Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Исследовательский проект компьютер и здоровье ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Исследовательский проект

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Выполнил:

Анфиногенова Ирина Алексеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Пермь - 2021
Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи компьютера и здоровья ребенка …………………………………........................................................................5

1.1.Вредные факторы, действующие на здоровье ребенка……………...5

1.2.Признаки и симптомы зависимости ребенка от компьютера ……....7

1.3. Правила и санитарные нормы при работе с компьютером………....8

Выводы…………………………………………………………………....10

Глава 2. Изучение влияния компьютера на здоровье младшего школьника……………………………………………………………………………11

2.1.Методы исследования………………………………………………...11

2.2.Результаты исследования…………………………………………….12

2.3.Рекомендации при работе с компьютером…………………………..13

Заключение …………………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………………..16

Введение

Актуальность темы исследовательского проекта о влиянии компьютера на организм младшего школьника заключается в том, что первые шаги в изучении компьютера самые сложные. Будут ли усвоены элементарные правила работы за компьютером на начальном этапе обучения, во многом зависит физическое и психическое здоровье школьника в дальнейшем.

С момента появления компьютеров прошло более полувека, но за этот короткий срок они изменили нашу жизнь. Компьютер превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. Компьютер пришел в науку, культуру, экономику, медицину, образование и в разную сферу деятельности.

С появлением сети Интернет компьютер стал лучшим способом поиска информации, общения, отдыха и др. Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам и электронной почте
[6].

Помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся. Детский развивающийся организм имеет свои особенности: развитие и формирование нервной, опорно-двигательной систем и др. [6].

Проблемав том, что компьютер и компьютерные сети оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье школьников, поэтому необходимо оценить степень этого воздействия.

Цель работы: изучить влияние компьютера на организм младшего школьника.

Объект: компьютер.

Предмет: здоровье школьника.

Задачи исследования:

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить литературу о влиянии компьютера на здоровье ребенка.

  2. Познакомиться с вредными факторами, которые влияют на школьника при работе за компьютером.

  3. Научиться распознавать факторы и симптомы зависимости ребенка от компьютера.

  4. Изучить правила и санитарные нормы.

  5. Провести анкетирование учащихся 3 класса «Влияние компьютера на здоровье школьника», обработать результаты анкетирования.

  6. Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявленных признаков нездоровья при работе на ПК.

  7. Создать буклеты о правилах безопасной работы за компьютером и памятки с комплексом упражнений для глаз, мышц шеи и кисти руки.

Гипотеза: не соблюдение санитарно-гигиенических норм работы на компьютере приводят к большим проблемам со здоровьем человека.

Если: - определить роль и время использования ПК школьниками;

- изучить влияние компьютера на физиологические функции учащихся;

- знать и применять профилактические меры при работе на ПК,

то возможно минимальное негативное воздействие компьютера на организм школьника.

Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи компьютера и здоровья ребенка

1.1.Вредные факторы, действующие на здоровье ребенка

Вредными факторы, влияющие на здоровье ребенка за компьютером, считаются:

-сидячее положение в течение длительного времени;



-перегрузка суставов кистей рук;

-утомление глаз, нагрузка на зрение;

-воздействие электромагнитного излучения монитора;

-психическая нагрузка, стресс;

-компьютерная зависимость [3]

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером сидишь в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей может вызвать развитие сколиоза-нарушение осанки. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению и головным болям.

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими [4].

Нагрузка на зрение

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению (снижению остроты зрения). По этой же причине через непродолжительное время могут возникнуть головная боль и головокружение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана [4].

У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Оторвать ребенка от компьютерной игры очень трудно, то и нормы соблюдаются редко, в результате зрение его ухудшается.

Электромагнитное излучение

Когда звучит слово «излучение», в первую очередь думаешь о чём-то радиоактивном. На самом деле это далеко не самая страшная из «компьютерных» проблем. Монитор не является источником радиоактивного излучения! От современных мониторов рентгеновское излучение настолько мизерное, что говорить о каком-то вредном его воздействии на здоровье не приходится.

В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. От монитора исходит незначительное по интенсивности ионизирующее излучение, которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения монитор не представляет какой-либо опасности для здоровья человека.

Стресс при потере информации

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и напряжения, особенно при игре в игры. Бывают такие ситуации, когда компьютер завис или нажал не на ту кнопку в неподходящий момент, в итоге напряженность и нервы, отсюда и стрессовые ситуации.


1.2.Признаки и симптомы зависимости ребенка от компьютера

Компьютерная зависимость-это навязчивое желание все время проводить за компьютером. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. Ребенок постепенно погружается и уходит от реального мира в виртуальный [1].

Если любимая игрушка-компьютер сломался ребенок не знает, чем себя занять, становится нервным, грубым и раздражительным. А это одна из причин психических расстройств у детей. Возникновению компьютерной зависимости способствует нарушение общения со сверстниками [1].

Компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте. Вместе с тем, компьютерная зависимость нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Существует три стадии зависимости от компьютера:

Первая стадия-интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия-втягивание. Даже непродолжительное время без компьютера сопровождается плохим, подавленным настроением, раздражением, когда и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия-полная зависимость. Люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а дети тем более, так как они видят мир совершенно по-другому более реально, а всякая зависимость в той или иной степени–нарушение психики [5].


1.3.Правила и санитарные нормы при работе с компьютером

Зрительный дискомфорт может возникать при использовании любых мониторов. Особенно в тех случаях, когда неверно выбраны визуальные параметры прибора и световой климат рабочего места.

Согласно требованиям, все изготовляемые и ввозимые в Россию, продаваемые мониторы подлежат сертификации, которая является обязательной с 1 октября 1998 года. В целях профилактики «компьютерных заболеваний» разработан ряд норм и правил работы на ПК. Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ»

Непрерывная длительность работы школьников на ПК не должна превышать в зависимости от возраста:


  • 7-10 лет - 15 минут

  • 11-13 лет - 20 минут

  • 14-15 лет - 25 минут

  • 16-17 лет - 30 минут

-после работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого часа работы-физические упражнения для профилактики общего утомления;

-длительность перерыва между сеансами работы на компьютере должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить проветривание помещения, где установлен компьютер;

-установлено, что оптимальной нормой является освещенность рабочего места 500 лк; -высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног;

-рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья; -клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края; -расстояние глаз от экрана монитора 50-70 см. [7].

Выводы

Изучая данную литературу можно сделать следующие выводы: - риск при работе за компьютером может повлиять на здоровье ребенка. Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера.

Нельзя использовать компьютеры с неудовлетворительными гигиеническими характеристиками, превышением нормативной продолжительности работы с ним, неправильным освещением рабочего места, также приносит вред здоровью.

В целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд санитарных норм и правил работы на ПК.

Необходимо строго ограничивать время, проводимое за компьютером и делать перерывы. Следует соблюдать элементарные правила: технику безопасности, чтобы не навредить своему здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т.д.

2. Изучение влияния компьютера на здоровье младшего школьника

2.1.Методы исследования

В качестве метода исследования о влиянии компьютера на организм младшего школьника было выбрано анкетирование. Этот метод позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на компьютере. Для решения поставленных задач была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов.

Анкетирование проведено среди учащихся в 3 классе. Всего опрошено 28 детей.
Анкета для учащихся 3 класса

«Влияние компьютера на здоровье школьника»

1. С какого возраста вы начали играть на компьютере?