Файл: Лекция 11. Теория познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все методы, которые используются в научном познании, класси­фицируются по ряду оснований, в том числе по степени общности, по функциональному предназначению.

В зависимости от степени общности можно выделить четыре груп­пы методов: философские методы; общелогические методы; общенаучные методы; специальные методы.

Особая роль в формировании методологии научного исследования принадлежит философскому методу. В сознании субъекта научного по­знания он образует исходную точку, основу для определения системы применяемых методов. На разных исторических этапах развития научного познания и философии в качестве методологических ориентиров" познавательной деятельности ученые избирали метафизический, диа­лектический, аналитический /характерный для современной аналитиче­ской философии/, интуитивистский, феноменологический, герменевти­ческий и другие философские методы. Предпринимаются также попытки соединить разные методы.

Общелогическими являются методы, присущие человеческому позна­нию в целом, посредством которых развивается как научное, так и другие виды знания. К ним можно отнести, например, анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, обобщение.

Общенаучные методы - это применяемые во многих науках приемы и способы познания. По функциональному предназначению они подразде­ляются на методы эмпирического этапа и методы теоретического этапа научного познания. Основными общенаучными методами, применяемыми на эмпирическом этапе научного исследования, являются наблюдение, эксперимент, сравнение. На теоретическом этапе используются фор­мализация, аксиоматический я гипотетико-дедуктивный методы, систем­ный подход, моделирование. Важной современной разновидностью по­следнего является математическое /компьютерное/ моделирование.

В научном познании широкое применение находят также специаль­ные /частнонаучные/ методы - подходы и приемы, выработанные какой-либо отдельной наукой. Они используются при решении специфических задач конкретной науки.

Методы познания в реальном научном исследовании всегда рабо­тают во взаимосвязи, определяемой особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития научного познания совершенствуются и его методы, формиру­ются новые приемы и способы производства знания, постижения истины.

4. Цель познания в любой его форме - истина. Существуют раз­личные подходы к пониманию истины. Тому или иному варианту ответа на вопрос: "Что есть истина?" - соответствуют и определенные кри­терии истины. Не следует, однако, смешивать истину с критерием истины. Критерий истины - это какое-либо из свойств истины, кото­рое помогает отличить ее от не-истины, а свойств у истины беско­нечное множество.


Наиболее древней в европейской теории познания является клас­сическая концепций истина Аристотеля. Согласно ей, истина - это соответствие знаний своему предмету, действительности.. Поскольку главной здесь является идея соответствия /корреспонденции/, то иногда классическую концепцию истины называют корреспондентной теорией истины. Соответствие и является в ней критерием истины. На первый взгляд этот критерий не вызывает сомнений, но дело в том, что понятие "соответствие" очень неопределенно. Как можно сравнивать идеальное знание и материальные вещи? С какими реаль­ными предметами можно соотнести предельно общие утверждения, типа "всё имеет причину" и "энергия сохраняется"? Эти и другие неяснос­ти корреспондентной теории истины способствовали появлению других концепций.

В когерентной теории истины критерием истинности какого-либо знания является его согласованность /когеренция/ с более общей системой знания, включающей его в себя. Сторонником этой концеп­ции был, например, Гегель. В ее основе лежит философский монизм, т.е. представления о мире как о едином целом, в котором всё вплоть до мелочей взаимосвязано и входит в это целое. Понятно, что и зна­ние об отдельной вещи должно согласовываться со знанием о мире в целом. У этой теории не так уж много последователей, но приня­тый в ней логический критерий истинности распространен очень широко, особенно в математике: новое знание воспринимается как истинное, если оно логически не противоречит уже имеющейся у нас системе знаний, хорошо согласуется с ней.

Прагматистская теория признает истинным такое знание, которое полезно, может успешно применяться на практике, ведет к успеху в человеческих делах /греч. pragma -"дело, действие"/. Например, один из основателей прагматизма американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что суждение "Бог существует" истинно пото­му, что убежденность в существовании Бога имеет благие последствия в реальной жизни общества. Если на основе определенных знаний стро­ятся дома, которые не рушатся, и машины, которые ездят, то эти знания истинны. Данный критерий истины мы используем очень часто, но в нем, как и в логическом критерии, интуитивно ощущается недо­статок требования соответствия истины реальности. Так, в морепла­вании удобны и практически полезны навигационные расчеты на основе геоцентрической модели мира, но это не означает, что она истинее, чем гелиоцентрическая.

