Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие и содержание обязательств внедоговорного характера 4
2. Коллизионно-правовое регулирование внедоговорных обязательств 6
3. Международно-правовое регулирование внедоговорных обязательств 9
4. Национально-правовое регулирование внедоговорных обязательств международного характера 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Современное международное частное право претерпевает в настоящее время серьезные изменения. Развитие международного автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения, средств массовой информации, рост туризма и международного коммерческого оборота породили такие ситуации, которые в той или иной степени связаны с возникновением обязательств из причинения вреда и коллизией правопорядков.
Каждый юрист, сталкивающийся с подобными вопросами, знает о многочисленных сложностях коллизионного порядка, которые могут возникнуть в результате, например, причинения вреда чести, достоинству гражданина или репутации юридического лица, осложненных иностранным элементом, последствий, вызванных импортом недоброкачественной продукции из-за границы и т.п.
Новые коллизии возникают, в том числе, в связи с расширением сферы гражданской ответственности без вины, широким применением страхования гражданской ответственности, усилением влияния коллизионного начала "автономия воли сторон". Эти тенденции прослеживаются в развитии зарубежного законодательства, в международной договорной практике.
Цель работы - Коллизионные вопросы деликтных обязательств.
определить понятие и содержание обязательств внедоговорного характера;
раскрыть коллизионно-правовое регулирование внедоговорных обязательств;
рассмотреть международно-правовое регулирование внедоговорных обязательств;
выделить национально-правовое регулирование внедоговорных обязательств международного характера
1. Понятие и содержание обязательств внедоговорного характера
Внедоговорные обязательства — это обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, причем не на основе соглашения сторон (договора), а в связи с наступлением фактов, предусмотренных в законе. В них обязанные лица становятся таковыми не по своей воле, а в силу закона. Внедоговорные обязательства возникают вне зависимости от воли не только того, кто причинил вред или необоснованно обогатился, но и от воли другой стороны — потерпевшего.
Содержанием деликтных обязательств является ответственность причинителя вреда. Поэтому и в законодательстве, и в литературе понятия “деликтные обязательства” и “ответственность за вред” (т. е. деликтная ответственность) употребляются чаще всего как однозначные. Внедоговорными обязательствами называются также правоохранительные обязательства. Среди них выделяются два типа — деликтные обязательства и обязательства из необоснованного обогащения, внутри которых имеются отдельные виды (например, обязательства из причинения вреда жизни и здоровью и обязательства из причинения вреда имуществу).
Более подробная классификация обязательств внедоговорного характера включает в себя:
-
обязательства из причинения вреда (из деликтов и вследствие недостатков товаров, работ, услуг); -
обязательства из необоснованного обогащения; -
обязательства из недобросовестной конкуренции; -
обязательства из ведения чужих дел без поручения1.
В законодательстве некоторых государств различаются обязательства, вытекающие из деликтов и квазиделиктов. Последние включают в себя обязательства из необоснованного обогащения, недобросовестной конкуренции, ведения чужих дел без поручения.
Основной характеристикой деликтов в сфере международного частного права является их связь с правопорядками как минимум двух государств (международные деликты). Международное деликтное право принято квалифицировать в качестве самостоятельного института международного частного права.
Условия возникновения обязательств из причинения вреда в международном частном праве обусловлены следующими факторами:
-
потерпевший или деликвент являются иностранцами; -
действия деликвента по возмещению вреда зависят от иностранной правовой сферы; -
предмет правоотношения поврежден на территории иностранного государства; -
субъективное право потерпевшего и юридическая обязанность деликвента возникают в одном государстве, а реализуются в другом; -
спор о возмещении вреда рассматривается в иностранном суде; -
решение о возмещении вреда должно быть исполнено в иностранном государстве; -
право на возмещение вреда производно от преюдиционных2 (обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому- либо другому делу) фактов, подчиненных иностранному праву (например, договор страхования)3.
Функции внедоговорных обязательств в международном частном праве сродни таким функциям в национальном гражданском праве. Это охранительная функция, компенсационная (восстановительная) функция и предупредительно-воспитательная (превентивная) функция.
Основная идея, характеризующая содержание деликтного обязательства, содержится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ4. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, — указывается в статье, — а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Данная норма устанавливает обязанность лица, причинившего вред, возместить его. И хотя о праве другой стороны здесь не упоминается, закон, безусловно, имеет в виду и право потерпевшего требовать возмещение вреда. Следовательно, здесь налицо обязательственное отношение, которое можно определить следующим образом: в силу обязательства вследствие причинения вреда лицо, причинившее вред личности или имуществу другого лица (физического или юридического), обязано возместить причиненный вред в полном объеме, а лицо потерпевшее имеет право требовать, чтобы понесенный им вред был возмещен.
