Файл: Лекция 11. Теория познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особое место в процессе познания занимает интуиция - непосред­ственное усмотрение истины /лат. intuito - "пристально смотрю"/, внезапное озарение, проникновение в суть без предварительных логи­ческих рассуждении. Ее природа заключена в сложном переплетении логических и психологических механизмов мышления,. что приводит к своеобразному скачку от исходных данных к конечным выводам. Ин­туиция характеризуется, во-первых, "внезапностью" появления конеч­ного результата, неполной осознанностью процесса познания, во-вто­рых, диалектическим единством сознательной и подсознательной сфер психика, в-третьих, тем, что интуиция составляет внутренний момент как чувственного, так а рационального познания. Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Наиболее существенными из них являются: накопленный опыт познавательной деятельности в той или иной области, наличие проблемной ситуации, которая стимулирует творческое мышление, развитая способность к творчеству, одарен­ность, талант субъекта познания и другие.

Человек познает действительность различными способами. При этом познание проходит в обществе и зависят от социальных факторов. Оно осуществляется в многообразных а взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества: в форме обыденной, научной, художественной, религиозной а .др.

Обыденное познание складывается на основе повседневного жиз­ненного опыта и общения людей. Полученные таким способом знания о природе, обществе, самом себе носят хотя и прочный, но неупорядоченный, разрозненный характер, являясь простил набором сведений, правил и т.п. В процессе развития общества и человеческого мышле­ния эти сведения проходят довольно жесткий отбор: сохраняется и закрепляется только адекватное знание, позволяющее человеку эффек­тивно ориентироваться и действовать в обычной .жизни. Обыденное познание складывается стихийно, чаще всего методом проб и ошибок. Область обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, убеждения, предчувствия, верования и приметы, не­которые обобщения жизненного опыта, закрепленные в назиданиях, традициях, преданиях и др.

Художественно-образная форма познания наиболее полно выражена в искусстве. Искусство, конечно, специально не решает познавательных задач, но в структуру любого художественного произведения в той или иной форме всегда входят определенные знания о мире, о разных людях, их чувствах и мыслях, о временя, в которое она живут, о странах а народах, о быте и нравах и т.д. Они выражаются посредс­твом художественных образов. Эта форма познания отличается очень большой субъективностью, зависимостью от личности художника, писателя, музыканта, актера.


Религиозное познание основано на непосредственном эмоциональном отношении людей к природным и социальным силам и вере в сверхъестественное. Священные тексты разных религий содержат целые сокровищницы самых различных знаний, хотя и далеко не общепризнанных, связанных с конкретной верой. Проблема соотношения знания я веры имеет долгую историю. Веру понимают, во-первых, в значении уверенности в том, что еще не проверено, не доказано в настоящий момент, и, во-вторых, как религиозную веру. Религиозная вера и знание могут находиться в трех основных позициях по отношения друг к другу: 1/ абсолютизация знания и полное исключение веры; 2/ абсолютизация веры в ущерб знания; 3/ попытки, совмещения веры и знания, - в осо­бенности это характерно .для современной философии религии, которая предлагает различные варианты философского взгляда на религиозную веру, на ее познавательный статус; выясняет условия, при которых можно говорить о рациональности и истинности веры; стремятся выя­вить смысл религиозного языка, понять природу а санкции религиоз­ного опыта и т.д. 3 конце XX в. философы и ученые самых разных направлений все чаще говорят о том, что вера нужна научной мысли, как левая рука правой, и неумение работать обеими вовсе не являет­ся преимуществом. Дело в том, что в научном и религиозном видах познания участвует принципиально разные грани человека. В науке человек стремятся быть "чистым умом", а совесть, вера, порядочности играют вспомогательную роль в работе этого ученого ума. В религи­озной, духовной жизни всё наоборот: "ум - это только рабочая сила у сердца". Идеал "цельного знания" разделяла а многие русские фи­лософы, начиная с Хомякова и Соловьева. Они верили, что целостная, полная истина раскрывается только целостному человеку, собравшему воедино все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, нравственное сознание, способность к религиозному со­зерцанию и пр.

Особым и очень важным для современного человека видом позна­ния является научное познание.

3. Научное познание обладает рядом специфических признаков:

- наука ориентирована на объективное исследование действитель­ности. Социальные факторы, личностные моменты и ценностные ориента­ции ученого оказывают влияние на эффективность его труда, но не входят непосредственно в состав научного знания;

- наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного познания. Поэтому она вырабатывает специальный язык /например, "идеальный маятник" или "абсолютно твердое тело"/;



- достоверность научных знаний не может быть обоснована толь­ко их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формиру­ет специфические способы обоснования истинности знания: эксперимен­тальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, уже прошедших проверку на истинность;

- научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий /экспериментальные установки, средства измерения и т.п./;

- занятия наукой требуют особой подготовка познающего субъек­та, освоения им средств и приемов, целевых установок научного. исследования, определенной системы ценностных ориентации;

- научное познание включает эмпирический и теоретический этапы /уровни

- научное знание имеет особые формы развития /научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория/;

- научное исследование существенно отличается от обыденного познания методами познавательной деятельности.

