и видов учебных действий
Данный тип урока используется:
– при освоении новых знаний и формировании новых видов учебных действий;
– при освоении новых знаний на основе уже сформированных видов учебных действий;
– при формировании новых видов учебных действий на основе имеющихся знаний.
Цели уроков данного типа: формирование у обучающихся новых знаний и (или) видов учебных дей-
ствий в рамках учебной ситуации; формирование способности к рефлексии.
78
Возможная структура уроков данного типа
1-й этап — мотивация учебной деятельности путём создания внутреннего позыва у обучающихся к ос-
воению новых знаний и (или) видов учебных действий;
2-й этап — актуализация учебной деятельности путём выполнения действий, позволяющих извлечь из
памяти обучающихся знания и навыки выполнения учебных действий, которые будут необходимы при
освоении новых знаний и (или) видов учебных действий (вводное повторение); привлечение обучающих-
ся к постановке цели урока и формулированию задач, необходимых для её достижения, а также к плани-
рованию учебного занятия;
3-й этап — формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и (или) видов учебных действий;
4-й этап — освоение новых знаний и (или) видов учебных действий на основе алгоритма деятельности
при выполнении учебных действий (закрепление);
5-й этап — выполнение пробного учебного действия;
6-й этап — самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и (или) сформированности
видов учебных действий на основе сопоставления их с эталоном;
7-й этап — рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и (или) формированию видов
учебных действий
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
( Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс. Часть 1)
Тема: Что такое погода?
Цель урока:
1. Систематизировать и расширить представление детей о погоде, ее изменениях, о природных явлениях.
2. Создать условия для развития УУД
Задачи урока.
Познавательные:
- обобщить знания о таком явлении погоды как гроза, о правилах поведения во время грозы;
- учиться делать выводы, развивать речь детей, логическое мышление;
- работать с информацией учебника, анализировать представленный материал.
Регулятивные::
- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- работать в паре.
Межпредметные:
- способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» А.А. Плешакова, карточки со словами для работы в паре, карточки с новыми словами «метеорология», «метеорологические», таблички для схемы-кластера «Погода», «Памятка» (для каждого ученика).
Ход урока.
-
Мотивация.
- Когда мы слышим слова «температура воздуха», то что мы понимаем? О чём идёт речь?
- Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
-
Прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.(стр. 32) -
Узнаем, из чего складывается погода.
Вспомним, какие бывают явления погоды.
-
Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды. -
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Учитель.
Отгадайте загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Дети. Вода.
Учитель. Что вы узнали о воде?
( Ответы учеников.)
Учитель. Можно ли воду услышать?
Дети. Да. Шум дождя, журчание ручья, всплески моря, гул штормового океана.
Учитель. Отгадайте еще одну загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети. Воздух.
Учитель. Что узнали о воздухе?
Итоги.
3. Работа над новым материалом.
Учитель. Какой вопрос вы задаете утром дома, когда собираетесь в школу?
( Ответы детей.)
Учитель. Послушайте, о чем спрашивает Сережа своих родителей.
( Читаю текст на стр. 33 учебника)
- Зачем нужно знать, какая сегодня погода?
Дети. Чтобы знать, как одеваться.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое погода; вспомним, какие бывают явления погоды: вы узнаете, кто изучает погоду.
Задание . Работа в паре.
-На карточке подчеркните слова, которые могут характеризовать погоду.
Ясная, сырая, большая, облачная, длинная, солнечная, широкая, сухая, дождливая, ветреная, круглая, жаркая, маленькая, холодная, теплая, узкая, короткая, квадратная.
Проверка работы. (Ученики читают подчеркнутые слова.)
Учитель. Что мы имеем ввиду, говоря:
ясная, облачная?
Дети. Какое небо. Есть ли облака.
Учитель. …сырая, солнечная, дождливая?
Дети. Есть ли осадки.
Учитель. …ветреная?
Дети. Есть ли ветер.
Учитель. …жаркая, холодная?
Дети. Какая температура воздуха.
Учитель. Так что же такое погода?
