Файл: Доходы и особенности их формирования на производственном предприятии (на материалах ооо "Саранский завод точных приборов").docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Оценка формирования доходов в ООО "Саранский завод точных приборов"
В данном разделе необходимо провести оценку формирования доходов. Доходы относятся к числу важнейших показателей оценки работы предпри­ятий и определения эффективности его деятельности. В показа­теле прибыли отражается степень осуществления хозяйствен­ного расчета, рацио­нальность использования основных и оборотных фондов.

Необходимые данные для анализа доходов представлены в таблице 4, на основании которых можно сделать вывод о снижении выручки от продажи продукции в 2020 году на 16,07%. В 2021 г. выручка увеличилась, причем прирост составил 45,66%.

Таблица 4 - Анализ формирования показателей прибыли ООО "Саранский завод точных приборов" за 2019 – 2021 гг.


Наименование показателей

Стоимостная оценка показателя, тыс. руб.

Горизонтальный анализ

Трендовый анализ

изменения, в %

2019

2020

2021

2020/

2019

2021/

2020

2020/

2019

2021/

2019

Выручка от продажи

114644077

96223928

140164042

-16,07

45,66

-16,07

22,26

Себестоимость продаж

86218990

70918739

96231771

-17,75

35,69

-17,75

11,61

Валовая прибыль

28425087

25305189

43932271

-10,98

73,61

-10,98

54,55

Коммерческие расходы

10482587

8082949

15419722

-22,89

90,77

-22,89

47,10

Управленческие расходы

1997214

6428006

5574470

221,85

-13,28

221,85

179,11

Прибыль (убыток) от продаж

15945286

10794234

22938079

-32,30

112,50

-32,30

43,85

Проценты к получению

484907

562452

432230

15,99

-23,15

15,99

-10,86

Проценты к уплате

7142900

7636371

7096686

6,91

-7,07

6,91

-0,65

Доходы от участия в других организациях

132559

370

99

-99,72

-73,24

-99,72

-99,93

Прочие доходы

6215620

25017664

17315513

302,50

-30,79

302,50

178,58

Прочие расходы

31426753

24504884

24167921

-22,03

-1,38

-22,03

-23,10

Прибыль (убыток) до налогообложения

-15791281

4233465

9421314

-126,81

122,54

-126,81

-159,66

Текущий налог на прибыль

274519

0

1387485

-100,00

-

-100,00

405,42

Изменение отложенных налоговых обязательств

-352645

0

-2540156

-100,00

-

-100,00

620,32

Изменение отложенных налоговых активов

2414693

109468

0

-95,47

-100,00

-95,47

-100,00

Прочее

-33940

76325

89764

-324,88

17,61

-324,88

-364,48

Чистая прибыль

-14037692

4419258

5583437

-131,48

26,34

-131,48

-139,77



Себестоимость проданных товаров в 2020 году снизилась на 17,75%, а в 2021 году увеличилась на 35,69%. Снижение затрат в 2020 году связано со снижением объемов производства, которое было обусловлено падением продаж на внутреннем рынке (минус 33,52%). Опережающие объемы сокращения выручки (минус 18,42 млрд.руб.) по сравнению с объемами сокращения себестоимости реализованной продукции (минус 15300251) в 2020 году привели к падению валовой прибыли на 10,98%. В 2021г. более высокие темпы прироста выручки (плюс 45,66%) по сравнению с темпами прироста себестоимости (плюс 35,69%) обусловили рост валовой прибыли на 73,61%. Размер коммерческих и управленческих расходов варьировал, но в целом за период вырос соответственно на 47,1% и на 179,11%.

Снижение прибыли от продаж в 2020 году составило 32,30%, в 2021 году наблюдается прирост прибыли на 112,50%, причем темп ее прироста выше темпа прироста выручки (плюс 45,66%). Следовательно, в 2021 году основная деятельность организации стала гораздо более эффективна, чем в 2020г.

Проценты к получению имеют тенденцию к снижению (минус 10,86% за весь период), суммы процентов к уплате также снижаются (минус 0,65% за период). Доходы от участия в других организациях к концу анализируемого периода минимальны (сокращение составило 99,93%). Величина прочих доходов увеличивается (плюс 178,58%). Величина прочих расходов, напротив, снижается (минус 23,10%).

Прибыль компании до налогообложения растет, так если в 2019г. компанией до налогообложения был получен убыток в размере 15,79 млрд.руб., то в 2020 году прибыль составила уже 4,23 млрд.руб., а в 2021г. – возросла до 9,42 млрд.руб. снижается с 41889 тыс. руб. до 4371 тыс. руб., т.е. на 89,57%, а затем в 2021 году увеличивается на 81,35%, достигая значения в 7927 тыс. руб.

Уровень прибыли до налогообложения за исследуемый период гораздо ниже прибыли от продаж (в 2020г. – 39,2%, в 2021г. – 41,1%), что обусловлено значительными суммами прочих расходов(на создание резервов и прочих расходов).

Сумма чистой прибыли за весь период анализа поднялась с убытка в размере 14,0 млрд.руб. в 2019г., до прибыли в размере 5,6 млрд.руб. в 2021г.

Наглядно динамика различных видов прибыли представлена на рисунке 4.



Рисунок 4 - Динамика размеров разных видов прибыли ООО "Саранский завод точных приборов" за 2019 – 2021 гг., тыс.руб.
Одним из основных показателей эффективности работы предприятия является рентабельность, которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств, обеспечивающим ее получение, или результатам деятельности. Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые представлены в таблице 5 и на рисунке 5.


Таблица 5 – Динамика показателей рентабельности ООО "Саранский завод точных приборов" за 2019 – 2021 гг.


Наименование показателя

Значение рентабельности, %

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Рентабельность продукции (основной деятельности)

16,16

12,64

19,57

Рентабельность продаж

13,91

11,22

16,37

Рентабельность собственного капитала

-17,94

4,10

4,93

Рентабельность активов

-4,21

1,37

1,48





Рисунок 5 - Динамика показателей различных видов рентабельности ООО "Саранский завод точных приборов" за 2019 – 2021 гг., %
В динамике лет наблюдается рост рентабельности продукции с 16,16 до 19,57%, что свидетельствует об увеличении размера прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции с 16,16 до 19,57 коп. Подобным образом изменяется и рентабельность продаж (с 13,91% в 2019 году до 16,37% в 2021 году). Показатель рентабельности собственного капитала в 2020 году вырос с минус 17,94% до 4,10%, что обусловлено получением предприятием в 2020г. вместо чистого убытка чистой прибыли. Дальнейшее увеличение чистой прибыли в 2021г. привело к росту рентабельности собственного капитала до 4,93%. Динамика чистой прибыли в 2019-2021 гг. отразилась и на рентабельности совокупных активов (минус 4,21%; 1,37% и 1,48% соответственно по годам анализа).

Таким образом, проведенный анализ прибыли и рентабельности показал, что доходность компании в 2021г. существенно возросла. Произошло это на фоне более высокого темпа роста выручки, по сравнению с темпом роста себестоимости, а также более высокого темпа роста прочих доходов по сравнению с темпом роста прочих расходов.

2.3 Направления по повышению доходов в ООО "Саранский завод точных приборов"

Одна из стратегий, которая может быть рекомендована для ООО "Саранский завод точных приборов" - нацеленность на привлечение новых клиентов. Проанализируем, за счет чего это может быть достигнуто: во-первых, за счет стратегии географической экспансии, т.е. путем увеличения территории внедрения объекта; во-вторых, благодаря стратегии создания новых клиентов, подразумевающей привлечение новой группы клиентов в границах освоенной территории.

Эта стратегия развития рынка представляет собой наличие активной позиции фирмы на рынке, а целью является завоевание и расширение рыночной ниши. Оптимальную долю рынка можно определить количеством потенциальных покупателей на рынке. Сегмент, в котором имеется 20% постоянных потребителей, приобретающих 80% товаров, предлагаемых фирмой, считается оптимальным.

Для начала проанализируем основные стратегии, представленные на рисунке 6.

Другим вариантом этой стратегии является поиск новых способов использования продукта или убеждения покупателя в приобретении этого товара в более масштабных объемах.

Необходимо отметить стратегию диверсификации, которая подразумевает расширение деятельности фирмы.

Диверсификация часто является вынужденной стратегией для фирмы:

- стратегия центрированной (концентрической) диверсификации;

- стратегия горизонтальной диверсификации, ориентированной на традиционного потребителя. В этом случае создается новый продукт, требующий новых технологий, который ориентирован на потребителя основного продукта;



Рисунок 6- Базовые стратегии

- стратегия вертикальной диверсификации (Освоение новых продуктов, используя в качестве сырья или полуфабриката традиционную продукцию, либо производство товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов. Данный вид диверсификации выделяется не всегда);

- стратегия конгломератной или латеральной диверсификации. В этом случае рост фирмы осуществляется за счет производства продуктов, совершенно не связанных с традиционными продуктами фирмы;

- стратегия целенаправленного сокращения является вынужденной стратегией. Осуществляется при спадах и кардинальных потрясениях в экономике, ведущая к серьезным изменениям конъюнктуры рынка, а так же, когда организация нуждается в перегруппировке сил после длительного роста или в связи с необходимостью повышения эффективности.


Данные стратегии ничуть не уступают в выгоде внедрению нового товара, однако, такие же рискованные. Конкурентам ООО "Саранский завод точных приборов" рекомендуется стратегия «мобильной защиты», предполагающая расширение компанией своего производства и открытие новых «оборонительных плацдармов». В данном случае нужно определить свои будущие цели и задачи, однако не стоить забывать о слабых местах конкурентов, поскольку подобная стратегия может стать «маркетинговой дальнозоркостью», что означает акцентирование на планах долгосрочного действия.

Основные направления деятельности ООО "Саранский завод точных приборов", разрабатывающие конкурентоспособные стратегические решения, должны быть: переговоры с предполагаемыми поставщиками ресурсов, заказчиками, обширными объемами групп стратегического влияния, клиентами и различными взаимодействующими аудиториями, контроль за рынком товаров и услуг, факторами производства, разработка решений тактического и стратегического характера; сбор и обработка большого объема различной информации.

Необходимо сделать акцент на полном сборе информации о рынках, поиске путей для расширения сегмента на рынке, рекламе и увеличении ассортимента услуг. Постоянное изучение запросов и предложений потребителей может дать клиенту различных предприятий огромные преимущества в конкуренции, а именно обслуживание на высоком уровне, которое включает гибкую систему заказов, безошибочные и надежные поставки, удобный способ оплаты, точный документооборот.

Позиционирование необходимо для того, чтобы работы и услуги ООО "Саранский завод точных приборов" имели особое и отличное от других, а также выгодное место данного предприятия в отношении подобных услуг. Благодаря верному позиционированию происходит экономия финансов, усилий и времени работников, а также создание эффективного комплекса маркетинга предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы и расходы от обычных видов деятельности связаны с осуществлением хозяйственных операций, относимых к обычным видам деятельности, тогда как к прочим доходам и расходам относятся все иные виды доходов и расходов, это принципиальный признак различий.