ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все методы, которые используются в научном познании, классифицируются по ряду оснований, в том числе по степени общности, по функциональному предназначению.
В зависимости от степени общности можно выделить четыре группы методов: философские методы; общелогические методы; общенаучные методы; специальные методы.
Особая роль в формировании методологии научного исследования принадлежит философскому методу. В сознании субъекта научного познания он образует исходную точку, основу для определения системы применяемых методов. На разных исторических этапах развития научного познания и философии в качестве методологических ориентиров" познавательной деятельности ученые избирали метафизический, диалектический, аналитический /характерный для современной аналитической философии/, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Предпринимаются также попытки соединить разные методы.
Общелогическими являются методы, присущие человеческому познанию в целом, посредством которых развивается как научное, так и другие виды знания. К ним можно отнести, например, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, обобщение.
Общенаучные методы - это применяемые во многих науках приемы и способы познания. По функциональному предназначению они подразделяются на методы эмпирического этапа и методы теоретического этапа научного познания. Основными общенаучными методами, применяемыми на эмпирическом этапе научного исследования, являются наблюдение, эксперимент, сравнение. На теоретическом этапе используются формализация, аксиоматический я гипотетико-дедуктивный методы, системный подход, моделирование. Важной современной разновидностью последнего является математическое /компьютерное/ моделирование.
В научном познании широкое применение находят также специальные /частнонаучные/ методы - подходы и приемы, выработанные какой-либо отдельной наукой. Они используются при решении специфических задач конкретной науки.
Методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимосвязи, определяемой особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития научного познания совершенствуются и его методы, формируются новые приемы и способы производства знания, постижения истины.
4. Цель познания в любой его форме - истина. Существуют различные подходы к пониманию истины. Тому или иному варианту ответа на вопрос: "Что есть истина?" - соответствуют и определенные критерии истины. Не следует, однако, смешивать истину с критерием истины. Критерий истины - это какое-либо из свойств истины, которое помогает отличить ее от не-истины, а свойств у истины бесконечное множество.
Наиболее древней в европейской теории познания является классическая концепций истина Аристотеля. Согласно ей, истина - это соответствие знаний своему предмету, действительности.. Поскольку главной здесь является идея соответствия /корреспонденции/, то иногда классическую концепцию истины называют корреспондентной теорией истины. Соответствие и является в ней критерием истины. На первый взгляд этот критерий не вызывает сомнений, но дело в том, что понятие "соответствие" очень неопределенно. Как можно сравнивать идеальное знание и материальные вещи? С какими реальными предметами можно соотнести предельно общие утверждения, типа "всё имеет причину" и "энергия сохраняется"? Эти и другие неясности корреспондентной теории истины способствовали появлению других концепций.
В когерентной теории истины критерием истинности какого-либо знания является его согласованность /когеренция/ с более общей системой знания, включающей его в себя. Сторонником этой концепции был, например, Гегель. В ее основе лежит философский монизм, т.е. представления о мире как о едином целом, в котором всё вплоть до мелочей взаимосвязано и входит в это целое. Понятно, что и знание об отдельной вещи должно согласовываться со знанием о мире в целом. У этой теории не так уж много последователей, но принятый в ней логический критерий истинности распространен очень широко, особенно в математике: новое знание воспринимается как истинное, если оно логически не противоречит уже имеющейся у нас системе знаний, хорошо согласуется с ней.
Прагматистская теория признает истинным такое знание, которое полезно, может успешно применяться на практике, ведет к успеху в человеческих делах /греч. pragma -"дело, действие"/. Например, один из основателей прагматизма американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что суждение "Бог существует" истинно потому, что убежденность в существовании Бога имеет благие последствия в реальной жизни общества. Если на основе определенных знаний строятся дома, которые не рушатся, и машины, которые ездят, то эти знания истинны. Данный критерий истины мы используем очень часто, но в нем, как и в логическом критерии, интуитивно ощущается недостаток требования соответствия истины реальности. Так, в мореплавании удобны и практически полезны навигационные расчеты на основе геоцентрической модели мира, но это не означает, что она истинее, чем гелиоцентрическая.