Кроме уже упомянутых, существует также психологический кри­терий истины, который восходит к Декарту. Согласно ему истинным является то, что ясно и четко, что не вызывает никаких сомнений у познающего субъекта. В соответствии с эстетическим критерием истина видна из красоты знания, например, красивой формы уравнений или изящества доказательств, отсутствия лишнего, совершенства. Критериев истины предложено очень много, но по мнений известного философа XX века К.Поппера, универсального критерия истины, кото­рый уберег бы нас от заблуждений, просто не существует.



Различные понимания истины связаны с тем, что в человеческом познании сложнейшим образом взаимосвязаны две необходимые его стороны - объективная и субъективная. В наших знаниях всегда при­сутствует элемент, который зависит либо от конкретного человека /от индивидуальных особенностей психики, уровня образования, настроения, состояния здоровья и т.п./, либо от данной социальной группы /от групповых предрассудков, национальных или профессиональ­ных аффектов и пр./, либо от всего человечества /от его земного происхождения, пространственных и временных границ бытия, особен­ностей человеческой культуры, мышления и т.д./. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от че­ловека, ни от человечества. Так, объективной истиной является ут­верждение: "Земля вращается вокруг Солнца". Истина объективна не в буквальном смысле слова, т.е. она не существует вне сознания познающего субъекта, а является характеристикой человеческих зна­ний. Например, всемирное тяготение всегда существовало в реальнос­ти, но в качестве истины оно было открыто Ньютоном.

Объективная истина не есть нечто застывшее, данное раз и на­всегда. Объективная истина не только является результатом процес­са познания, она сама есть процесс постоянного углубления позна­ющего субъекта в сущность изучаемого объекта. То, как развивающе­еся познание отражает развивающийся мир, показывает процесс движе­ния от относительной истины к истине абсолютной.

Относительная истина /или относительное в объективной истине/ - правильное, но в чек-то неполное, приблизительное знание. Так, наши знания о животном мире нашей планеты являются относительной истиной. В относительной истине выражается изменчивость каждого истинного знания, возможность его углубления. Любое объективно истинное знание является относительной истиной, т.к. оно неполно и неточно отражает сложные связи я отношения объекта познания. В то же время в нем содержится элемент истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента постижения объективной истины.

Абсолютная истина /или абсолютное в объективной истине/ - это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания. Термин "абсолютная истина" имеет по меньшей мере три значения:

1/ Точное исчерпывающее знание о фрагментах мира или о мире в целом, некий идеал познания. В данном смысле абсолютная истина недостижима, хотя познание постоянно стремится к этому идеалу.


2/ Иногда абсолютной истиной называют некоторые знания, дос­товерность которых не вызывает сомнений. Например, "Лев Толстой родился в 1628 г.", "Вода кипит при 100° С". Однако, при изменении определенных условий они перестают быть абсолютной истиной. Это говорит о том, что истина всегда конкретна, всегда определяется конкретными обстоятельствами и имеет границы действия. Даже то, что "2х2= 4", истинно лишь в десятичной системе исчисления.

3/ Чаще всего абсолютной истиной считают такое знание, кото­рое сохраняет свое значение при дальнейшем развитии познания в данной области /например, законы ньютоновской классической механики после открытия Эйнштейном теории относительности/. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки, а уточняется, обога­щается и углубляется.

Подчеркнем, что объективная, абсолютная, относительная, кон­кретная истины - это не разные "сорта" истин, а разные и взаимо­связанные характеристики любого истинного знания. По сути, человек в процессе познания создает более или менее удачные модели опреде­ленного участка реальности. Даже те знания, которые считаются на­дежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. За­блуждения - постоянный и необходимый спутник истины, а не случайная аномалия. Категории истины и заблуждения выражают две противополож­ные, но взаимосвязанные стороны процесса познания. Заблуждение -искаженное отражение действительности, знание, которое не соответ­ствует своему предмету. Заблуждения следует отличать от лжи - пред­намеренного искажения истины.

Познание происходит в контексте других социальных явлений, во взаимосвязи с ними. Поэтому далее необходимо рассмотреть соци­альные условия, детерминанты, а также последствия развития и применения, научного знания в современном мире.