Файл: Мотивация и стимулирование персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2

Средства стимулирования в зависимости от ведущего мотива

Вид мотива

Средства стимулирования




Предпочитаемые

Недопустимые

Вознаграждение

Премии, бонусы, прозрачная система оплаты, возможность непосредственно влиять на собственный доход, конкретные цифры.




Достижения

Всевозможные формы обучения и развития, перспектива карьерного и профессионального роста, сложные задачи, задачи-вызовы, признание успехов и достижений, делегирование, новые задачи, возможность развиваться и осваивать новые области.возможность проявить себя и доказать, что они могут справиться с трудным заданием, которое не каждому по силам.

Угроза наказания, излишний контроль, рутина.

Социальный

Похвала, признание заслуг, грамоты, вымпелы, доски почета. Личная просьба руководителя, проявление заботы руководителем, неформальные отношения, подчеркивание значимости и заслуг, делегирование, привлечение к принятию решений, возможность быть наставником.

Игнорирование, недоверие, излишний контроль, угроза наказания, отсутствие внимания со стороны руководителя.

Процессный

Интересные творческие задачи, стимулировать творчество и нестандартный подход, содержание работы и ее организация. Свобода в выборе способа решения задач и планирования времени, возможность углубленно изучить процесс и довести его до совершенства, делегирование, обращаться к экспертному мнению.

Излишний контроль, опека, жесткие рамки, рутинные задачи.

Идейный

Сопричастность к достижению стратегических целей Банка, возможность принимать решения и быть причастными к управлению, возможность быть наставником, информировать о текущей деятельности и принимаемых решениях. Показывать, как от его личных достижений зависят результаты деятельности коллектива, Банка.

Отсутствие информации о стратегических целях компании, излишний контроль.

Люмпенизированный

Забота о работнике. Угроза наказания.


Задачи с высокой степенью ответственности, новые, сложные задачи.


Таблица 3

Задание № 3: «Мотивационное интервью»

На основечек-листа «Мотивационное интервью» приведите пример диалога руководителя и подчиненного, используя ситуации, представленные ниже по тексту (см. таблица 4)

«Мотивационное интервью»

+/-

+/-

1 ЭТАП «УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА»








Устанавливает визуальный контакт







Приветствует







Вводит в тему разговора: отражает свои эмоции («Я беспокоюсь о .., меня тревожит…»)







Приглашает к диалогу, предлагает помощь и поддержку








Организует пространство для диалога (на одном уровне, угол 45-60°между сидящими, отсутствие препятствий)







2 ЭТАП «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ» ПРИЧИНЫОТРЕБНОСТЕЙ, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ»








Отражает состояние собеседника («Замечаю Ваше напряженное состояние…»)







Задает открытые вопросы («Что случилось? Как Вы себя чувствуете? Что послужило причиной таких чувств?)







Дослушивает ответы до конца, не перебивает







Поддерживает визуальный контакт







Перефразирует ответы собеседника ("Правильно ли я понял(а)…»)







Побуждает собеседника к активности ("Да-да, ага-угу", "Хорошо", "Что было дальше", "и...")







Сохраняет устойчивость своего эмоционального состояния







При необходимости делает паузу в разговоре, предлагает воду, платок, делает паузу, эмпатийно выражает сочувствие







Резюмирует причинно – следственные связи (ситуация – состояние), вероятные источники проблемы







3 ЭТАП «ВЫРАБОТКА СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ







Использует слова - объединители («Вместе с Вами», «Нам необходимо, мы заинтересованы»)







Обращается по имени








Предлагает сотруднику внести предложения для решения проблемы/нормализации эмоционального состояния («Как выйти из такой ситуации? Что Вам поможет чувствовать себя хорошо? Что необходимо для поддержания позитивного настроя?»)







