Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

–хотел бы

–не хотел бы

–не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

–не знаю

–не хотел бы

–хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

–часто

–редко

–не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

–точно не знаю

–хотел бы

–не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

–мало

–много

–нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

–да

–не очень

–нет

Обработка результатов:

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.



Таблица 1. Ключ ответов

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Интерпретация результатов:

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25–30 баллов (очень высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.


2. 20–24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.



Приложение 2.

Тестовое задание на направленность на приобретение знаний, через стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету

будет еще через день.



2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да;

б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да;

б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да;

б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) да;

б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да;

б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из–за болезни учителя:

а) да;

б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них

идет речь:

а) да;

б) нет.

11. Что, по–твоему, лучше –учиться или болеть:

а) учиться;

б) болеть.

12. Что для тебя важнее – отметки или знания:

а) отметки;

б) знания.

Обработка результатов:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ:

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а на вопросы 1–6, 8–11 и ответы б на

вопросы 7 и 12.

Интерпретация полученных результатов:

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.



Приложение 3.

Текст опросника для определения направленности младших школьников на отметку

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу берешься за выполнение уроков и повторяешь то, что плохо ответил; б) начинаешь играть на компьютере или смотреть телевизор, при этом думая, что урок по этому предмету будет только через несколько дней.

2. После того, как получил хорошую отметку, ты: а) продолжаешь так же тщательно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься, как следует, так как знаешь, что тебя все равно не спросят.

3. Бывает ли такое, что ты остаешься не очень доволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.

4. Что для тебя значит обучение: а) познание нового; б) обременительное занятие.


5. Зависят ли твои отметки от того, как ты готовишь домашнее задание: а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения плохой отметки, что было сделано тобой неправильно: а) да;б) нет.

7. Зависит ли твое желание выполнять домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из–за болезни учителя: а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.

11. Что, по–твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее — отметки или знания: а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

В соответствии с предложенным ключом за каждый ответ начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1–6, 8–11и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотиваций на приобретение, непосредственно, знаний.



Приложение 4.

Задание на определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно (бланк в приложении).

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь" (рис. д).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по–твоему, прав? Почему? (Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)


3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Уровни
мотивации


Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Общая оценка
в баллах

I

5

5

5

13 – 15

II

4

4

4

10 – 12

III

3

3

3

7 – 9

IV

2

2

2

4 – 6

V

0 – 1

0 – 1

0 – 1

0 – 3





Мотивы:

1. внешний (а),

2. учебный (б),

3. игровой (в),

4. позиционный (г),

5. социальный (д),

6. мотив – оценка (е).

Анализ результатов:

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов–выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора