Файл: Маркетинг в здравоохранении.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1241

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Министерство здравоохранения  

Российской Федерации 

Государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

Амурская государственная медицинская академия 

 

 

 
 

КАФЕДРА 

ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

 

 
 
 
 
 
 
 

МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 

 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 

Благовещенск 2012г 

 


background image

 

МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 

 

 

Быстрая  трансформация  современных  экономических  концепций  в 

России,  переход  здравоохранения  к  рыночным  отношениям  требуют  от 

специалистов  и  руководителей  всех  уровней  отрасли  высокого  профес-

сионализма и глубоких теоретических знаний в области маркетинга. 

Основными 

предпосылками 

внедрения 

маркетинга 

в 

здравоохранении являются: 

-  ухудшение состояния здоровья населения; 

- уменьшение обращаемости населения за медицинской помощью; 

- повышение требований к качеству медицинской помощи; 

-  рост издержек на производство медицинских услуг; 

-  превышение  предложения  медицинских  услуг  над  спросом  в  крупных 

городах; 

-  развитие негосударственных медицинских учреждений; 

-  появление новых источников финансирования со стороны независимых 

от государства покупателей медицинских услуг; 

-  изменение методов финансирования медицинских учреждений. 

 

Термин  «маркетинг»  происходит  от  английского  «market»  (рынок)  и 

означает деятельность в сфере рынка сбыта. В медицине такой продукцией 

являются  медицинские  услуги.  Поэтому  в  период  реформирования 

здравоохранения 

независимо 

от 

форм 

собственности 

лечебно-

профилактических  учреждений  (ЛПУ)  медицинские  работники  учатся 

работать  на  принципах  рыночных  отношений,  а  знание  основ  маркетинга 

помогает адаптироваться к новым условиям. 

Второе  значение  этого  термина  -  концепция  бизнеса,  которая  исходит 

из  приоритета  требований  рынка  над  требованиями  производства.  В 


background image

здравоохранении  увеличиваются  из  года  в  год  количественные  показатели 

платной  медицинской  помощи.  Потребитель  медицинских  услуг  - 

население  -  в  условиях  медицинского  страхования  может  выбирать  любое 

медицинское  учреждение  согласно  ст.  6  «Закона  о  медицинском 

страховании  граждан  в  РФ»,  а  при  оплате  медицинской  помощи  из 

собственных средств может диктовать свои условия производителю. 

Третье  значение  этого  термина  -  научная  дисциплина,  занимающаяся 

изучением  эффективных  методов  сбора  информации,  планирования 

ассортимента и развития маркетинговой идеологии. 

 

Существует  множество  определений  маркетинга,  но  ни  одно  из  них  не 

может  отразить  всю  сложность  и  многосторонность  этого  явления. 

Остановимся лишь на следующих четырех определениях: 

МАРКЕТИНГ  –  это  предпринимательская  деятельность,  которая 

управляет  продвижением  товаров  и  услуг  от  производителя  к  потребителю 

или пользователю (Ральф Александр, 1960 год). 

МАРКЕТИНГ  –  вид  человеческой  деятельности,  направленный  на 

удовлетворение нужд и потребностей путем обмена (Ф. Котлер, 1991). 

  МАРКЕТИНГ  здравоохранения  есть  система  принципов,  методов  и 

мер,  базирующихся  на  комплексном  изучении  спроса  потребителя  и 

целенаправленном  формировании  предложения  медицинских  услуг 

производителем (В. 3. Кучеренко, Н. И. Филатов, 1991). 

  МАРКЕТИНГ  -  это  комплексный  процесс  планирования,  эконо-

мического 

обоснования 

и 

управления 

производством 

услуг 

здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического 

процесса,  продвижением  услуг  (товаров  медицинского  значения)  к 

потребителям,  а  также  процессом  их  реализации  (Американская 

медицинская ассоциация). 

 


background image

Реформирование  здравоохранения  России  основано  на  внедрении 

медицинского  страхования,  для  которого  характерен  рынок  медицинских 

услуг.  В  большей  степени это  проявляется  при добровольном  страховании. 

Обязательное  медицинское  страхование  не  столь  активно  включается  в 

рыночные  связи,  по  крайней  мере  в  их  чистом  виде.  Тем  не  менее  в 

настоящее  время,  независимо  от  форм  собственности  лечебно-

профилактических  организаций,  видов  медицинской  деятельности,  все 

медицинские  работники  должны  будут  научиться  работать  на  принципах 

маркетинга. 

 

Для  восприятия  сути  маркетинга  необходимо  рассмотреть  следующие 

основные понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок, 

цена, конкуренция, реклама. 

Нужда  —  это  ощущаемое  человеком  чувства  нехватки  чего-либо. 

Различают физиологическую нужду (голод, холод, жажда, продление рода, 

здоровье и т. д.) и социальную (духовная близость, знаки самоутверждение 

и т. д.). 

Другой  вид  нужды  —  отказная,  ее  неудовлетворение  не  приведет  к 

смерти данного человека (продолжение рода, социальные нужды). 

Если  нужда  не  удовлетворена,  человек  чувствует  себя  обездоленным  и 

несчастным.  Например,  парализованный  человек  нуждается  в  уходе 

постороннего человека. 

Люди  разного  пола,  возраста,  культуры,  места  жительства, 

вероисповедания  по-разному  хотят  удовлетворить  свою  нужду,  т.  е.  у  них 

разная потребность. 

Потребность  —  это  способ  удовлетворения  нужды  в  соответствии  с 

культурным  уровнем  и  личностью  человека.  Различают  следующие  пути 

удовлетворения потребности (самообеспечение, просьба, обмен). 


background image

Производители товара пытаются сформировать связь между тем, что они 

выпускают,  и  нуждами  людей.  Например,  больной  человек  испытывает 

потребность в определенном лекарственном средстве. 

Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. 

Ресурсы  для  удовлетворения  потребности,  как  правило,  ограничены. 

Человек  будет  выбирать  те  товары  и  услуги,  которые  доставляют  ему 

наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. 

В  здравоохранении  удовлетворение  потребности  зависит  не  только  от 

платежеспособности  пациента,  но  и  от  доступности  медицинской  помощи, 

оснащенности медицинского учреждения и квалификации врачей. 

Товар  или  услуга  —  это  все,  что  может  удовлетворить  потребность 

или  нужду  и  предлагается  рынку  с  целью  привлечения  внимания  и  по-

требления. В здравоохранении чаще имеет место медицинская услуга. 

Услуга  —  это  целесообразная  трудовая  деятельность,  результаты 

которой  выражаются  в  полезном  эффекте,  удовлетворяющем  какие-либо 

потребности человека. 

Врачи  оказывают  медицинские  услуги,  удовлетворяющие  человеческие 

потребности укреплять и сохранять здоровье. Поэтому  под  медицинской 

услугой понимают оказание гражданам любого вида медицинской помощи 

(обследование, лечение и т. д.). 

Различают простую, сложную и комплексную медицинскую  услугу. По 

функциональному  назначению медицинская  услуга можем быть лечебно-

диагностической, 

профилактической, 

реабилитационной, 

санитарно-

гигиенической и т. д.. 

По условиям и месту оказания медицинской услуги можно разделить на 

оказываемые  на  дому,  в  амбулаторно-поликлинических  условиях,  в 

стационаре, в условиях реанимации и т. д. 

Особенности медицинской услуги: 

Неосязаемость  -  Медицинскую  услугу  невозможно  увидеть,  услышать, 

потрогать, понюхать до момента ее приобретения;