Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная задача мотивации учения - формирование учебной деятельности, которая в полную силу способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационных возможностей личности ребенка. По этой причине так необходимо создавать для ученика ситуации успеха, проявлять основное внимание на организацию целеустремленной учебной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, диагностической программы, представим психологические рекомендации для учителей.

Для того, чтобы создать положительную мотивацию учения необходимо вовлекать школьника в совместные формы организации разнообразных видов деятельности; взаимодействовать с учеником. Также, немаловажным фактором является общая атмосфера как в школе, так и в классе. Кроме того, вырабатыванию мотивации способствуют привлекательность изложения, оригинальная форма изложения материала, вызывающая восторг у учащихся. Работа учителя, которая укрепляет и развивает мотивационную сферу, охватывает такие виды воздействий как: актуализирование уже сформировавшихся у ученика положительных мотивационных установок, которые нужно не губить, а укреплять и поддерживать; формирование условий для появления новых мотивационных целей и выявление у них новых качеств.

Формирование мотивационной сферы необходимо выстраивать не как «приспособление» к имеющимся, сложившимся у ученика уровням мотивации, а как переключение школьников к новым ее формам, к более развитым способам урегулирования своего учебного поведения. Хорошо развитая мотивация представляет собой важнейший качественный показатель действенности учебно-воспитательного процесса.

Также представим рекомендации по формированию мотивов учебно-познавательной деятельности для родителей:

Разжигайте в своем ребенке интерес к познанию наук, разгадывайте с ним кроссворды, ребусы, проводите интеллектуальные беседы и такого же типа игры. Это пойдет на пользу его самосознанию в первую очередь, а во вторую, побудит его мотивацию к учению.
Хорошим вариантом будет составить определенный распорядок дня и его соблюдение. Следите за этим.

Для ребенка важна ваше родительская забота и внимание. Вы должны отслеживать и пробуждать в нем интерес не только к учебной деятельности, но и к жизни в целом.

Если ребенок не преуспевает в каком-либо предмете, простите ему это. В конце концов это ребенок, который еще сам не понял нужно ему учиться или нет. Вам как раз и нужно пробуждать в нем интерес к этому посредством проведения эффективных и спокойных бесед. Не наказывайте его за неудачи.


Дети – это зеркала родителей. Помните об этом. Чем больше вы будете показывать благоприятный пример своему ребенку, интересуясь художественной литературой, просмотром научных фильмов, занятием моделированием, тем больше ваш ребенок увидит, осмыслит и впитает, в дальнейшем порадуя вас своими успехами.

Отнеситесь с пониманием к возможностям ребенка, это не машина, которую можно запрограммировать. Проконсультируйтесь с педагогом-психологом. Поинтересуйтесь, чем может интересоваться ваш ребенок данной возрастной группы.

Таким образом, развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Уровень развития мотивов учебно-познавательной деятельности во многом определяет уровень успешного обучения ребенка в школе. При низкой сформированности мотивации процесс обучения будет затруднен. Младшие школьники нуждаются в психолого-педагогической помощи взрослых (педагогов, педагогов-психологов, родителей); она должна быть целенаправленной и включать разнообразные формы и методы.
2.2. Методы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные - наглядные - практические - репродуктивные - поисковые - индуктивные - дедуктивные - самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.

Уровни познавательной активности:

Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.


Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы: дискуссии
. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего - главное, пользоваться разными источниками информации.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей. 
              Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя. 
       Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные для него задания. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. 
       Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. 
       Еще одним методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности
, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 
       Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 
        Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. 
       Многие педагоги – практики не считают необходимым сочетать методы обучения и используют постоянный набор приемов. Но ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. 
       Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал. Развитие познавательной активности может осуществляться в разных формах учебной работы: