Файл: Как соотносятся между собой понятия мониторинг и диагностика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как соотносятся между собой понятия мониторинг и диагностика?
Мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития (А. Н. Майоров).
Диагностика - способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Педагогическая диагностика - это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров.
Методы мониторинга:
• методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др. ) и в специально измененных условиях (эксперимент);
• методы качественного анализа и количественной обработки результатов;
• методы индивидуальных и групповых экспертных оценок;
• метод рейтинга.
Методы диагностики:
по степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют методы:
• пассивные - наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации;
• активные - диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций.
Отличительные особенности мониторинга
-больше ориентирован на нормы и стандарты;
-значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.
-мониторинг по сравнению с другими способами сбора информации стоит рассматривать как обобщающий, более широкий метод, который распространяется на разные аспекты и уровни образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Отличительные особенности диагностики
-основывается на соответствующей техникометодической оснащённости педагога и предполагает получение оперативной информации о состоянии исследуемого объекта.
-педагогическая диагностика может выступать в качестве метода педагогического мониторинга, т. е. соотноситься как частное и общее.
Мониторинг не является аналогией диагностики, но включает в себя диагностический этап. Мониторинг отличается от диагностики большей системностью, технологичностью, систематичностью, создает условия для оптимизации действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.
Как следует из концепции мониторинга, диагностика является одним из важнейших этапов мониторинга, то есть система методов комплексной оценки состояния объекта, эффективности его деятельности и выявления характера нарушений нормального функционирования объекта под действием возмущающих факторов внутренней и внешней среды. От ее обоснованности и достоверности зависит дальнейший ход действий объекта.