2. Коллизионно-правовое регулирование внедоговорных обязательств
В международном деликтном праве принято различать следующие проблемы, подлежащие правовому решению:
-
определение места совершения вредоносного деяния; -
определение места наступления вредоносных последствий; -
основания и пределы деликтной ответственности; -
возможность выбора потерпевшим наиболее благоприятного для него права; -
возмещение морального вреда; -
исчисление материального и морального ущерба; -
подсудность деликтных и деликтоподобных исков.
Заметим, что участниками деликтных правоотношений могут выступать различные субъекты международного частного права. Наиболее часто участниками деликтных отношений выступают наиболее многочисленные субъекты МЧП — физические лица. Но иностранный состав в деликтных правоотношениях может выражаться в виде субъекта, когда иностранец выступает в качестве причинителя вреда, в виде объекта, когда вред причинен транспортному средству, зарегистрированному в иностранном государстве, в виде юридического факта, когда правонарушение совершено на территории иностранного государства.
Нередки случаи, когда в качестве деликвента выступают
такие специфические субъекты МЧП, как государства или межправительственные международные организации. Например, вред причиняется физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе издания не соответствующего закону государственного акта. В отношении такого случая существуют четкие указания (ст. 1069 ч. 2 ГК РФ), что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконного действия (бездействия) государственных органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В истории становления науки международного частного права коллизионное регулирование деликтных отношений претерпело своеобразную эволюцию. Сначала был установлен единый принцип выбора права для всех случаев регулирования деликтных отношений — закон места совершения деликта (lex loci delicti commissi), а затем была разработана целая система коллизионных привязок с единой основой наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потерпевшего (Г. Ю. Федосеева).
Однако практика показала, что данный принцип выбора применимого права слишком жесткий. Поэтому в доктрине и практике существует широкий диапазон мнений: от безусловного признания и даже абсолютизации до ограничения или даже вытеснения новыми, более гибкими коллизионными формулами (Г. К. Дмитриева). Новые коллизионные правила отсылают к закону гражданства (личному закону), места жительства, места регистрации транспортного средства, наконец, привязка деликтного отношения к такому популярному принципу выбора права, как право страны, с которым деликтное отношение имеет наиболее тесную связь.
На одно из первых мест выдвинулась коллизионная привязка общего личного закона сторон обязательства. Так, в законе о международном частном праве Швейцарии действует следующее правило определения применимого права: при совпадении места пребывания причинителя вреда и потерпевшего применяется право этой страны. Такая же формула прикрепления закреплена и в венгерском законе о международном частном праве. Но в Законе Венгрии действует и принцип lex loci delicti commissii. Признавая общий принцип выбора права, Закон Венгрии предусматривает и гибкость в выборе иных коллизионных привязок. Если правонарушение имело место на зарегистрированном транспортном средстве, причинение вреда и его последствия вне национальной юрисдикции подчиняются праву государства, флаг которого в момент причинения вреда носило данное транспортное средство
5.
В законах о международном частном праве Испании, Франции и многих других государств тем не менее заметно достаточно жесткое следование принципу lex loci delicti, а коллизионное законодательство ФРГ, в целом придерживаясь такого же общего принципа, различает “место действия” и “место результата”. Если эти места находятся в разных государствах, то немецкий судья, например, по собственной инициативе применит правопорядок, который является в наибольшей степени благоприятным для защиты прав потерпевшей стороны6.
Специальные коллизионные привязки применяются к деликтным отношениям — ведение чужих дел без поручения и неосновательного обогащения. Ко второму из них применяется закон страны, применимый к правоотношению, с которым связано исполнение. Во всех иных случаях применяется принцип lex loci delicti. По Закону Италии о реформе международного частного права, управление делами других, неосновательное обогащение подчиняются праву государства, на территории которого произошло обстоятельство, из которого данное обязательство возникло.
Таким образом, по мере развития и совершенствования правового регулирования деликтных отношений единообразие в подходе государств к этой проблеме было дополнено более частым применением других коллизионных привязок:
-
закон страны места жительства потерпевшего; -
закон страны гражданства потерпевшего; -
закон места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта; -
закон страны, с которой связаны обе стороны деликтных отношений (общее гражданство или место жительства).
3. Международно-правовое регулирование внедоговорных обязательств
Едва ли не первым многосторонним договором, в котором были сформулированы правила коллизионного регулирования деликтных отношений, был Кодекс международного частного права, известный также как Кодекс Бустаманте, — международный договор, целью которого была кодификация международного частного права на территории Америки. Кодекс Бустаманте принят в 1928 г. на VI Гаванской панамериканской конференции по международному частному праву. В данном акте предусмотрены традиционные коллизионные правила выбора применимого права. Например, в ст. 167 устанавливается, что обязательства, возникающие из преступлений или правонарушений, регулируются тем же законом, что и преступление или правонарушение, из которых они возникли. Содержатся в Кодексе и правила регулирования применительно к различным аспектам обязательств из причинения вреда.