Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокин дают определение познавательной деятельности в контексте образовательного процесса «под деятельностью в контексте образовательного процесса (в частности, познавательной деятельности) понимается процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта) или материальной форме, участниками которого могут быть как физические, так и материальные объекты».
Краткое значение рассматриваемой концепции представлено О. В. Сафроновой: «Когнитивная деятельность - это осознанный и целенаправленный процесс, выражающий активное отношение учащихся к овладению знаниями, навыками и способам их получения». Поэтому в современном обучении такие понятия, как «обучение», «образовательная деятельность» и «познавательная деятельность», часто считаются идентичными.
Исходя из этого, О.Б. Даудова считает, что в образовательном аспекте основным понятием является понятие «учебно-познавательная деятельность», поскольку в образовательном процессе эти два вида деятельности неразрывны. По мнению О.Б.Даудовой, учебно-познавательная деятельность является элементом целостного процесса обучения, который представляет собой преднамеренное, систематически организованное, внешне или независимо контролируемое взаимодействие младшего школьника с окружающей действительностью, результатом которого является его доминирование в уровень воспроизводства или творчества из системы научных знаний и способов деятельности .
В современной педагогической науке в связи с внедрением новых образовательных стандартов учебно-познавательная деятельность рассматривается О.Б. Даутовой как субъект деятельности, постановка целей на основе координации субъекта и личных задач; решить эти проблемы на основе универсальных методов деятельности; руководство к системе значимых ценностных отношений «Я - мир» с целью подбора содержания образования при содействии и поддержке учителя .
В связи с изменением основных целей образования, изменением учебных принципов и усилением гуманистической направленности образовательного процесса современные ученые рассматривают структуру концепции, которую мы изучаем с новой точки зрения. Так О.Б., Даудова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно-ориентированного обучения.
На основании результатов анализа современной методической литературы О.Б. Даудова определяет следующие структурные компоненты:
1. Мотивационный компонент - (потребности, интересы, причины). Он обеспечивает включение младших школьников в активный учебный процесс и поддерживает эту деятельность на всех этапах образования.
2. Ориентационная составляющая - принятие младшим школьником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
3. Содержательно-операционный компонент. Он состоит из системы передовых знаний (представлений, фактов, концепций, законов, теорий) и методов обучения (когнитивных универсальных образовательных действий - системы способов познания мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и ряда операций для обработки, обобщение и использование полученной информации)
4. Ценностно-волевой компонент включает в себя такие качества личности, как внимание, волю.
5. Оценочный компонент - получение обратной информации о ходе выполнения действия на основе сравнения результатов действия с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в процессе обучения и взаимосвязь всех компонентов между ними гарантируют самоуправление процессом обучения .
Согласно Д.В. Сухорукова и Л. А. Сорокиной, познавательная деятельность - это «ценное личное образование, выражающее отношение человека к деятельности, которое не определяется прямыми обстоятельствами, но является устойчивой духовной потребностью младшего школьника».
А. М. Столяренко рассматривает познавательную деятельность как качество личности, проявляющееся в отношении содержания и процесса деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и в способах их получения, в мобилизации волевых усилий для достижения цели обучения .
Таким образом, были определены различные определения понятия «познавательная деятельность» различными авторами, а также основные структурные компоненты, типы и уровни когнитивной деятельности.
1.2 Средства активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
Согласно педагогической психологии развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта, становящейся личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). Развитием личности можно управлять. Средством управления является организация деятельности ребенка взрослыми, учителями, и т.д. - в общем организация его активного общения и образа жизни. Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем развитию познавательной деятельности и формированию активности как свойства личности. Активизация означает, с одной стороны, увеличение меры активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры развития. Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности являются не только оценки, а также важно то, насколько в процессе обучения развиты желание и умения работать, умение самостоятельно усваивать знания, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности. Этому способствует систематическое предоставление ребенку учебной работы, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил и - что еще важнее - делает возможным ощущение успеха каждым учащимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни. Понятие познавательной активности у разных исследователей разное. Некоторые из них считают, что пассивность имеет место только в тех случаях, когда учащиеся решают творческие задачи, исключая тем самым полностью репродуктивную деятельность, что в учебном процессе тоже важно. Другие считают, что активизация учащегося в учебном процессе охватывает стимуляцию всех сторон его познавательной деятельности. Такое понимание особенно приемлемо с точки зрения начального обучения по следующим соображениям: - в познавательной деятельности младших школьников, по сравнению со старшими классами, более важное значение имеет этап живого, непосредственного созерцания. От активности учащихся на этом этапе зависит во многом дальнейший ход познавательного процесса. Следовательно, нельзя недооценивать необходимость активизации психических процессов (восприятие, внимание), свойственных этому этапу; - реализуя идеи развивающего обучения, уже в начальном обучении все больший акцент делается на стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Однако по своей сущности начальное обучение такое, где многое можно просто выучить, а умения и навыки в репродуктивной деятельности приобрести путем упражнений. Поэтому нельзя работу памяти и роль репродуктивной деятельности игнорировать; - с точки зрения начального обучения имеет значение еще то обстоятельство, что нервная система ребенка еще слаба и умственная работоспособность сравнительно низка. Поэтому понадобиться система специально направленных приемов для того, чтобы
