Файл: Особенности регионального экономического развития. 1 Основные понятия и составляющие экономического развития регионов.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегия развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики, главной частью которых является социально-экономическая политика (внутренняя и внешняя). В свою очередь, социально-экономическая политика имеет ряд специализированных направлений: макроэкономическая политика, структурная политика, промышленная политика и т.д. (примерно десять основных направлений). В каждом направлении социально-экономической политики обязательно присутствует свой региональный аспект.
Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.[5]
Региональная экономическая политика как интегрирующее ядро государственного регулирования регионального и территориального развития имеет наиболее близкие связи с такими блоками общей системы государственного регулирования, как "Стратегия территориального развития " и "Региональные аспекты экономической и социальной политики". На основе стратегии территориального развития конкретизируются цели и задачи РЭП и необходимые для этого средства реализации. По отношению к региональным аспектам макроэкономической, социальной, структурной, инвестиционной и других политик региональная экономическая политика играет двоякую роль: с одной стороны, она синтезирует региональные аспекты указанных политик для своих комплексных объектов (регионов, региональных систем), а с другой стороны, выдвигает свои требования к основным направлениям национальной экономической и социальной политики.[1]
Государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный. Предметом федеральной региональной политики являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов. При этом центр может включаться в решение проблем "малых" регионов, являющихся частями субъектов федерации, если они имеют федеральную значимость. Примерами являются ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т.п.
Предмет субфедеральной региональной политики - это пространственная организация внутри региона (например, улучшение транспортной доступности, обеспечение всех поселений продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых и т.п.), регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, в компетенции которых находится широкий круг вопросов территориальной организации хозяйства и жизнедеятельности. Однако в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в структуру государственного управления.
Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах региональных задач, но и в средствах их реализации: нормативной правовой базе, участвующих институтах, финансовых источниках, экономических регуляторах и т. д.
Промежуточное положение в региональной экономической политике занимает деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Предмет деятельности этих субъектов региональной экономической политики - координация социально-экономического развития групп сопредельных регионов, в том числе в их взаимоотношениях с федеральным центром.
Таким образом, региональная экономическая политика является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения.
Цели и задачи региональной экономической политики (РЭП), как следует из анализа мирового опыта, отражают приоритеты государственного регулирования, вытекающие из диагностики региональных (территориальных) проблем, требований стратегии территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры. При внешнем разнообразии формулировок целей РЭП в разных странах они всегда представляют собой некий компромисс между стремлением к большей экономической эффективности и поддержанием социальной справедливости в территориальном развитии. Цели РЭП нередко формируются также в терминах уменьшения неравенства в уровнях экономического и социального развития регионов страны.
Указанные подходы к определению главных целей РЭП применимы и для России. Однако специфика России требует принципиально важного дополнения: одной из главных целей РЭП в Российской Федерации является укрепление целостности экономики, государства и общества.
Начиная с 1992 г. экономические программы Правительства России включают разделы по РЭП. Хотя формулировки целей РЭП в этих программах различаются, все они выделяют три главные цели:
• укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
• повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах;
• всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.
Проблемам региональной политики уделяется значительное место также в ежегодных Посланиях Президента страны Федеральному Собранию.
Перечень задач РЭП, содержащийся в нормативных документах, более подробен и менее устойчив, чем перечень целей. Значительная часть задач - "вечные", или традиционные, доставшиеся в наследство от предшествующего периода. Новые задачи РЭП определяются экономическими, геополитическими, институциональными и другими изменениями, происходящими в переходном периоде. Например, это реструктуризация приграничных регионов, осуществление региональных программ приватизации, формирование свободных экономических зон и т.п.
Между целями (задачами) РЭП существуют противоречия, обусловленные прежде всего ограниченностью средств для их достижения, а также подвижностью представлений об их приоритетности со стороны субъектов РЭП и общества.
