Файл: 1) мотив, цель и эмоции (понятие и значение) Мотив преступления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мотив цель эмоции понятие значение
Невиновное причинение вреда
Субъективная ошибка понятие виды значение
1) мотив, цель и эмоции (понятие и значение)
Мотив преступления – это обусловленное, осознанное и оцененное побуждение, объясняющее и оправдывающее совершенное лицом деяние.
Признаки мотива преступления:
– обусловленность определенными потребностями;
– осознанный и оцененный характер;
– обоснование совершения деяния.
Существует мнение, что безмотивных преступлений не существует, т. к. не существует бесцельных и безмотивных актов сознательного и волевого поведения. Почти единодушно все авторы признают наличие мотива в умышленных преступлениях; мотив в неосторожных преступлениях отрицают некоторые авторы, указывая, что в них следует говорить не о мотиве преступления, а о мотиве поведения, приведшем к преступному результату.
Виды мотивов:
1) антисоциальные (низменные или социально вредные):
– вражда, корысть, месть, хулиганские мотивы, извращенные
сексуальные побуждения;
2) асоциальные:
– эгоизм, карьеризм, зависть, малодушие, индивидуалистические мотивы;
3) социально-нейтральные (сугубо личностные):
– стыд, жалость, ревность;
4) псевдосоциальные (обусловленные интересами отдельных
социальных групп):
– ложные товарищество, корпоративность, ложно понятые интересы дела;
5) протосоциальные (социально позитивные, но приведшие к
преступлению):
– защита личных или общественных интересов (например, при превышении пределов необходимой обороны), родственные чувства, поиск научных истин, альтруизм.
Цель преступления – это представление о будущем желаемом реальном результате, к достижению которого стремится виновный при совершении общественно опасного деяния.
Цель схожа с мотивом, отличается тем, что определяет направленность действий, в то время как мотив – это то, чем руководствовалось лицо при совершении преступления.
Значение мотива и цели:
– в случаях, прямо указанных в законе, непосредственно влияют на квалификацию преступления;
– наличие в деянии лица негативных целей и мотивов свидетельствует о степени социальной запущенности личности, что влияет на индивидуализацию ответственности и наказания;
– могут учитываться при вынесении наказания в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств (ст. 61 и 63 УК);
– являясь факультативными признаками субъективной стороны состава преступления, позволяют полно раскрыть ее содержание;
– обязательны для установления лицами, производящими дознание и следствие, в силу прямого указания ст. 73 УПК;
– позволяют судить об определенной форме вины в деянии, особенно в случаях, когда установление вины затруднено (так, наличие мотива свидетельствует об умышленном характере деяния, наличие же цели – о прямом умысле).
Эмоции — это реакция человека на объективную обстановку, либо реакция, вызванная внезапными обстоятельствами, и влекущая изменения нервно-психического тонуса, это выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному объекту.
Выделают четыре основные формы эмоционального состояния:
чувство, аффект, страсть, настроение.
Чувство представляет собою одну из форм отражения действительности, которая выражает субъективное отношение лица к удовлетворению его потребностей.
Аффект — сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией или с полной неподвижностью.
Страсть — сильное, продолжительное чувство.
Настроение — длительное, устойчивое состояние многих чувств, служащее «фоном», на котором протекают все психические процессы.
Аффект – это внезапно возникшее сильное душевное волнение, вызванное неправомерным либо аморальным поведением пострадавшего или длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим подобным поведением.
Аффект может проявляться как в активной (резкая двигательная реакция), так и в пассивной (обездвижение или оцепенение) формах.
Чаще всего аффект учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство, реже – влияет на квалификацию (если есть специальный состав преступления), иногда может повлечь за собой полное освобождение от уголовной ответственности (при признании патологического аффекта, который исключает вменяемость).
2) Невиновное причинение вреда
Невиновное причинение вреда (казус) – это совершение деяния, влекущего последствия, характерные для преступления, в случаях, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно или не могло их предвидеть (ч. 1 ст. 28 УК).
Эти законодательные положения характеризуют три вида казуса:
1) когда лицо не осознает общественную опасность совершаемого деяния и по обстоятельствам дела не могло их осознавать;
2) когда лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть;
3) когда лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Примером первого случая казуса может быть ситуация, когда лицо в торговой сети или в банке получает при расчетах поддельные деньги и, не подозревая об этом, вновь пускает их в оборот (рассчитывается при покупке товара). Такие действия содержат объективные признаки сбыта поддельных денег (ст. 186 УК РФ). Однако рядовой гражданин, как правило, не в состоянии обнаружить подделку и не может нести уголовную ответственность за расчет этими деньгами.
Второй вариант казуса связан с наступлением последствий, которые лицо не могло или не должно было по обстоятельствам дела предвидеть.
Третий вариант казуса имеет место в сфере отношений с техническими системами. Известны случаи, когда, например, при испытании авиационной техники летчик-испытатель терял возможность принять в экстремальных условиях правильное решение вследствие нервно-психических перегрузок.
3) Субъективная ошибка и ее уголовно-правовое значение
Субъективная ошибка – это заблуждение, неправильное (искаженное) представление лица о каких-либо обстоятельствах.
Различают два вида ошибок: 1) юридическую; 2) фактическую.
