Файл: Семиотика культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семиотика культуры. Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-нибудь культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровать тексты, составленные с них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т.п., которые рассматриваются как носители информации).Роль языки в культуре.Язык служит людям, во-первых, средством мышления, во-вторых, средством общения.

1. В процессе мышления язык выполняет три основных функции (их называют когнитивными функциями языка):

а) номинативная (лат. имена) функция. Мышление всегда является мышлением о чем-то, то есть о предмете мышления. Оно представляет собой оперирование мыслительными образами предметов. Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления;

б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, которые описывают свойства и отношения предметов. Переходя по правилам логики от одних предложений к другим, люди строят вербальные конструкции, с помощью которых описывается и объясняется реальность;

в) аккумулятивная функция. В языке аккумулируются, то есть фиксируются и сохраняются, результаты мышления – разного рода знания.

2. Выступая в качестве стедства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речи понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии. Акт языковой коммуникации имеет структуру, которую можно представить схематично: автор – сообщение (предмет сообщения – референт) – адресат. Согласно этой схеме выделяют три самых важных коммуникативных функции языки:

Референтная функция связана с предметом сообщения. Она заключается в передаче информации о нем (бывает и так, что предмет сообщения отсутствуюет, в этом случае сообщение бессодержательно, и референтной функции язык не выполняет). Предметом сообщения может быть и описание какого-то феномена (как реального, так и вымышленного), и пожелание или повеление, и вопрос.


Экспрессивная функция касается отображения в сообщении личности автора. Речь выступает как средство самовыражения личности. Автор передает свои чувства, переживание и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь.

Импрессивная функция ориентирована на адресат сообщения и предполагает воздействие на его состояние. Благодаря ней адресат получает не только информацию о предмете сообщения, но и эмоциональные впечатления – как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные настроения, чувства, желание и побуждать его к каким-то действиям.

Кроме указанных функций заслуживает внимания еще одна:

Поэтическая (эстетическая) функция. Она касается эстетических свойств сообщения и становится особенно важной, когда речь (устная или письменная) выступает как художественный текст, как произведение искусства.

Умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языки характеризует культуру речи. Культура речи определяется, во-первых, соблюдением общепринятых языковых норм и, во-вторых, особенностями индивидуального стиля речи.

Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию, закрепленные в литературных образцах, словарях, учебниках правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Культурная речь удовлетворяет этим нормам. Однако в реальной жизни существуют разные формы отклонений от «правильной» речи (просторечие, жаргоны, диалекты).

Индивидуальный стиль речи отражает свойственные данному индивиду преимущества в использовании выразительных средств языка, его манеру изложения мыслей и построения высказываний, набор излюбленных слов и выражений.

Как средства общения языки функционируют различным образом. Исторические судьбы языков составляются так, что одни из них становятся универсальными средствами социального контакта и обмена информацией, приобретают статус государственных, получают всемирное распространение, другие же «ограничиваются» более узкой сферой обращения и употребления в быту. В этом плане можно различать следующие типы языков:

- языки международного общения;



- национальные языки, которые существуют как в разговорной, так и в письменной форме и служат универсальным средством общения для определенного народа;

- племенные разговорные языки, которые не имеют письменности;

- «одноаульные» бесписьменные языки с узкой семейно-бытовой сферой общения.