Файл: Экономические 7(140).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономика и управление народным хозяйством

Экономические

науки

7(140)

2016

75


Рис.Факторы современного развития логистических цепей рециклинга вторичных материальных ресурсов

Примечание. Составлен автором по результатам исследования.

Экономика и управление

Экономические

7(140)


76 народным хозяйством
кировало частные инвестиции в сортировку и пере- работку.

В то же время на уровне муниципалитетов ве- дется крайне пассивная работа по организации и пропаганде раздельного сбора мусора, который по- зволяет автоматически повысить рентабельность его переработки на 15-30%.

В цепи рециклинга все звенья взаимосвязаны и экономически, и технологически, а регулятивное воздействие государства может обеспечить ее сба- лансированное структурное развитие, формируя не- обходимые условия для образования полного цик- ла: сбор - сортировка - переработка - сбыт про- мышленным потребителям.

Между тем сегодня мы имеем принципиально иную диспозицию:

  • неэффективный (нераздельный) сбор мусора

удорожает его сортировку/переработку;

  • пропаганда раздельного сбора мусора как императивного условия развития глубокого рецик- линга ведется муниципалитетами и региональными органами власти, отраслевыми ведомствами крайне слабо и фрагментарно, несистемно;

  • неконтролируемый свободный рост транспор-

тного тарифа может сократить прибыль в осталь- ной части цепи рециклинга, особенно при увеличе- нии тарифов обращения с ТБО;

  • в сортировке и переработке наблюдается де-

фицит инвестиций, обусловленный неэффективно- стью системы тарифного регулирования сферы об- ращения с ТБО, в которой действующий тариф зачастую не обеспечивает покрытия даже операци- онных расходов в условиях установленной (на уров- не субъекта Федерации) заниженной нормы накоп- ления коммунальных отходов;

  • в рамках действующей экономической моде-

ли сферы обращения ТБО функционируют цепи неполного цикла, а основным фактором перехода к рециклингу выступает, прежде всего, регулятивный. Все сказанное позволяет заключить, что в эко- номике коммунальной отрасли сложились предпо- сылки для реконфигурации сформировавшейся си- стемы сбора и захоронения отходов. Ее логистичес- кая организация позволит ликвидировать современ- ную практику неэффективного развития системы обращения ТБО, в которой частный инвестор се- годня извлекает сверхприбыль на транспортировке

науки2016

цесс ее рыночного реформирования и повышения эффективности действующих предпринимательских структур.

Заметим, что в современной логистике приме- нительно к различным отраслевым рынкам имеет место проблема неэффективности государственно- го регулирования отраслевых бизнесов, которое вле- чет за собой снижение устойчивости и эффектив- ности рыночных структур, накопления различных структурно-стоимостных диспаритетов в их разви- тии.

В инфраструктурных отраслях данная пробле- ма стоит еще более остро. Экономика развивается, инфраструктурная нагрузка на нее растет, государ- ство не справляется с ней, однако и не вырабатыва- ет эффективных механизмов частичного перекла- дывания таких задач на бизнес. Это означает отсут- ствие новых норм и правил, способствующих сни- жению отраслевых рисков, повышению рентабель- ности бюджето-замещающих инвестиций в форма- те ГЧП, сбалансированному развитию цепей созда- ния добавленной стоимости в рамках грамотно и эффективно регламентирующего рост тарифного ре- гулирования.

Широкий спектр рассмотренных проблем сегодня можно наблюдать в сфере ЖКХ, представляющей собой огромный внутренний рынок, который может аккумулировать масштабные инфраструктурные ин- вестиции с гарантированным уровнем рентабельно- сти и разумными сроками окупаемости.

Очевидно, что нерешенность такого рода пер- востепенных задач никак не способствует форми- рованию в сфере обращения с ТБО вертикально интегрированных систем, которые обеспечивали бы необходимый уровень надежности и ритмичности рециклинга, выравнивая рентабельность по звень- ям сообразно затратоемкости логистики движения и преобразования (транспортировка, сортировка, переработка, брикетирование, утилизация) вторич- ных материальных ресурсов.

Формирование логистических систем, в кото- рых полный цикл обращения ТБО сконцентриро- ван в пределах одного инвестора, будет иметь место преимущественно в малых городах, где рыночное пространство для развития конкуренции невелико, а объем инвестиций в полный цикл более ограни- чен небольшими размерами локации.


мусора, а остальные частные компании, используя

неэффективность действующего законодательства и не принимая на себя никаких инвестиционных рис- ков, занимаются менее затратным захоронением мусора на полигонах.

Таким образом, мы имеем характерную для современной логистики проблему неэффективной организации государственного регулирования отдель- но взятой отрасли, которое притормаживает про-

1 Югринова Н.Незамкнутый цикл // Бизнес- журнал. 2014. 4. С. 50-51.

2 Там же. С. 51.

3 БукринскаяЭ.,МясниковаЛ.Логистическое обеспечение рециклинга ТБО в мегаполисе // РИСК. 2006. 4. С. 39.

4 ЮгриноваН.Указ. соч. С. 52.

5 Там же. С. 51-52.
Поступилавредакцию06.06.2016г.