Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по междисциплинарному курсу: «Основа организации русского языка с методикой преподавания на тему: «Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Автор работы: Хатуева Аминат Умаровна
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа КПНК-2019
Руководитель работы: Чупаха И.В.
Работа защищена с оценкой
Ставрополь, 2023 г.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. отделением
подпись инициалы, фамилия
«»20г.
ЗАДАНИЕ
На выполнение курсовой работы по междисциплинарному курсу Русский язык с методикой преподавания студентке курса 3 группы КПНК- 2019 специальности 44.02.02Преподавание вначальныхклассах
Ф.И.О. Хатуевой Аминат Умаровны
Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»
ПЛАН
Введение.
1. Теоретические основы проблемы активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык
1.1. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Средства активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.3. Способы активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
2. Практическое изучение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
2.1. Методы диагностического исследования учебно-познавательной деятельности младших школьников
2.2. Методы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Заключение.
Список использованных источников. Дата выдачи задания
Дата сдачи курсовой работы
Руководитель курсовой работы Чупаха Ирина Валентиновна
Курсовую работу выполнила студентка Хатуева Аминат Умаровна
Аннотация
Курсовая работа на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».
В данной курсовой работе рассматриваются пути и средства повышения интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала, который способствует активизации учебного процесса, развитию познавательной активности, наблюдательности, вниманию, памяти, мышлению, поддерживает интерес к изучаемому предмету.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обозначена актуальность темы курсовой работы, цель, задачи, предмет и объект, методы исследования.
В первой главе изучена теоретическая основа проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык
Во второй главе рассмотрено практическое изучение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников
В заключении сделаны выводы, что занимательный материал оказывает большое влияние на развитие познавательного интересова, раскрытие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.
Курсовая работа написана на ** листах машинописного текста. Список использованных источников**.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
-
Теоретические основы проблемы активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык 6
1.1 Понятие активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Средства активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников 9
1.3 Способы активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка 11
2. Практическое изучение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников………………………………………………
2.1. Методы диагностического исследования учебно-познавательной деятельности младших школьников
2.2. Методы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников 15
Заключение 40
Список используемой литературы 42
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в
педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Новые цели образования требуют обновления его содержания, поиска таких форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Обилие предметных знаний при отсутствии интереса и осмысленности изучения у обучающихся может осваиваться ими только за счет эксплуатации их памяти и послушания.
Необходимость закладывать фундамент в виде развитого мышления, коммуникативных умений, способности к правильным учебным действиям, рефлексии требует высокого уровня профессиональной компетенции
учителя, который должен уметь оптимально организовать деятельность
обучающихся и ситуативно реагировать на ее результаты, что откроет новые возможности для обучающихся и позволит им входить в различные
предметные области, понимая, а не запоминая; действовать самостоятельно, а не повторять чужие действия.
Русский язык является одним из сложных предметов. Следовательно, однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.
Поэтому проблема активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение
долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных
педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации деятельности обучающихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы, приемы и
средства обучения, которые позволяли бы учить обучающихся мыслить.
Система знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше для решения разнообразных коммуникативных и практических задач.
В связи с этим ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в любой новой ситуации.
Повышению активизации деятельности обучающихся на уроках
русского языка значительно способствуют элементы проблемного и
программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и
моделирования. Воспитание общих приёмов мышления требует
существенной перестройки процесса обучения и, в частности, создания
условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по
русскому языку и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одно из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности.
Вопросы могут быть использованы учителем на занятиях как
самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий. Именно поэтому вопросы учителя невозможно рассматривать
отдельно от адекватных им заданий. В дальнейшем в работе уделяется особое внимание таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, упражнениям. Вопросы доминируют над
заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении
нового больший удельный вес занимают различные задания.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется, с одной стороны, необходимостью обеспечения познавательной активности
учащихся, воспитания их творческих способностей, а с другой - недостаточной разработанностью названной проблемы в обучении русскому языку.
Цель работы: изучить понятие активизации деятельности обучающихся и средства активизации деятельности на уроках русского языка; составить комплект дидактических материалов для активизации деятельности
обучающихся на уроке русского языка.
Объект исследования: теоретические основы проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках
русского языка.
Предмет исследования : способы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Задачи:
-
Проанализировать теоретические основы проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на
уроках русского языка ;
2) Изучить средства активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников;
3) методы и технологии активизации учебно-познавательной
деятельности младших школьников.
Практическая значимость
Работая, над курсовой работой, мы использовали следующие методы:
- анализ и синтез;
- конкретизация теоретических знаний .
- метод проекта.
-
Теоретические основы проблемы активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык
1.1 Понятие активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.
Чаще всего это связано с различным содержанием структуры познавательной деятельности и смешением понятий «обучение», «образовательная деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность». Также, используя эту концепцию, многие исследователи не дают ей четкого определения.
Сначала мы рассмотрим ключевое понятие «деятельность», для этого смотрим работы А.Н. Леонтьева. Психолог определяет деятельность как «процесс, который связан с темой конкретной потребности. Деятельность всегда мотивирована определенными мотивами. «Основной характеристикой деятельности является ее объективность. Это предмет деятельности, который отличает ее различные виды .
Предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, на основе выполнения определенных действий и операций. Исходя из этого, Т.Г.Дядинчук говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний».
Когнитивная деятельность является одной из основных форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе и поэтому стимулирует учебную деятельность. О.М. Дементьева принимая во внимание образовательную и познавательную деятельность в единстве, пишет: «Воспитательная и познавательная деятельность - это знания, специально организованные обучаемым или извне для освоения богатством культуры, накопленного человечеством. Результатом курса являются научные знания, навыки, поведение, виды деятельности, освоенные младшим школьником».
Г.В. Алябушева в своих работах считает понятия «обучение» и «познавательная деятельность» равными и определяет их как деятельность в процессе освоения содержания учебных предметов, а также форм, умений и необходимых навыков, с помощью которых младший школьник получает образование .