Юридическая ошибка – это заблуждение лица по поводу юридического значения совершаемого им деяния и его юридических последствий (наказания, других видов ответственности и т.п.).
Различаются следующие варианты юридических ошибок: 1) лицо считает свои действия преступными, но они таковыми не являются; 2) лицо считает свои действия непреступными, однако они рассматриваются законом как преступление; 3) лицо заблуждается относительно ответственности (например, полагает, что его деяние подлежит условному осуждению, однако оно наказывается реально).
В первом случае лицо не подлежит уголовной ответственности, несмотря на то, что считает свои действия преступными, поскольку такого преступления не существует.
Во втором случае, несмотря на ошибку, лицо подлежит уголовной ответственности, так как ответственность ставится в зависимость от вины, для которой имеет значение осознание опасности совершаемого деяния, а не знание того, предусмотрено ли оно в законе в качестве преступления. Наличие ответственности в подобных ситуациях обычно аргументируют ссылкой на известное представление о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Следует отметить, что это правило не всегда пригодно для уголовного права. В уголовном праве действует принцип вины, в основу которого положено знание лицом, какое деяние оно совершает и какой вред наносит. Если речь идет об обыденном преступлении, не связанном со специальными знаниями, например, хищении, то понятно, что лицо в любом случае осознает его опасность, даже если считает, что закон карает только за крупное хищение. Однако в уголовном законе немало преступлений, связанных со специальными знаниями. Их опасность нельзя определить, не владея этими знаниями, включая те, которые следуют из закона или иного нормативного акта. К таким преступлениям следует отнести, например, уклонение от уплаты налогов, контрабанду и ряд других. Не зная законодательных требований к этим видам деятельности (перечня товаров, их объема и стоимости, допустимых для перевозки через таможенную и государственную границу) невозможно осознавать и опасность совершаемых деяний. В этом случае беспочвенно ссылаться на то, что лицо было обязано ознакомиться с законом (нормативным актом и т.п.), так как умысел, который обязателен для таких преступлений, требует фактического, реального знания, а не того, которое должно быть. Если лицо не сделало того, что должно было сделать, то это признак неосторожности, а не умысла, который обязателен в названных преступлениях.
Заблуждения в третьем варианте также не влияют на ответственность по тем же основаниям, что и во втором.
Общий вывод относительно юридической ошибки заключается в следующем: юридическая ошибка, как правило, не влияет на ответственность. То есть, если бы лицо не заблуждалось, вопрос о его ответственности решался бы точно так же, как и в случае заблуждения.
Фактическая ошибка
- это заблуждение по поводу события преступления и обстоятельств его совершения, образующих в соответствии с законом элементы и признаки состава преступления. Эта ошибка касается самого преступления. Поскольку ошибка искажает в сознании лица, совершающего его, реальное преступление, то она по общему правилу всегда влияет на квалификацию преступления и ответственность.
Обычно вследствие ошибки лицо отклоняется от намеченного результата и соответственно не достигает его, поэтому преступление оказывается незавершенным (покушением). При отсутствии ошибки преступление бы завершилось, окончилось, но ошибка привела к его незавершенности. Таким образом, фактическая ошибка, как правило, изменяет квалификацию с оконченного преступления на неоконченное (покушение).
Однако, отклонившись вследствие ошибки от намеченного результата, лицо тем самым может нанести не предполагаемый им вред. Если этот вред затрагивает охраняемый законом объект, то одновременно с неоконченным преступлением юридически возникает еще одно - неосторожное преступление, то есть ошибка может создавать совокупность покушения и неосторожного преступления.
Не исключен и третий вариант, когда ошибка приводит только к неосторожному преступлению.
Рассмотрим конкретные виды фактической ошибки.
Ошибка в объекте.
При этой ошибке действия лица направлены на один объект, но из-за заблуждения вред причиняется другому объекту, причинить вред которому лицо не планировало. Например, преступник решил лишить жизни депутата Государственной Думы РФ в отместку за инициирование им законодательного акта, ущемившего, по мнению преступника, интересы социальной группы, которую он представляет. В этих целях в темное время суток он затаился в подъезде дома, где проживала намеченная жертва, и при появлении там человека, похожего на жертву, произвел несколько выстрелов и убил его. Однако выяснилось, что нападению подвергся не депутат, а житель того же подъезда, по ошибке принятый за депутата. Как квалифицировать действия виновного? Его деяние было направлено на лишение жизни депутата в отместку за его политическую деятельность. Оно предусмотрено ст. 277 УК РФ как посягательство на жизнь государственного деятеля из мести за его деятельность. Объектом данного преступления является государственная власть. В силу действия принципа вины, требующего вменения на основе субъективного отношения, действия виновного надо квалифицировать по данной статье, исходя из направленности его действий. Вместе с тем, квалификация только по ст. 277 УК РФ недостаточна. В результате данного преступления наступила смерть человека, не связанного с государственной деятельностью, что не предусматривается ст. 277 УК РФ. Поэтому действия виновного надо дополнительно квалифицировать по ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности, объектом которого является личность, поскольку преступник не предполагал смерти рядового гражданина и не планировал её. Квалификация действий виновного по факту: «убил гражданина – за это и отвечай», то есть как убийство по ст. 105 УК РФ, было бы объективным вменением и очевидным нарушением принципа вины.