Файл: Учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Гуманитарный колледж» г. Омска

(ЧУ ПОО «ГК»)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

8 семестр


Выполнил: студент (ка) гр. 94 г

заочной формы обучения

Афонасьева Екатерина Константиновна

Проверил: преподаватель

Анна Анатольевна Николаева

Омск 2023

Практическое задание 2.

Содержание:

1.Вступление……………………………………………..………….……….2-4

2.Основная часть………………………………………………………….....5-9

3.Заключение……………………………………………………………….......9

4.Литература………………………………………………………………....9-10
«Методический разбор пьес из

 «Детского альбома» П.И.Чайковского»
I. Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать»  что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного  языка. Это может быть всего одно слово  в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные  пояснения к музыкальным  произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.


«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной  1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было  7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие  в  играх, наслаждался   непосредственностью  детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно  7-летний Володя  Давыдов. О своём племяннике он  с большой теплотой  писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «,  который обогатил  детскую  музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан  П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник  лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь  «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением  Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе  сюжетов    («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др. ), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно  ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей.  Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.



Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в  сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность  сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка»,  игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик  на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский  19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды  предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой  двухчастной  или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

  • Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

  • проанализировать  актуальность появления сборника;

  • раскрыть образную характеристику пьес альбома;

  • дать методические рекомендации в работе над произведениями.


1.«Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок  капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.


«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником  надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно  снять . И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

2.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном  до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

«Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II  части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а  II часть как «всхлипывание». Ведь только дети  умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть  особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой  балеринки, выделывающей затейливые па (такты  18-38), который  сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.


При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с  двудольностью  партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению   танцевальности  поможет педализация: соединение запаздывающей педалью  баса с аккордами.

3.«Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость  гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль  брать  короткую, на счёт «раз».

4.«Мазурка»

Название польского народного танца  «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии.  Мазурка характеризуется трёхдольным         размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый  темп, ясное слышание  гармонии, удобная  аппликатура, педализация, помогающая отметить   то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

5.«Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Это образец русской народной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется с двух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы  ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели  двухголосие  в одной руке  надо поучить двумя руками.

6. «Камаринская»