Кроме уже упомянутых, существует также психологический критерий истины, который восходит к Декарту. Согласно ему истинным является то, что ясно и четко, что не вызывает никаких сомнений у познающего субъекта. В соответствии с эстетическим критерием истина видна из красоты знания, например, красивой формы уравнений или изящества доказательств, отсутствия лишнего, совершенства. Критериев истины предложено очень много, но по мнений известного философа XX века К.Поппера, универсального критерия истины, который уберег бы нас от заблуждений, просто не существует.
Различные понимания истины связаны с тем, что в человеческом познании сложнейшим образом взаимосвязаны две необходимые его стороны - объективная и субъективная. В наших знаниях всегда присутствует элемент, который зависит либо от конкретного человека /от индивидуальных особенностей психики, уровня образования, настроения, состояния здоровья и т.п./, либо от данной социальной группы /от групповых предрассудков, национальных или профессиональных аффектов и пр./, либо от всего человечества /от его земного происхождения, пространственных и временных границ бытия, особенностей человеческой культуры, мышления и т.д./. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Так, объективной истиной является утверждение: "Земля вращается вокруг Солнца". Истина объективна не в буквальном смысле слова, т.е. она не существует вне сознания познающего субъекта, а является характеристикой человеческих знаний. Например, всемирное тяготение всегда существовало в реальности, но в качестве истины оно было открыто Ньютоном.
Объективная истина не есть нечто застывшее, данное раз и навсегда. Объективная истина не только является результатом процесса познания, она сама есть процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта. То, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, показывает процесс движения от относительной истины к истине абсолютной.
Относительная истина /или относительное в объективной истине/ - правильное, но в чек-то неполное, приблизительное знание. Так, наши знания о животном мире нашей планеты являются относительной истиной. В относительной истине выражается изменчивость каждого истинного знания, возможность его углубления. Любое объективно истинное знание является относительной истиной, т.к. оно неполно и неточно отражает сложные связи я отношения объекта познания. В то же время в нем содержится элемент истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента постижения объективной истины.
Абсолютная истина /или абсолютное в объективной истине/ - это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания. Термин "абсолютная истина" имеет по меньшей мере три значения:
1/ Точное исчерпывающее знание о фрагментах мира или о мире в целом, некий идеал познания. В данном смысле абсолютная истина недостижима, хотя познание постоянно стремится к этому идеалу.
2/ Иногда абсолютной истиной называют некоторые знания, достоверность которых не вызывает сомнений. Например, "Лев Толстой родился в 1628 г.", "Вода кипит при 100° С". Однако, при изменении определенных условий они перестают быть абсолютной истиной. Это говорит о том, что истина всегда конкретна, всегда определяется конкретными обстоятельствами и имеет границы действия. Даже то, что "2х2= 4", истинно лишь в десятичной системе исчисления.
3/ Чаще всего абсолютной истиной считают такое знание, которое сохраняет свое значение при дальнейшем развитии познания в данной области /например, законы ньютоновской классической механики после открытия Эйнштейном теории относительности/. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки, а уточняется, обогащается и углубляется.
Подчеркнем, что объективная, абсолютная, относительная, конкретная истины - это не разные "сорта" истин, а разные и взаимосвязанные характеристики любого истинного знания. По сути, человек в процессе познания создает более или менее удачные модели определенного участка реальности. Даже те знания, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждения - постоянный и необходимый спутник истины, а не случайная аномалия. Категории истины и заблуждения выражают две противоположные, но взаимосвязанные стороны процесса познания. Заблуждение -искаженное отражение действительности, знание, которое не соответствует своему предмету. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины.
Познание происходит в контексте других социальных явлений, во взаимосвязи с ними. Поэтому далее необходимо рассмотреть социальные условия, детерминанты, а также последствия развития и применения, научного знания в современном мире.