ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономика и управление народным хозяйством
Экономические
науки
7(140)
2016
75
Рис.Факторы современного развития логистических цепей рециклинга вторичных материальных ресурсов
Примечание. Составлен автором по результатам исследования.
Экономика и управление
Экономические
7(140)
76 народным хозяйством
кировало частные инвестиции в сортировку и пере- работку.
В то же время на уровне муниципалитетов ве- дется крайне пассивная работа по организации и пропаганде раздельного сбора мусора, который по- зволяет автоматически повысить рентабельность его переработки на 15-30%.
В цепи рециклинга все звенья взаимосвязаны и экономически, и технологически, а регулятивное воздействие государства может обеспечить ее сба- лансированное структурное развитие, формируя не- обходимые условия для образования полного цик- ла: сбор - сортировка - переработка - сбыт про- мышленным потребителям.
Между тем сегодня мы имеем принципиально иную диспозицию:
-
неэффективный (нераздельный) сбор мусора
удорожает его сортировку/переработку;
-
пропаганда раздельного сбора мусора как императивного условия развития глубокого рецик- линга ведется муниципалитетами и региональными органами власти, отраслевыми ведомствами крайне слабо и фрагментарно, несистемно; -
неконтролируемый свободный рост транспор-
тного тарифа может сократить прибыль в осталь- ной части цепи рециклинга, особенно при увеличе- нии тарифов обращения с ТБО;
-
в сортировке и переработке наблюдается де-
фицит инвестиций, обусловленный неэффективно- стью системы тарифного регулирования сферы об- ращения с ТБО, в которой действующий тариф зачастую не обеспечивает покрытия даже операци- онных расходов в условиях установленной (на уров- не субъекта Федерации) заниженной нормы накоп- ления коммунальных отходов;
-
в рамках действующей экономической моде-
ли сферы обращения ТБО функционируют цепи неполного цикла, а основным фактором перехода к рециклингу выступает, прежде всего, регулятивный. Все сказанное позволяет заключить, что в эко- номике коммунальной отрасли сложились предпо- сылки для реконфигурации сформировавшейся си- стемы сбора и захоронения отходов. Ее логистичес- кая организация позволит ликвидировать современ- ную практику неэффективного развития системы обращения ТБО, в которой частный инвестор се- годня извлекает сверхприбыль на транспортировке
науки2016
цесс ее рыночного реформирования и повышения эффективности действующих предпринимательских структур.
Заметим, что в современной логистике приме- нительно к различным отраслевым рынкам имеет место проблема неэффективности государственно- го регулирования отраслевых бизнесов, которое вле- чет за собой снижение устойчивости и эффектив- ности рыночных структур, накопления различных структурно-стоимостных диспаритетов в их разви- тии.
В инфраструктурных отраслях данная пробле- ма стоит еще более остро. Экономика развивается, инфраструктурная нагрузка на нее растет, государ- ство не справляется с ней, однако и не вырабатыва- ет эффективных механизмов частичного перекла- дывания таких задач на бизнес. Это означает отсут- ствие новых норм и правил, способствующих сни- жению отраслевых рисков, повышению рентабель- ности бюджето-замещающих инвестиций в форма- те ГЧП, сбалансированному развитию цепей созда- ния добавленной стоимости в рамках грамотно и эффективно регламентирующего рост тарифного ре- гулирования.
Широкий спектр рассмотренных проблем сегодня можно наблюдать в сфере ЖКХ, представляющей собой огромный внутренний рынок, который может аккумулировать масштабные инфраструктурные ин- вестиции с гарантированным уровнем рентабельно- сти и разумными сроками окупаемости.
Очевидно, что нерешенность такого рода пер- востепенных задач никак не способствует форми- рованию в сфере обращения с ТБО вертикально интегрированных систем, которые обеспечивали бы необходимый уровень надежности и ритмичности рециклинга, выравнивая рентабельность по звень- ям сообразно затратоемкости логистики движения и преобразования (транспортировка, сортировка, переработка, брикетирование, утилизация) вторич- ных материальных ресурсов.
Формирование логистических систем, в кото- рых полный цикл обращения ТБО сконцентриро- ван в пределах одного инвестора, будет иметь место преимущественно в малых городах, где рыночное пространство для развития конкуренции невелико, а объем инвестиций в полный цикл более ограни- чен небольшими размерами локации.
мусора, а остальные частные компании, используя
неэффективность действующего законодательства и не принимая на себя никаких инвестиционных рис- ков, занимаются менее затратным захоронением мусора на полигонах.
Таким образом, мы имеем характерную для современной логистики проблему неэффективной организации государственного регулирования отдель- но взятой отрасли, которое притормаживает про-
1 Югринова Н.Незамкнутый цикл // Бизнес- журнал. 2014. □ 4. С. 50-51.
2 Там же. С. 51.
3 БукринскаяЭ.,МясниковаЛ.Логистическое обеспечение рециклинга ТБО в мегаполисе // РИСК. 2006. □ 4. С. 39.
4 ЮгриноваН.Указ. соч. С. 52.
5 Там же. С. 51-52.
Поступилавредакцию06.06.2016г.