Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Волшебные ларцы. Вот волшебные ларцы.

Здесь начало, там концы.

Середины нет, увы…

Ее придумаете вы.

В руках у преподавателя или на столе два ларца. В одном – начало сказки или истории, во втором – их конец. Работа ведется в группах. Каждая группа берет из одного ларца текст начала сказки, а из другого – конец и придумывает сказку. При этом участники должны не просто придумывать любую сказку или рассказ, а связать их с изучаемой проблемой. После завершения написания сказки все группы по очереди знакомят остальных с тем, что получилось.

Интервью. Вариант 1. Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 3–5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии.

Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Интервьюируемый может говорить от себя лично, а может от имени маски, будто не про себя. Обычно задают 4–7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.

Упражнение «Вы в экспедиции». Преподаватель говорит участникам: «Представьте, что вы были в экспедиции, и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т. д...». Участники должны придумать название своей находки. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.

Решение конкретных ситуаций способствует формированию у участников навыков анализа, выделения главного, умения слушать и взаимодействовать. На примере конкретных ситуаций можно показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания участников, полученные в ходе занятий, и их опыт.

Конкурс знатоков темы (проблемы). Предлагается известная тема, которую учащиеся обсуждали на занятиях. Группа разбивается на две подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. Если тема трудная, такие вопросы может составить преподаватель. Затем идет обмен заданиями, их выполнение и начисление баллов. Оцениваются и вопросы и ответы. Предварительно обсуждается максимальное количество баллов за каждый вопрос и правильный ответ. Членами жюри являются представители команд. Преподаватель выступает в роли ведущего и арбитра. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.


Аквариум. Среди участников выделяется небольшая группа из 3–4 человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой занятия. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.

Горячий стул. Приглашается один из участников занятия. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. Арбитром выступает преподаватель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.

Таким образом, с помощью групповых обсуждений и дискуссий каждому участнику предоставляется возможность приводить доводы в защиту своих идей и любые контраргументов, также с помощью групповой дискуссии и вышеперечисленных упражнений происходит стимуляция и активизация глубинных ассоциаций, это заставляет каждого участника высказывать то, что они не могут сформулировать в других условиях.

Заключение

Проблема активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, так как русский язык является одним из сложных предметов.

Развитие познавательного интереса является одной из важнейших проблем современного процесса обучения. Познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета.

Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний.

Сделав вывод из первой главы мы узнали что суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству .

Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.



Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно–практических действий в учебном процессе.

Таким образом, были определены различные подходы к понятиям «познавательная деятельность» и «учебно–познавательная деятельность» различными авторами, которые определили данные категории как качество личности, проявляющееся в отношении содержания и процесса деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и в способах их получения, в мобилизации волевых усилий для достижения цели обучения.

Для активизации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо: совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков; развивать мотивацию учащихся к учению; формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала; создавать условия для активной познавательной деятельности.

Именно поэтому при активизации учащихся необходимо наряду с созданием возможностей решения трудных задач, требующих умственного напряжения и стимулирующих умственное развитие, иметь в виду также возможности преодоления этих трудностей, уметь показать ученику его достижения, создать ощущение успеха.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.

Также мы узнали, что активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что будущим учителям важно знать средства активизации деятельности обучающихся для использования в своей практике. Им необходимо понимать, что использовать средства активизации надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности.

Считаем, что цели и задачи исследования решены.

Список использованных источников

  1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.

  2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика

  3. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова.

  4. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина [и др.]; под ред. проф. О.Я. Гойхмана. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/534854

  5. Уразбакова У.Т., Наркулова Б.А., Тогатай М.М., Ибрагимова У.Б. Активизация познавательной деятельности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4512

  6. Кузнецова Н.И. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над словами. Портфель кафедры учителей начальных классов /авт.-сост. И В. Щербакова и др.

  7. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов // Интернет-журнал «Эйдос».

  8. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой.

  9. Прошина Е.Ю. Проблема активизации познавательной деятельности школьников в педагогической науке // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании.

  10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП.

  11. Жунисбекова, Ж.А. Психолого-педагогические подходы к исследованию познавательной и интеллектуальной активности младшего


школьника / Ж.А. Жунисбекова, Ж.А. Айменова, А.М. Калходжаева, М.А.

  1. Керимбеков, С.К. примбетова // Международный журнал экспериментального образования.

  2. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков.

  3. Коконова, Е.А. проект как средство повышения познавательной активности младшего школьника / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый.

  4. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития.

  5. Смирнова, А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый.

  6. Хазыкова, Т.С. Развитие познавательной активности младшего школьника в современных условиях / Т.С. Хазыкова, Ц.А. Васькаева / В сб.

  7. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников Т.И. Шамова.

  8. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина.

  9. Зеленская, Ю.Е. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www. infourok.ru

  10. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/.

  11. Климанова, Л.Ф., Бабушкина, Т.В. Русский язык. 3 класс. Часть II [Текст] / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

  12. Диагностика и развитие учебно-познавательной мотивации младшего школьного возраста // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000237

  13. Ш.А.Амонашвили «Активизация познавательной деятельности младших школьников». под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45.

  14. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения - М.

  15. Педагогические технологии и технология обучения http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html

  16. Современные педагогические технологии http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html

Приложение 1.

Инструкции для организации индивидуальной и групповой работы с обучающимися

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики:

1.Тебе нравится в школе?

–не очень

–нравится

–не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

–чаще хочется остаться дома


–бывает по–разному

–иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

–не знаю

–остался бы дома

–пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие–нибудь уроки?

–не нравится

–бывает по–разному

–нравится