Коллективное определение. На доске появляется схема- кластер:
Погода
температура воздуха,
облачность,
осадки,
ветер.
Чтение вывода в учебнике на стр. 33. 4.Закрепление пройденного материала. Задание «Продолжи предложение»
Учитель. Холодно, тепло, жарко – это…
Дети. Температура воздуха.
Учитель. Ясно, облачно, пасмурно – это…
Дети. Облачность.
Учитель. Дождь, снег – это…
Дети. Осадки..
Учитель. Сильный, порывистый, слабый – это …
Дети. Ветер.
Физкультминутка.
Чтобы сильным стать и ловким
(руки к плечам, рывки в стороны)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, выдох ртом.
(повторить 5-6 раз )
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
5.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Природа удивительна, а погода очень переменчива. Ученые постоянно наблюдают за погодой и составляют прогнозы (предсказания) на завтра, на несколько дней вперед.
Как вы думаете, для чего это нужно?
Дети. Погоду нужно знать летчикам, капитанам кораблей, водителям машин, путешественникам, чтобы не попасть в беду.
Учитель. Кто знает, как называется наука о погоде?
(Ответы детей)
Работа с доской и учебником на стр. 35.
Учитель. Наука о погоде называется метеорология (слово читают хором)
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники (найдите на рисунке),
в море устанавливают метеорологические буи (рисунок),
есть метеорологические самолеты и корабли (рисунки).
(По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Метеорологические
станции
спутники
буи
корабли
самолеты)
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды.
Но есть еще много народных примет, которые помогают определить, какая будет погода.
Дома прочитаете приметы в учебнике и найдете новые народные приметы. Спросите у старших, узнайте в библиотеке.
Физкультминутка
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем.
Никогда не замерзаем.
.
6.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Мы сегодня на уроке говорили о явлениях погоды. Отгадайте загадки.
-
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
-
Басовитый и серьезный,
У него характер крут;
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут. (Гром)
-
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
-Как вы думаете, опасна ли гроза для жизни человека?
Дети. Конечно, опасна.
Учитель. А какие еще явления погоды опасны для здоровья человека?
Дети. Мороз, метель, вьюга, гололед.
Учитель. Об этих явлениях погоды мы поговорим попозже на внеклассных занятиях. А сегодня разговор пойдет о грозе.
Что вы знаете о грозе?
Дети. Гроза – это молния, гром, ветер, дождь. Она чаще всего бывает летом и весной.
Учитель. Сначала надвигаются кучево-дождевые облака. Они занимают все небо. Усиливается ветер, сверкают молнии, раздаются раскаты грома и на землю обрушивается ливень.
А чем опасна гроза?
Дети. Молния может убить человека, свалить дерево. Мы читали рассказ Л.Н. Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».
Учитель. Гроза опасна прежде всего молниевым разрядом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий деревья, строения.
И, наконец, сильный ливень, который бывает иногда с градом.
Каждый человек должен знать и помнить, как уберечься от грозы.
Знакомство с текстом памятки (Читают вслух цепочкой)
Памятка.
Правила поведения во время грозы.
-
Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении. -
Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон. -
Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей. -
Если гроза застала на улице, укройтесь в ближайшем здании. -
Если гроза застала в парке, в лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб и тополь. -
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды. -
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Можно сидеть, но постараться сжать колени вместе, обхватить их руками, опустить голову пониже. -
Во время грозы не бегайте. -
Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических предметов, влажных стен. -
Если вы застигнуты грозой будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них.
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Дети. О погоде, о явлениях погоды, о грозе.
Учитель. Какие явления погоды вы знаете?
Дети. Дождь, снег, гроза, метель, туман …
Учитель. О каком явлении погоды говорится?
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Дети. О грозе. Молния, гром, дождь.
Учитель. Что нельзя делать во время грозы?
Дети. Прятаться под одиноким деревом, купаться в реке, бегать, ездить на велосипеде.
8. Итог урока.
Учитель. Молодцы! Сегодня я увидела, что вы много знаете о погоде, о явлениях погоды и узнали еще больше. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни. С «Памяткой» познакомьте своих родных, друзей.