ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бизнес-процессы предприятия соответствуют требованиям рынка и конкурентны ли они. Для управления процессами логистической системы любого уровня необходимы следующие навыки:
Для малых и средних предприятий объединение определенных навыков в управлении логистикой со знаниями в смежных областях является важным конкурентным преимуще- ством. Крупные предприятия, на которых логистическая деятельность формализована и структурирована, не имеют проблем с этим. У них есть отделы, специализирующиеся на выполнении отдельных функций, в которых работают квалифицированные сотрудники, ис- пользующие соответствующие проверенные процедуры, методы и приемы. Это обычно со- здает эффективную, организованную систему, которая также требует постоянного улучше- ния. В результате
сотрудничества специалистов, имеющих разные квалификации, навыки и уровень образования, создается эффект синергии. Потенциал их знаний огромен и обеспе- чивает предприятиям динамическое равновесие с окружающей средой.
Раз в два года консалтинговая компания Bain & Company проводит исследования среди руководителей крупных предприятий по использованию современных инструмен- тов управления. В 2018 г. было проведено исследование, посвященное преимуществам более активного внедрения не только информационных технологий в бизнесе, но и успешным приемам управления бизнесом. Было опрошено 1 200 руководителей компаний. В Bain & Company отмечают, что такой фактор успеха как скорость принятия решений необходим, чтобы оставаться в русле изменений, происходящих при цифрови- зации на конкретном рынке. По подсчетам исследования Bain Digital Insights за 2018 г., у компаний, которые быстро принимают решения, в 5,8 раза больше шансов добиться поставленных целей при цифровой трансформации своего бизнеса [5]. Лидирующее ме- сто занимает также концепция управления взаимоотношениями с клиентами – ее исполь- зуют 46 % опрошенных предприятий, респонденты оценили степень своей удовлетво- ренности реализацией на уровне 3,93 по шкале от 1 (мин) до 5 (макс). В первую десятку также входят: аутсорсинг (41 % и 3,61), стратегическая система показателей (38 % и 3,9), управление через миссию и видение (38 % и 3,82), управление цепочками поставок
(36 % и 3) и др. Все эти современные инструменты способствуют улучшению процесса
управления логистикой.
На малых и средних предприятиях проблема логистики выглядит несколько иначе. В начальный период работы для этого нет места, потому что предприниматели сосредото- чены в основном на организации производственного процесса или предоставлении услуг и выполнении текущих задач, таких как учет, контроль и продажи [6]. Обычно владелец имеет дело с руководством лично, он не нанимает менеджеров для управления предприя- тием. Только по мере роста предприятия формируется управленческая команда, которая, помимо собственника, состоит из специалистов, выполняющих определенные функции, в первую очередь из числа специалистов по финансам, маркетингу и информационным технологиям. Логистика не считается важным инструментом управления затратами, чаще всего она связана с реализацией функций транспортировки и хранения.
Проблемы в функционировании малых и средних предприятий в первую очередь вызваны нехваткой должным образом образованного персонала, специализирующегося в определенных областях управления, который бы знал рынок, конкуренцию и измене- ния в окружающей среде, а также методы эффективного современного управления пред- приятием. Большинство руководителей сталкиваются с трудностями при реализации процесса управления в области стратегического и оперативного планирования, выявле- ния и анализа скрытых проблем в функционировании предприятия, анализа и оценки внешней
среды, создания эффективной системы управления, построения системы разви- тия, а также внедрения инноваций, повышения эффективности работы персонала, бух- галтерского учета, формирование рациональной организационной структуры. Часть этих задач лежит в сфере логистики. В связи с тем, что у руководителя, как правило, отсут- ствуют специальные знания в сфере логистики, на определенном этапе возникает необ- ходимость либо дополнить их путем обучения или воспользоваться логистическим кон- сультированием (аутсорсингом) [7]. С расширением предприятия эта потребность стано- вится необходимостью, что приводит к назначению специалиста по логистике или даже созданию отдела специалистов в этой области. А управление логистикой представляет собой уже комплексную систему, адаптированную к видам деятельности, объему задач, взаимоотношениям и потокам информации. Это особенно важно для малых предприя- тий, где фрагментация предприятия наблюдается все чаще и чаще в результате функци- онального подхода к управлению. Сосредоточение внимания на отдельных функциях за- трудняет их совместную оптимизацию, увеличивает продолжительность задач, увеличи- вает затраты и снижает гибкость реагирования на факторы окружающей среды.
