ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое и имущественное положение детей.
Только в римском браке, где отцом был римский гражданин, а матерью — даже иностранка, рождались дети, получавшие римское гражданство и переходившие под отцовскую власть (in patria potestas).
Дети считались принадлежащими к крови родителей, а отец и мать, напротив, не считались кровью своих детей.
Плод в чреве матери еще не являлся лицом, он является одним целым с матерью. Даже такое существо в материнском лоне уже охранялось правом: притязания на наследство от его имени в пользу родителей защищал особый попечитель — curator ventris. Тот, кто в утробе находится, считается родившимся, когда речь идет о его интересах, они считаются существующими почти во всем цивильном праве по самой природе вещей.
Подмене ребенка противодействовала custodia ventris (сбережение живота). Аборт, произведенный с помощью ядовитого зелья, карался смертью, если при этом умирала и роженица. Однако простое избавление от плода преступлением не считалось и не наказывалось. Эллинистическая и римская медицинская наука не считали зародыш ребенком, расходясь в этом с правоведами Рима, до самого момента его рождения.
Имена ребенку давали на седьмой день его жизни, в час пира, который устраивался в честь него.
Решающим моментом для определения правового положения будущего ребенка был статус его родителей в момент его зачатия, особенно матери. Если будущая мать была свободна (больше одной минуты) в любой момент между зачатием и родами, то ребенок тоже являлся свободным. Когда с падением старой национальной замкнутости браки римлянок с псрсгринами участились, то особым законом это первоначальное правило было изменено: в случае если от римской гражданки и перегрина рождался ребенок, то он считался перегрином. Если отец был действительно неизвестен, (это предполагалось обычно относительно всех незаконнорожденных), то дитя наследовало положение матери.
В целом ряде случаев, где гражданин или гражданка, по ошибке в своей или чужой правоспособности, вступили в супружество с латином или перегрином, императоры предоставляли им путем судебного обнаружения ошибки право предоставить гражданство как ребенку, так нередко и неполноправному супругу или супруге. Эти отступления от руководящего начала порождались или гуманностью, или необходимостью упростить разрешение вопроса, усложненного введением новых видов гражданства и свободы.
Дети и вообще все нисходящие обоего пола различались как:
-
1) рожденные в законном браке; -
2) родившиеся в браке без conubium.
Однако те, что рождены от незаконного союза, не причисляются к детям. Юристы Рима полагали, что всегда существует презумпция в пользу законнорожденности детей, ибо происхождение не может быть доказано.
Законные дети могли претендовать на подобающее содержание родителями, по отношению к которым они должны были выказывать надлежащее уважение. Для сына личность отца всегда должна быть уважаема. Юристы Рима считали своим долгом возвысить роль и значение матери в обществе; они утверждали, что между детьми и матерью должны существовать священные отношения, установленные самой природой, за нарушение которых следует строго наказывать детей.
Если мать имела римское гражданство, spurii (внебрачные дети) также становились ими, причем сразу же personae sui juris (лицами своего права). Со времен принципата между такими детьми и их матерью существовали взаимные алиментарные обязанности и право наследования по закону.
Среди внебрачных детей наилучшее положение занимали рожденные в конкубинате или ином виде брачного сожительства. В постклассическом праве они получают некоторые права: могут притязать на содержание отцом, получают право наследования по закону и могут приобретать положение законных детей с помощью процедуры legitimatio. Она предполагала изменение личного статуса ребенка, рожденного в конкубинате; при своем личном согласии он занимал положение законного ребенка. Узаконение стало важным элементом популяционной политики христианских императоров.
Основой римского семейного воспитания были уважение к семейным и родовым традициям, которые предписывали обязанность жить и действовать в соответствии с ними. Сын, будучи под отцовской властью, был лично правоспособен в области публичного права, он мог также состоять (с согласия своего отца) в законном браке и быть отцом своих детей, однако исполнение его семейной власти над супругой и детьми принадлежало главе семейства (его отцу). Марк Аврелий ограничил право отца препятствовать бракам детей и всячески поощрял эманципацию сыновей. У римлян, большим уважением пользовался сын, называемый pater patratus, т.е. тот, у кого жив отец и уже есть дети.
Имущество, доставшееся детям после матери,
составляло собственность детей. Отец же имел право пользования этим имуществом. Если дети были эманципированны, то они получали такое имущество в собственные руки, оставляя одну треть его в пользу отца «в благодарность» за его хлопоты. Юстиниан включил в имущество детей и то имущество, которое дети получали после деда, бабки или других восходящих родственников.
