Файл: У. Хантер (18861954) и К. Лешли (18901958) Предметом психологии является поведение, а не сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
Бихевиоризм Эдвард Торндайк (1874–1949). Джон Браадус Уотсон (1878–1958) У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958) | Предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. «стимул – реакция» (S–R). | 1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ. 2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. 3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению |
Гештальт психология М. Вертгеймер (1880-1943) В. Келер (1887-1967) К. Коффка (1886-1941) К. Левин (1890-1947). | Предметом является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности. Единица анализа поля (сознания) выступает целостная структура — гештальт, но не сводимая к сумме ощущений. Восприятие не может базироваться на ощущения. Последнее — фикция. | 1. Теоретический потенциал гештальпсихологии был исчерпан (в 30-е годы школа распалась). 2. Не все выводы и интерпретации обоснованы: проблемы изоморфизма, роль феноменологической редукции. 3. Не все положения были четко сформулированы. |
Генетическая психология Ж. Пиаже (1896–1980) Б.Инельдер (1913 - 1997) Е.Шеминский (1881 – 1937) | Предметом генетической психологии является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Механизмы построения схемы – ассимиляция и аккомодация. | 1.Недооценена роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой. 2.Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения. 3.Недооценка роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей. |
Глубинная психология (психоанализ) Зигмунд Фрейд (1856–1989) К. Г. Юнг (1909 -1913) А. Адлер (1870-1937) К. Хорни (1885-1952) | Предметом психологии являются глубинные, бессознательные структуры психики. Методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ. Психоанализ - глубинная психотерапия, это метод изучения личности, импульсов, мотивов поступков, желаний, травм раннего развития и эмоциональных расстройств и воздействий бессознательного на эти факторы. | 1. Развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Абсолютизированные экономические факторы, по существу, приводят к игнорированию психологических мотивов в поведении людей. 2. Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы. 3. Практически совсем не учтена роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности. |
Теория персонализма Вильям Штерн (1871—1938) Э. Мунье (1905-1950) Бердяев Н.А (1874-1948) Ф.Якоби (1743-1819) | Предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека. Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания личности. Персона – личность. | 1.Проблема взаимосвязи развития речи и мышления. 2. Попытка синтеза в персонализме несет в себе очевидное противоречиедедуктивного обоснования жизни в качестве иррационного начала. 3. Нельзя сводить «личность как понятие» к какому к какому-либо аспекту функционирования. Самопознание- важнейшая сторона личности но не вся личность. |
Гуманистическая психология А. Маслоу (1908–1970) Г. Олпорт (1897-1967) К. Роджерс (1902-1987) Р. Мэй (1909-1994 | Предметом является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом нового подхода стал принцип "самоактуализации", т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его "сущностных" сил. Предметом является личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы | 1.Абстрактность и неточность понятий 2.Невозможность объективных измерений 3. Чрезмерный идеализм и Приверженность одной культуре. |
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | 6) переключение |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | 7) устойчивость |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | 8) объем |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | 9) концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | 10) устойчивость |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | 11) распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | 12) распределение |
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
Общие характеристики
Сознание человека
Способность к коммуникации
Рефлексивная способность
Представление и воображение действительности
Частные характеристики
Связь воображения и представлений человека с его волей
Восприятие человеком себя как познающего субъекта
Связь сознания с мышлением и речью
Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов
Наличие интеллектуальных схем
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность.
Холерик – человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.
Айзенка личностный опросник (EPI).
Интерпретация результатов
Экстраверсия:
-
12 - среднее значение.
Нейротизм:
-
больше 14 - высокий уровень нейротизма.
Ложь: меньше 4 - норма.
Меланхолик
Бланк ответов (вариант А)
Фамилия, имя, отчеств Кара Индира Расуловна
Возраст 39 Образование Высшее
Номер | Ответы | Номер | Ответы | Номер | Ответы | |||||
№ п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | ||
1 | + | | 20 | | - | 39 | | - | ||
2 | + | | 21 | + | | 40 | | - | ||
3 | | - | 22 | | - | 41 | + | | ||
4 | | - | 23 | | - | 42 | + | | ||
5 | + | | 24 | | - | 43 | | - | ||
6 | + | | 25 | + | | 44 | + | | ||
7 | + | | 26 | | - | 45 | + | | ||
8 | | - | 27 | + | | 46 | | - | ||
9 | + | | 28 | | - | 47 | | - | ||
10 | | - | 29 | | - | 48 | + | | ||
11 | + | | 30 | + | | 49 | | - | ||
12 | | - | 31 | | - | 50 | + | | ||
13 | | - | 32 | | + | 51 | | - | ||
14 | | - | 33 | + | | 52 | + | | ||
15 | + | | 34 | + | | 53 | + | | ||
16 | + | | 35 | + | | 54 | + | | ||
17 | + | | 36 | | - | 55 | + | | ||
18 | + | | 37 | + | | 56 | + | | ||
19 | + | | 38 | + | | 57 | | - | ||
I: | | Э=11 | | | Н=14 | | | Л=2 |