Решение может заключаться в том, чтобы сосредоточить компанию на хорошую организацию производственного процесса и/или предоставление услуг, а также техноло- гических процессов. А логистические процессы, являющиеся частью логистики поста- вок, производства или распределения, можно отдать на аутсорсинг. В малом бизнесе це- левые сегменты обычно невелики, поэтому быстрое удовлетворение потребностей кли- ентов и быстрое реагирование на изменения спроса становятся первоочередными задачами. Высокий уровень
обслуживания клиентов и установление долгосрочных отно- шений с ними могут быть достигнуты путем внедрения концепции управления взаимо- отношениями с клиентами. На все более насыщенном рынке борьба за нового клиента требует комплексного подхода к обслуживанию, открытости к изменениям и способно- сти реагировать на них. Динамичное развитие современных технологий предоставляет новые инструменты для улучшения и автоматизации процессов обслуживания клиентов и для контроля сотрудников, выполняющих эти задачи. Развитие облачных технологий и адаптация мобильных приложений обеспечивают обслуживание клиентов через смарт- фоны и планшеты. Стратегическое положение социальных сетей в обслуживании и важ- ность аналитических услуг и инструментов также увеличивается. Это наиболее важные
тенденции на рынке обслуживания клиентов, которые могут быть использованы малыми и средними предприятиями.
Основным элементом любой логистической системы является транспорт. Необхо- димость перемещения грузов возникает на этапе снабжения, производства и распреде- ления и требует использования различных видов транспорта. Подавляющее большин- ство малых предприятий объединяют методы покупки (транспортный аутсорсинг) и ис- пользования (собственный автопарк) в транспортной организации. Однако опрос показал, что более мелкие компании чаще используют свой собственный парк (41 % из них), в то время как более крупные компании гораздо охотнее пользуются услу- гами транспортных и экспедиторских компаний. Однако это происходит не из-за неже- лания логистических операторов обслуживать мелких клиентов, а из-за желания вла-
-
общие управленческие навыки: стратегическое управление; управление проектами, из- менениями, рисками, финансами и учетом, маркетингом, информационными технологиями; -
навыки решения проблем: сбор и обработка информации; идентификация, ана- лиз и решение проблем; -
навыки межличностного общения: лидерство; управление персоналом; межлич- ностное общение; организация встреч, переговоров; управление стрессом; -
навыки функциональной логистики: юриспруденция; таможня; импорт/экспорт; управление запасами; транспортом; складами; информационными системами; выполне- ние заказов; реализация закупок.
Для малых и средних предприятий объединение определенных навыков в управлении логистикой со знаниями в смежных областях является важным конкурентным преимуще- ством. Крупные предприятия, на которых логистическая деятельность формализована и структурирована, не имеют проблем с этим. У них есть отделы, специализирующиеся на выполнении отдельных функций, в которых работают квалифицированные сотрудники, ис- пользующие соответствующие проверенные процедуры, методы и приемы. Это обычно со- здает эффективную, организованную систему, которая также требует постоянного улучше- ния. В результате
сотрудничества специалистов, имеющих разные квалификации, навыки и уровень образования, создается эффект синергии. Потенциал их знаний огромен и обеспе- чивает предприятиям динамическое равновесие с окружающей средой.
Раз в два года консалтинговая компания Bain & Company проводит исследования среди руководителей крупных предприятий по использованию современных инструмен- тов управления. В 2018 г. было проведено исследование, посвященное преимуществам более активного внедрения не только информационных технологий в бизнесе, но и успешным приемам управления бизнесом. Было опрошено 1 200 руководителей компаний. В Bain & Company отмечают, что такой фактор успеха как скорость принятия решений необходим, чтобы оставаться в русле изменений, происходящих при цифрови- зации на конкретном рынке. По подсчетам исследования Bain Digital Insights за 2018 г., у компаний, которые быстро принимают решения, в 5,8 раза больше шансов добиться поставленных целей при цифровой трансформации своего бизнеса [5]. Лидирующее ме- сто занимает также концепция управления взаимоотношениями с клиентами – ее исполь- зуют 46 % опрошенных предприятий, респонденты оценили степень своей удовлетво- ренности реализацией на уровне 3,93 по шкале от 1 (мин) до 5 (макс). В первую десятку также входят: аутсорсинг (41 % и 3,61), стратегическая система показателей (38 % и 3,9), управление через миссию и видение (38 % и 3,82), управление цепочками поставок
(36 % и 3) и др. Все эти современные инструменты способствуют улучшению процесса
управления логистикой.