Сам предлагает конкретные способы решения проблемы, при необходимости приводит аргументы в их пользу (примеры из опыта работы/жизни)







Фиксирует договоренности/план действий ("Итак, мы решили...", "Мы договорились о следующем"







4 ЭТАП «ЗАВЕРШЕНИЕ ВСТРЕЧИ»

Выражает благодарность за доверие, общение, уверенность в разрешении ситуации







Приглашает к открытому диалогу при наличии трудностей







Выражает уверенность в позитивном будущем









Таблица 4

Ситуации для мотивационного интервью с сотрудниками


А. Ваш сотрудник Иван работает всего полгода в компании. Звезд с неба не хватает… В последнее время допускает много ошибок в оформлении документов, нарушает сроки выполнения поставленных задач. Вчера Вам позвонил вышестоящий руководитель и в резкой форме сообщил, что Иван отправил ключевому партнеру документ с грубыми ошибками. Вы вызываете Ивана на разговор.



А. Вы – Иван. Работаете всего полгода в компании. Старательно выполняете свои обязанности, хотя работа с документами вызывает сложности. Зная о своей невнимательности, Вы перепроверяете документы перед отправкой. Две недели назад Ваш руководитель в присутствии коллег неудачно пошутил над Вами по поводу незначительной ошибки в отчете. Вы обиделись и теперь не прикладываете столько усилий при оформлении документов, раз их не замечают и позволяют себе принародно язвить.



Б. Ваш сотрудник Анатолий – эксперт во всех вопросах, связанных с работой подразделения. С 1 июля Вы выходите в очередной отпуск и лучшего кандидата для замещения вашей должности не видите. В прошлом году он уже Вас замещал и успешно справился с работой. Правда. Когда вы вернулись из отпуск. Он попросил вывести его из резерва управленческих кадров. Тогда Вы не придали этому обстоятельству особого значения… Сегодня вам нужно информировать Анатолия о составлении приказа на замещение.



Б. Вы – Анатолий. Вам очень нравится работа, и Вы с удовольствием беретесь за сложные и интересные задачи. Прошлым летом Вы замещали своего руководителя во время его очередного отпуска и были крайне не довольны, что нужно было решать массу организационных вопросов. При этом своей любимой работе приходилось уделять недостаточное внимание. Вы приняли решение, что Вы больше не согласитесь на замещение.



В. Ваш сотрудник Василий – амбициозный молодой сотрудник. Два года работает в компании и показывает высокие результаты. Умеет добиваться высоких целей. Готов брать на себя ответственность и идти на умеренный риск. Сам вызывается для участия в сложных проектах. Конкурирует с другими сотрудниками. Включен в резерв управленческих кадров. Вы узнаете о его решении уволиться из компании. Вызываете его на разговор.



В. Вы – Василий. Уже два года работаете в компании. При этом уже включены в управленческий резерв. Сейчас открыта вакансия на должность руководителя структурного подразделения, и Вы считает, что полностью соответствуете требованиям этой должности. Недавно Вы узнали, что отдел кадров начал поиск внешнего кандидата на вакантную должность. Эта информация сильно Вас возмутила, и Вы принимаете решение уволиться. Идете к руководителю, чтобы сказать об этом.


Г. Ваш сотрудник Татьяна работает в компании уже пять лет на одной и той же должности. Ответственная. Трудолюбивая. Вы знаете, что если ей поручить работу, то можно не сомневаться в том, что задание будет выполнено безошибочно и в срок. В последнее время вы стали доверять ей более сложные время затратные задания. До Вас дошли слухи, что она начала поиск нового места работы… Вы решили поговорить с ней об этом.



Г. Вы – Татьяна. Работаете уже более пяти лет на одной и той же должности в компании. Вам интересен функционал и Вы стараетесь максимально эффективно выполнять поставленные задачи. За это время не было ни одного замечания со стороны руководства. У коллег Вы пользуетесь уважением за ответственность и знания. Задания руководитель поручает все более сложные и ответственные. А зарплата остается прежней. В последнее время Вы стали задумываться над тем, что заслуживаете большего и задумываетесь о смене работы. Тем более что дочь поступила на платное престижное обучение и нужно ей оказать финансовую поддержку.



Д. Ваша сотрудница Светлана. В коллективе она душа кампании. Улыбчивая, добрая, отзывчивая. Организует все праздники. С удовольствием участвует в коллективных мероприятиях. В последние дни ведет себя ни так как обычно. Избегает визуального контакта, отвечает односложно, не улыбается, напряжена. Вы решили спросить у нее о причинах смены настроения.