Важные предпосылки для правового обеспечения РЭП содержит Конституция РФ, принятая в конце 1993 г. Она определяет принципы государственного устройства, основы экономических взаимоотношений федерации, субъектов федерации и местного самоуправления, правовые рамки осуществления экономической политики, в том числе в территориальном разрезе. В Конституции с редкостной для такого общего правового документа конкретностью зафиксированы фундаментальные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны:
▪ равноправие субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти (ст. 5);
• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);
• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);
• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).
Развитие нормативной правовой базы государственной региональной политики в виде федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, других федеральных нормативных актов, договоров и соглашений между РФ и ее субъектами, а также законов и различных актов субъектов РФ осуществляется по двум линиям:
• принятие федеральных законов и других нормативных актов, регулирующих важные сферы регионального (территориального) развития;
• совершенствование правовых основ экономического федерализма.
Государственные институты субъектов федерации взаимодействуют с федеральными органами в соответствии с существующим распределением прав и полномочий в различных сферах. Субфедеральная региональная политика не имеет четко выраженной специальной институциональной структуры Она опирается практически на все институты государства в регионах и органы местного самоуправления. Имеются существенные различия структур государственного управления в республиках, краях и областях, автономных округах.
Новой для России организационной формой регулирования регионального развития являются ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Они стали образовываться на добровольной основе с 1990 г. Сейчас существует 8 межрегиональных ассоциаций, покрывающих всю территорию России. География ассоциаций близка к сетке крупных экономических районов.[5]
Основная деятельность указанных ассоциаций ведется по следующим линиям:
· координация усилий региональных властей по социально-экономической стабилизации и развитию макрорегиона;
· попытки осуществлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона;
· диалог с федеральными властями на коллективной основе по широкому кругу вопросов;
· оказание влияния на Правительство при решении вопросов об экономических правах территорий, о выделении ресурсов для регионального развития и т.д.
Первоначальные опасения, что межрегиональные ассоциации могут стать плацдармами регионального сепаратизма и даже приведут к образованию независимых республик (Дальневосточной, Сибирской и др.), практически рассеялись. Но очевидно и другое: интеграционный потенциал межрегиональных ассоциаций накапливается и используется чересчур медленно.
В декабре 1999 г. вступил в действие Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". Статус ассоциации определяется как "некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации".
В законе подробно излагаются принципы деятельности ассоциации. Особо следует выделить: содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства РФ; 17 основных целей и задач; характер взаимодействия ассоциации с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Средства реализации РЭП
Анализ средств реализации РЭП в современной России проводится в следующей последовательности:
• прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;
• прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах;
• размещение государственных заказов (закупок);
• организационная, правовая, информационная поддержка регионов в тех областях деятельности, где компетенция и возможности региональных властей недостаточны или ограничены;
• применение экономических механизмов и регуляторов;
• федеральные программы регионального развития;
• создание особых экономических зон.
В последнее время наблюдается возрождение народнохозяйственного и регионального прогнозирования. Руководство страны приняло решение о разработке Стратегии экономического и социального развития. Министерство экономики подготовило новые методические положения по системе прогнозирования, включающие и региональный разрез. Научные организации активизировали исследования по долгосрочным перспективам территориального и регионального развития. В стадии рассмотрения находится законопроект о новой системе прогнозирования и планирования в России.
Методология прогнозирования в субъектах федерации еще далека от стандартизации вследствие слишком больших различий в информационном обеспечении и квалификации кадров. В ряде регионов создаются свои оригинальные технологии прогнозирования, активно используемые в субфедеральной региональной экономической политике.
Прямое участие государства в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах - это один из способов адресного регулирования (микроинструмент). Наиболее типичный пример такой деятельности государства в регионах - осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкция за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и т.д. Государство финансирует также проекты, оказывающие сильное позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в конкретных регионах. В настоящее время значительное число инвестиционных проектов осуществляется на долевой основе с использованием средств региональных бюджетов и частных инвесторов (так называемый "револьверный" принцип финансирования).