Рассмотрим подробнее некоторые из указанных черт научного познания.

Прежде всего отметим, что процесс научного познания в своем развитии проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический.

Эмпирическое и теоретическое познание органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Вместе с тем они отличаются по предмету, средствам и методам иссле­дования.

Эмпирический этап познания - это непосредственное опытное из­учение объекта. Он включает в себя, во-первых, получение необходи­мых исходных данных об отдельных сторонах, связях и отношениях из­учаемого объекта, сбор фактов, и, во-вторых, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первоначальную систематизацию и классификацию. Уже на этом этапе осуществляется сложная мыслительная деятельность, уточняются свойства, связи и отношения изуча­емого объекта. Познание в целом остается еще на уровне явления, но создаются предпосылка для выяснения сущности объекта исследования.

Теоретический этап познания характеризуется глубокий проникновением в сущность изучаемого объекта, выявлением причинно-следственных связей, т.е. не только описанием объекта исследования, но и всесторонним его объяснением, разработкой теории. Он включает построение теоретической модели объекта познания и ее углубленный анализ, выявление скрытых от исследователя существенных свойств, связей и отношений, т.е. законов функционирования и развития изуча­емого объекта.


На каждом из этапов познание осуществляется в определенных формах. Основными формами развитая научного знания являются науч­ный факт, научная проблема, научная гипотеза и научная теория.

Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отлича­ется от факта действительности, который представляет собой реаль­ный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительно­сти. При этом научным считается лишь тот факт, который верно отра­жен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.

Факты играют большую роль в науке. Без них невозможно было бы развитие научных знаний об окружающем нас мире. "Факты, - писал выда­ющийся русский ученый И.П.Павлов, - это воздух для ученого". Вмес­те с тем для научного познания характерно строгое отношение к фактам. "Выхватывание" фактов из системы их взаимодействия с действи­тельностью, поверхностный их анализ, использование непроверенных, случайных или тенденциозно подобранных фактов могут ввести иссле­дователя в заблуждение. Поэтому строгое описание, систематизация и классификация фактов является одной из главных задач эмпириче­ского этапа научного исследования. Изучение фактов приводит к фор­мулированию научной проблемы.

Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С поста­новки научной проблемы начинается теоретический этап научного ис­следования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий . субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно по­ставить научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно поставить проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, опреде­лить последовательность действий и необходимые средства.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о тех идя иных характеристиках изучаемого объекта, которое не проти­воречит известный научным фактам и открытым законам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект и быть принципиально проверяемой.


Чтобы та или иная гипотеза стала достоверным знанием, а затем и частью теории, необходимо подтвердить ее, опровергнуть другие гипотезы, выдвинутые в отношении одной и тоя же научной проблемы. Под­тверждение или опровержение гипотезы дает практика в ее различных видах и формах. Однако, как известно, все предположения трудно или даже невозможно достаточно достоверно проверять. Поэтому в науке широко используется косвенное, теоретическое доказательство гипотез, основными путями которого выступают: подтверждение гипотезы или выведенных из нее следствий аргументами, включающими указания на факты и законы /индуктивный путь/, выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений /дедуктивный путь/; включение гипотезы в систему научного знания, в которой она непроти­воречиво согласуется со всеми другими положениями. Наибольшую эвристическую ценность представляет собой подтверждение такими фактами и законами, о существовании которых невозможно было пред­положить до выдвижения проверяемой гипотезы. Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теория.

Научная теория - это совокупность доказанных и приведенных в систему положений, обобщенно отражающих объект научного позна­ния. Ее главное содержание составляют законы, категории и принци­пы, которые дают целостное представление о сущности изучаемого объекта. Основными функциями научной теории являются: описатель­ная, объяснительная, функция предвидения и методологическая функция. Все формы развития научного знания взаимодополняют друг друга.

Каждая последующая форма является развитием предыдущей, включает наиболее важные ее моменты. В науке объединены все указанные формы.

Эффективность научного познания в значительной мере обуслов­лена применяемыми методами. Поэтому проблема метода - одна из цен­тральных проблем теории познания, особенно начиная с Нового времени.

Метод в широком значении слова - "путь к чему-либо", способ деятельности, совокупность приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности. Содержание метода научного познания. как и теории, определяется прежде всего строением и функционирова­нием объекта. Поэтому метод и теория находятся в тесной взаимосвя­зи: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследо­вана, метод выступает как исходный пункт и средство последующих исследований. Методология научного познания - это, с одной сторо­ны, система методов познавательной деятельности ученого, а с дру­гой - учение об этой системе, типология методов, попытка создания теории метода.