На малых и средних предприятиях проблема логистики выглядит несколько иначе. В начальный период работы для этого нет места, потому что предприниматели сосредото- чены в основном на организации производственного процесса или предоставлении услуг и выполнении текущих задач, таких как учет, контроль и продажи [6]. Обычно владелец имеет дело с руководством лично, он не нанимает менеджеров для управления предприя- тием. Только по мере роста предприятия формируется управленческая команда, которая, помимо собственника, состоит из специалистов, выполняющих определенные функции, в первую очередь из числа специалистов по финансам, маркетингу и информационным технологиям. Логистика не считается важным инструментом управления затратами, чаще всего она связана с реализацией функций транспортировки и хранения.
Проблемы в функционировании малых и средних предприятий в первую очередь вызваны нехваткой должным образом образованного персонала, специализирующегося в определенных областях управления, который бы знал рынок, конкуренцию и измене- ния в окружающей среде, а также методы эффективного современного управления пред- приятием. Большинство руководителей сталкиваются с трудностями при реализации процесса управления в области стратегического и оперативного планирования, выявле- ния и анализа скрытых проблем в функционировании предприятия, анализа и оценки внешней
среды, создания эффективной системы управления, построения системы разви- тия, а также внедрения инноваций, повышения эффективности работы персонала, бух- галтерского учета, формирование рациональной организационной структуры. Часть этих задач лежит в сфере логистики. В связи с тем, что у руководителя, как правило, отсут- ствуют специальные знания в сфере логистики, на определенном этапе возникает необ- ходимость либо дополнить их путем обучения или воспользоваться логистическим кон- сультированием (аутсорсингом) [7]. С расширением предприятия эта потребность стано- вится необходимостью, что приводит к назначению специалиста по логистике или даже созданию отдела специалистов в этой области. А управление логистикой представляет собой уже комплексную систему, адаптированную к видам деятельности, объему задач, взаимоотношениям и потокам информации. Это особенно важно для малых предприя- тий, где фрагментация предприятия наблюдается все чаще и чаще в результате функци- онального подхода к управлению. Сосредоточение внимания на отдельных функциях за- трудняет их совместную оптимизацию, увеличивает продолжительность задач, увеличи- вает затраты и снижает гибкость реагирования на факторы окружающей среды.
Решение может заключаться в том, чтобы сосредоточить компанию на хорошую организацию производственного процесса и/или предоставление услуг, а также техноло- гических процессов. А логистические процессы, являющиеся частью логистики поста- вок, производства или распределения, можно отдать на аутсорсинг. В малом бизнесе це- левые сегменты обычно невелики, поэтому быстрое удовлетворение потребностей кли- ентов и быстрое реагирование на изменения спроса становятся первоочередными задачами. Высокий уровень
обслуживания клиентов и установление долгосрочных отно- шений с ними могут быть достигнуты путем внедрения концепции управления взаимо- отношениями с клиентами. На все более насыщенном рынке борьба за нового клиента требует комплексного подхода к обслуживанию, открытости к изменениям и способно- сти реагировать на них. Динамичное развитие современных технологий предоставляет новые инструменты для улучшения и автоматизации процессов обслуживания клиентов и для контроля сотрудников, выполняющих эти задачи. Развитие облачных технологий и адаптация мобильных приложений обеспечивают обслуживание клиентов через смарт- фоны и планшеты. Стратегическое положение социальных сетей в обслуживании и важ- ность аналитических услуг и инструментов также увеличивается. Это наиболее важные
тенденции на рынке обслуживания клиентов, которые могут быть использованы малыми и средними предприятиями.
Основным элементом любой логистической системы является транспорт. Необхо- димость перемещения грузов возникает на этапе снабжения, производства и распреде- ления и требует использования различных видов транспорта. Подавляющее большин- ство малых предприятий объединяют методы покупки (транспортный аутсорсинг) и ис- пользования (собственный автопарк) в транспортной организации. Однако опрос показал, что более мелкие компании чаще используют свой собственный парк (41 % из них), в то время как более крупные компании гораздо охотнее пользуются услу- гами транспортных и экспедиторских компаний. Однако это происходит не из-за неже- лания логистических операторов обслуживать мелких клиентов, а из-за желания вла-