ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особое место в процессе познания занимает интуиция - непосредственное усмотрение истины /лат. intuito - "пристально смотрю"/, внезапное озарение, проникновение в суть без предварительных логических рассуждении. Ее природа заключена в сложном переплетении логических и психологических механизмов мышления,. что приводит к своеобразному скачку от исходных данных к конечным выводам. Интуиция характеризуется, во-первых, "внезапностью" появления конечного результата, неполной осознанностью процесса познания, во-вторых, диалектическим единством сознательной и подсознательной сфер психика, в-третьих, тем, что интуиция составляет внутренний момент как чувственного, так а рационального познания. Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Наиболее существенными из них являются: накопленный опыт познавательной деятельности в той или иной области, наличие проблемной ситуации, которая стимулирует творческое мышление, развитая способность к творчеству, одаренность, талант субъекта познания и другие.
Человек познает действительность различными способами. При этом познание проходит в обществе и зависят от социальных факторов. Оно осуществляется в многообразных а взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества: в форме обыденной, научной, художественной, религиозной а .др.
Обыденное познание складывается на основе повседневного жизненного опыта и общения людей. Полученные таким способом знания о природе, обществе, самом себе носят хотя и прочный, но неупорядоченный, разрозненный характер, являясь простил набором сведений, правил и т.п. В процессе развития общества и человеческого мышления эти сведения проходят довольно жесткий отбор: сохраняется и закрепляется только адекватное знание, позволяющее человеку эффективно ориентироваться и действовать в обычной .жизни. Обыденное познание складывается стихийно, чаще всего методом проб и ошибок. Область обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, убеждения, предчувствия, верования и приметы, некоторые обобщения жизненного опыта, закрепленные в назиданиях, традициях, преданиях и др.
Художественно-образная форма познания наиболее полно выражена в искусстве. Искусство, конечно, специально не решает познавательных задач, но в структуру любого художественного произведения в той или иной форме всегда входят определенные знания о мире, о разных людях, их чувствах и мыслях, о временя, в которое она живут, о странах а народах, о быте и нравах и т.д. Они выражаются посредством художественных образов. Эта форма познания отличается очень большой субъективностью, зависимостью от личности художника, писателя, музыканта, актера.
Религиозное познание основано на непосредственном эмоциональном отношении людей к природным и социальным силам и вере в сверхъестественное. Священные тексты разных религий содержат целые сокровищницы самых различных знаний, хотя и далеко не общепризнанных, связанных с конкретной верой. Проблема соотношения знания я веры имеет долгую историю. Веру понимают, во-первых, в значении уверенности в том, что еще не проверено, не доказано в настоящий момент, и, во-вторых, как религиозную веру. Религиозная вера и знание могут находиться в трех основных позициях по отношения друг к другу: 1/ абсолютизация знания и полное исключение веры; 2/ абсолютизация веры в ущерб знания; 3/ попытки, совмещения веры и знания, - в особенности это характерно .для современной философии религии, которая предлагает различные варианты философского взгляда на религиозную веру, на ее познавательный статус; выясняет условия, при которых можно говорить о рациональности и истинности веры; стремятся выявить смысл религиозного языка, понять природу а санкции религиозного опыта и т.д. 3 конце XX в. философы и ученые самых разных направлений все чаще говорят о том, что вера нужна научной мысли, как левая рука правой, и неумение работать обеими вовсе не является преимуществом. Дело в том, что в научном и религиозном видах познания участвует принципиально разные грани человека. В науке человек стремятся быть "чистым умом", а совесть, вера, порядочности играют вспомогательную роль в работе этого ученого ума. В религиозной, духовной жизни всё наоборот: "ум - это только рабочая сила у сердца". Идеал "цельного знания" разделяла а многие русские философы, начиная с Хомякова и Соловьева. Они верили, что целостная, полная истина раскрывается только целостному человеку, собравшему воедино все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, нравственное сознание, способность к религиозному созерцанию и пр.
Особым и очень важным для современного человека видом познания является научное познание.
3. Научное познание обладает рядом специфических признаков:
- наука ориентирована на объективное исследование действительности. Социальные факторы, личностные моменты и ценностные ориентации ученого оказывают влияние на эффективность его труда, но не входят непосредственно в состав научного знания;
- наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного познания. Поэтому она вырабатывает специальный язык /например, "идеальный маятник" или "абсолютно твердое тело"/;
- достоверность научных знаний не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, уже прошедших проверку на истинность;
- научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий /экспериментальные установки, средства измерения и т.п./;
- занятия наукой требуют особой подготовка познающего субъекта, освоения им средств и приемов, целевых установок научного. исследования, определенной системы ценностных ориентации;
- научное познание включает эмпирический и теоретический этапы /уровни
- научное знание имеет особые формы развития /научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория/;
- научное исследование существенно отличается от обыденного познания методами познавательной деятельности.