Д. Вы – Светлана. Уже три года работаете в компании. Хорошо общаетесь с коллегами, любите свой коллектив. Занимаетесь организацией многих корпоративов, сбором денег на поздравления сотрудников и т.п. Неделю назад вы пришли к руководителю с тем. Чтобы рассказать, как движется подготовка к семейному спортивному празднику. На что он сказал – а текущие задачи Вы все выполнили? Вы на эту реплику обиделись. Потому что тратите свое личное время для подготовки мероприятий.




Таблица 5

Постановка задачи по SMART

Конкретные

(Specific)

  • Сформулированы ясно и конкретно 

  • Понимаются однозначно и недвусмысленно

Измеримые

(Measurable)

  • Есть индикаторы достижения цели 

  • Заложены промежуточные критерии, помогающие оценить продвижение к цели

Достижимые

(Achivable)


  • Достижимы с точки зрения внутренних ресурсов и внешних факторов 

  • Могут быть достигнуты в оговоренный срок

  • Достаточно сложная, чтобы было необходимо прилагать усилия для достижения

Ориентированные на результат/Согласованные

(Result-oriented)


  • Цель соотносится с конкретным конечным результатом 

  • Соотносится цель с более общими организационными целями 

  • Цель работает на достижение стратегических целей, соответствуют миссии

Определенные во времени

(Timed)

  • Четко определены временные рамки для цели

  • Назначены сроки конечного и промежуточных результатов


Задание №4: «Алгоритм постановки задачи сотруднику по SMART»

Заполните таблицу 6 с учетом ведущего мотива трудовой деятельности сотрудника. Задачу Вы формулируете по собственному выбору.

Таблица 6

Алгоритм постановки задачи сотруднику по SMART

Этап беседы

Ваш пример

(используются формулировки в прямой речи)

1.Обрисован контекст встречи: задачи и планы

- Ст. механик Орлов, мне доложили о внезапной проверке. Сегодня в 18.0 часов комиссией будет производится проверка соблюдения требований к предполетной подготовки воздушных судов, в связи с чем Вам необходимо сегодня до 17.00 часов произвести осмотр 5 самолетов СУ-27, стоящих в ангаре (ключи находятся у механика Петрова) и установить их соответствие техническим требованиям в соответствии с предполетной подготовкой воздушных судов, результаты осмотра отразить в журнале предполетной подготовки, журнал сдать мне лично до 17.30 часов. Понимаю, время ограничено, но я знаю, что Вы справитесь, поэтому и поручаю эту работу Вам, как высококвалифицированному сотруднику, а не механику Петрову. По результатам рассмотрю вопрос о Вашем премировании.

2. Сформулированы цели, соответствующие SMART-критериям, и указаны конкретные действия сотрудника для выполнения задач


- Повторяю:

- найти Петрова, взять ключи от Ангара

- осмотреть 5 самолетов СУ-27

- отразить результаты осмотра в журнале

- сдать журнал ответственному лицу, т.е. мне

3. Сотрудник мотивирован на выполнение задачи (показаны позитивные последствия выполнения лично для него, подразделения, организации, как достижение цели приблизит реализацию потребностей и мотивов сотрудника)

- По результатам выполненного задания будет решен вопрос о премировании.

4.Проверено понимание и принятие сотрудником цели (попросить повторить задачу, спросить об уверенности в ее выполнении)

- Как поняли меня?

- Вас понял: беру у Вас журнал предполетной подготовки, иду к механику Петрову, беру у него ключи от ангара, поочередно осматриваю все 5 самолетов СУ-27, находящихся в ангаре, затем результаты осмотра записываю в журнал, закрываю ангар, ключи возвращаю Петрову, журнал сдаю Вам до 17.30 (!)

5. Обсудили ресурсы и полномочия, необходимые для выполнения цели/задачи

- При необходимости механик Петров в Вашем распоряжении.

- Принял.

6. Договорились о конкретных последующих шагах: контрольные точки, сроки, мероприятия

- В 17.30 жду Вас с журналом в моем кабинете.

- Так точно.