Имущество, которые дети создавали из отцовского имущества, считалось остающимся собственностью отца; называлось оно profectitium peculium. Доход, полученный отцом в результате хозяйственной деятельности сына, назывался versio in rem, он повышал ответственность обладателя власти.
Особый правовой режим имел лагерный пекулий. К нему относилось имущество, которое сын приобрел, находясь на военной службе: жалование; военная добыча. Со времен Августа он мог завещать его, а впоследствии распоряжаться им с помощью прижизненных сделок (inter vivos), хотя и с обязанностью отдать это имущество своему отцу по оставлению службы. Такой пекулий переходил к обладателю власти в случае смерти сына, не успевшего составить завещание. В эпоху поздней Империи это правило распространялось и на имущество, которое сын приобрел за время службы на высоких светских (адвокатская деятельность) и духовных постах. Юстиниан разрешил в отношении этого имущества наследование вне завещания.
Император Константин и другие с положением военнослужащих сравняли положение гражданских и духовных чинов; к лагерному пекулию было приравнено имущество, приобретенное на гражданской или духовной службе.
Алиментация (позднелат. содержание) в Древнем Риме в конце I—середине III в. была системой государственной помощи детям малоимущих родителей и сиротам. Складывалась она из процентов, получаемых от мелких и средних землевладельцев за выдачу им ссуд государством. В эпоху Империи государство и частные лица оказывают одиноким детям посильную помощь. Обезлюдение Италии и обеднение широких масс населения не позволяли многим гражданам воспитывать своих детей, что вызывало тревогу и озабоченность, как частных лиц, так и императоров. Первым позаботился о содержании детей бедняков на государственные средства Нерва. Его преемник Траян давал городам деньги взаймы под невысокие проценты под залог частных или общественных земель. Должники уплачивали проценты не императору, а своей городской казне, и эти деньги шли на содержание бедных детей.
Формирование института приданого.
Под приданым понимали специально выделенное имущество (вещи обихода, земли, постройки, рабы и т. п.), которое «переходит» из дома отца жены вместе с женой в дом ее мужа. Приданое должно было предоставляться отцом, или домовладыкой, или опекуном или любым заинтересованным третьим лицом в целях облегчения материальных затруднений семейной жизни.
В архаичный период древнеримской истории, когда преобладали браки cum manu, не существовало специальной регламентации правового положения приданого. До I в. до н. э. существовала практика передачи приданого мужу в собственность с обязательством его возврата при прекращении брака, что скреплялось устным соглашением. Если такое соглашение было заключено, муж вынужден был вернуть полученное имущество, боясь обвинения в бесчестье. Если соглашения не было, то все полученное приданое оставалось в собственности мужа.
С появлением браков sine manu закон установил для приданого особый правовой режим. Муж в таком браке давал устное обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака, но даже при отсутствии такого соглашения, когда приданое юридически должно было остаться навсегда в имуществе мужа, он чаще всего считал себя связанным договорными отношениями и оставлял приданое по наследству в пользу жены. По преторскому праву в случае развода жене давался иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.
В первые три века нашей эры муж считался владельцем приданого, но не имел права распоряжаться земельными участками без согласия жены, а при расторжении брака приданое подлежало возврату в полном объеме, если же жена умирала, то приданое возвращалось ее наследникам. Если соглашения о приданом не имелось, приданое возвращалось только самой жене, но удерживалась доля на содержание оставшихся при муже детей и издержек мужа по разводу.
Во времена Юстиниана закон требовал полного возврата приданого, в том числе и наследникам, после вычета издержек. В императорском Риме сложилась практика ответного вклада со стороны мужа: получив приданое, муж со своей стороны оформлял дарение в пользу жены
, затем на протяжении брака дарение находилось в его распоряжении, но в случае развода по его вине дарение переходило к жене, возмещая моральный вред и гарантируя экономическую независимость.
Усыновление в римском праве
Усыновление (удочерение) в римском праве - это установление отцовской власти над чужими детьми. Формы усыновления (удочерения) в римском праве - arrogatio и adoptio.
Arrogatio - это усыновление семейно самостоятельных лиц в римском праве которое на первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем утверждалось императором и судом, но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено.
При усыновлении семейно - подвластных лиц в римском праве происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный, что влекло за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.
Adoptio - это усыновление семейно подвластных лиц в римском праве осуществлялось в два этапа - освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства и вступление под власть ново