Рассмотрим подробнее некоторые из указанных черт научного познания.
Прежде всего отметим, что процесс научного познания в своем развитии проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое и теоретическое познание органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Вместе с тем они отличаются по предмету, средствам и методам исследования.
Эмпирический этап познания - это непосредственное опытное изучение объекта. Он включает в себя, во-первых, получение необходимых исходных данных об отдельных сторонах, связях и отношениях изучаемого объекта, сбор фактов, и, во-вторых, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первоначальную систематизацию и классификацию. Уже на этом этапе осуществляется сложная мыслительная деятельность, уточняются свойства, связи и отношения изучаемого объекта. Познание в целом остается еще на уровне явления, но создаются предпосылка для выяснения сущности объекта исследования.
Теоретический этап познания характеризуется глубокий проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей, т.е. не только описанием объекта исследования, но и всесторонним его объяснением, разработкой теории. Он включает построение теоретической модели объекта познания и ее углубленный анализ, выявление скрытых от исследователя существенных свойств, связей и отношений, т.е. законов функционирования и развития изучаемого объекта.
На каждом из этапов познание осуществляется в определенных формах. Основными формами развитая научного знания являются научный факт, научная проблема, научная гипотеза и научная теория.
Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отличается от факта действительности, который представляет собой реальный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительности. При этом научным считается лишь тот факт, который верно отражен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.
Факты играют большую роль в науке. Без них невозможно было бы развитие научных знаний об окружающем нас мире. "Факты, - писал выдающийся русский ученый И.П.Павлов, - это воздух для ученого". Вместе с тем для научного познания характерно строгое отношение к фактам. "Выхватывание" фактов из системы их взаимодействия с действительностью, поверхностный их анализ, использование непроверенных, случайных или тенденциозно подобранных фактов могут ввести исследователя в заблуждение. Поэтому строгое описание, систематизация и классификация фактов является одной из главных задач эмпирического этапа научного исследования. Изучение фактов приводит к формулированию научной проблемы.
Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий . субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.
В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно поставить научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно поставить проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.
Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.
Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о тех идя иных характеристиках изучаемого объекта, которое не противоречит известный научным фактам и открытым законам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект и быть принципиально проверяемой.
Чтобы та или иная гипотеза стала достоверным знанием, а затем и частью теории, необходимо подтвердить ее, опровергнуть другие гипотезы, выдвинутые в отношении одной и тоя же научной проблемы. Подтверждение или опровержение гипотезы дает практика в ее различных видах и формах. Однако, как известно, все предположения трудно или даже невозможно достаточно достоверно проверять. Поэтому в науке широко используется косвенное, теоретическое доказательство гипотез, основными путями которого выступают: подтверждение гипотезы или выведенных из нее следствий аргументами, включающими указания на факты и законы /индуктивный путь/, выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений /дедуктивный путь/; включение гипотезы в систему научного знания, в которой она непротиворечиво согласуется со всеми другими положениями. Наибольшую эвристическую ценность представляет собой подтверждение такими фактами и законами, о существовании которых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой гипотезы. Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теория.
Научная теория - это совокупность доказанных и приведенных в систему положений, обобщенно отражающих объект научного познания. Ее главное содержание составляют законы, категории и принципы, которые дают целостное представление о сущности изучаемого объекта. Основными функциями научной теории являются: описательная, объяснительная, функция предвидения и методологическая функция. Все формы развития научного знания взаимодополняют друг друга.
Каждая последующая форма является развитием предыдущей, включает наиболее важные ее моменты. В науке объединены все указанные формы.
Эффективность научного познания в значительной мере обусловлена применяемыми методами. Поэтому проблема метода - одна из центральных проблем теории познания, особенно начиная с Нового времени.
Метод в широком значении слова - "путь к чему-либо", способ деятельности, совокупность приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности. Содержание метода научного познания. как и теории, определяется прежде всего строением и функционированием объекта. Поэтому метод и теория находятся в тесной взаимосвязи: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследована, метод выступает как исходный пункт и средство последующих исследований. Методология научного познания - это, с одной стороны, система методов познавательной деятельности ученого, а с другой - учение об этой системе, типология методов, попытка создания теории метода.