поддерживать работоспособность ребенка, его готовность и силы к выполнению очередных задач. Таким образом, в начальном обучении необходима активизация как самых простых, так и более сложных познавательных процессов. Опираясь на вышеуказанные концепции, Э. А. Хийе выработал систему активизации познавательной деятельности младших школьников. При определении этой системы он различает аналогично некоторым дидактам (М. Скаткин и другие) так называемую внешнюю и внутреннюю активизацию. Однако содержание этих понятий у него несколько иное. Под внешней активизацией Э. А. Хийе подразумевает стимуляцию более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и других) и поддерживание общей работоспособности ребенка. Приемами для этого служит: - обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов учебной работы; - правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе; - физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке; - поддерживание позитивных эмоций; - применение игры и соревнования как дидактического приема. Внутренняя активизация - это, прежде всего, активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование их воображения и творчества. Основными приемами, используемыми в целях внутренней активизации, являются: самостоятельная работа; элементы программированного обучения; проблемное обучение; творческие задания. Выработанная Э. А. Хийе система приемов внешней и внутренней активизации охватывает познавательную деятельность младшего школьника на всех этапах: на этапе живого созерцания, при восприятии и возникновении представлений; на этапе воспроизведения, при применении усвоенного материала. Рассмотрим подробнее некоторые пути и средства активизации познавательной деятельности. Особое место в активизации учения школьников отводится исследователями самостоятельной работе. Этому посвящены две фундаментальные теоретические работы О. А. Нильсона и П. И. Пидкасистого, основное направление исследований которых связано с совершенствованием содержания и организации проведения самостоятельных работ учащихся на уроке в целях активизации их учения. П. И. Пидкасистый пишет: «Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации». Еще К. Д. Ушинский говорил, что «самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения». Самостоятельная работа как средство активизации учения рассматривалась в работах Л. П. Аристовой, И. Я. Лернена, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, И. Ф. Харламова и других авторов. Разновидностями самостоятельных работ являются программированные задания, алгоритмы, задания типа тестов, с использованием учебника, компьютера. Самостоятельные работы способствуют формированию познавательной самостоятельности. Это свойство личности, характеризующее ее стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности. Самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения, а проблемность лежит в основе познавательной активности, ибо существенными признаками познавательной активности являются, во-первых, высокая интеллектуальная ориентировочная реакция на содержание изучаемого материала на основе возникшей познавательной потребности и, во-вторых, выполнение учащимися ряда последовательных и взаимосвязанных познавательных действий, направленных на достижение определенного познавательного интереса. Исследованию вопросов проблемного обучения посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов. Особая роль проблемного подхода в обучении состоит в том, что он способствует не только интеллектуальному развитию учащихся, но и формированию других сторон личности. Современная психология утверждает, что продуктивное мышление всегда связано с разрешением проблемы. «Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных задач, проблемы в целом. Таким образом, активизация учения есть, прежде всего, организация по всем учебным предметам действий учащихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем. Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. В учебном процессе осознание проблемы чаще всего организуется учителем. Очень важен в этом плане начальный момент познания, момент зарождения познавательной потребности. Однако у учителя всегда есть возможность использовать различные приемы и средства, которые обеспечивали бы познавательную деятельность школьников. В работе отечественных дидактов по разному трактуются условия активизации учения. В. Ф. Шморгун в качестве таковых называет бодрое настроение, жизнерадостность, определенный темп работы, доброжелательный микроклимат в классе. Одним из условий активизации учебного познания Л. П. Аристова справедливо считает сочетание индивидуальных и коллективных форм познания. Н. А. Половникова в число основных условий включает систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы, разнообразие учебной деятельности, индивидуальный подход к учащимся. Исследования в этой области Т. А. Ильиной, С. Г. Шаповаленко, И. И. Тихонова и других также направлены на выявление условий и средств, обеспечивающих повышение активности школьников в учении. Особое направление в совершенствовании методов обучения занимает внедрение технических средств обучения. Теоретические основы и практическая реализация этого направления также связаны активизацией учения школьников. Именно эта связь осуществляется в работах Л. П. Прессмана, Е. Е. Соловьевой, Н. П. Шахмаева и других исследователей. Использование технических средств позволяет учителю воспитывать интерес к предмету, осуществлять связь обучения с жизнью. А это в свою очередь побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности на уроке и воспитывает познавательные способности. Дидактическая игра также является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес у учащихся к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Рассматривая вопрос о способах развития познавательной деятельности учащихся, М. Н. Скаткин называет и некоторые условия активизации учения, например: вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; сочетание коллективной и индивидуальной форм работы; формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию. Таким образом, авторы называют самые разнородные частные условия, соблюдение которых, несомненно, способствует активизации учения и, следовательно, развитию познавательной деятельности. Даже при хорошо продуманной системе и умело используемых приемах активизации ученик не всегда адекватно воспринимает планирование учителем воздействия. Поэтому наряду с возможностями и средствами активизации необходимо изучить и узнать внутренние механизмы учащегося. Именно поэтому при активизации учащихся необходимо наряду с созданием возможностей решения трудных задач, требующих умственного напряжения и стимулирующих умственное развитие, иметь в виду также возможности преодоления этих трудностей, уметь показать ученику его достижения,
создать ощущение успеха, помогать сохранять его веру в себя.
-
Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.
Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний обучающимися, что придает обучающимся уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.
При такой системе работы у обучающихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые обучающие задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
Данный метод активизации деятельности обучающихся можно представить в виде системы домашних заданий.
Этот подход к организации домашней работы обучающих предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.
Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
При такой организации домашнего задания у обучающихся возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе обучающих обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:
а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем;
Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации обучающихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное - развитие зрительной памяти.
б) разработка новых вариантов кроссвордов, ребусов;
в) подготовка карточек для самодиктантов;
г) тесты;
д) исправление допущенных ошибок.
На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым - задания базового уровня, а сильным - повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.
На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала обучающихся. Мыслительную деятельность обучающихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.
К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучающих к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка.
Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык».