Файл: Урок Семья и брак. Тема урока Семья и быт рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме. Цели урока Образовательные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок : «Семья и брак».
Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
- выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;
- определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.
Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации;
- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;
- продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;
- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;
-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.
Задачи:
личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, видеоролик, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя»,Всероссийская перепись населения .
Семья-это кристалл общества.
В.Гюго.
Ход урока.
-
Организационный момент:
- проверяется готовность учащихся к занятию;
-показ видеоролика;
-работа над темой урока; установить цели урока;
- учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока. (Число, кл.работа) (слайд 1)
II. Изучение нового материала. (слайд 2)
План:
-
Что такое семья? -
Функции семьи -
Этапы становления брачно – семейных отношений -
Основные черты патриархальной и современной семьи -
Кризис современной семьи -
Гражданский брак
-
Что такое семья.
Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.
Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.
Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак? (слайд 3)
Брак-совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности в отношении друг друга, а их двоих – в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.
Семья исследуется в 2-х аспектах: (слайд 4,5)
-
Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью. -
Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
Задание 1. (слайд 6)
Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт (ответ: 1,2,6,7) (ответ:3,4,5).
1. Совместное проживание,
2.эмоциональная связь,
3. Заключение брачного контракта,
4. первичная социализация детей,
5. юридические права супругов,
6. совместное ведение хозяйства,
7.взаимная моральная поддержка
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации
социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
-
Функции семьи.
Задание 2: Определите основные функции семьи? Пользуясь текстом (учебник, с. 175-176), заполнить схему (слайд 7):
Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.
Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
-
Этапы становления брачно-семейных отношений.
Схема (слайд 8): Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):
1. патриархальная (традиционная)
2. демократическая (партнерская)
4. Основные черты патриархальной и современной семьи.
Патриархальная семья.
Задание 3. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы.
Работа с источниками Вопросы к документам:
-каковы основные черты патриархальной семьи?
-почему раньше возникает именно такой тип семьи?
-
В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь». -
Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Основные черты патриархальной семьи(слайд 9)
-
Зависимость жены от мужа, -
Подчинение младших воле старших.
Причины возникновения патриархальной семьи:
-
Естественное неравенство полов. -
Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.
Современная семья.
Надо отметить, что семья и сейчас эволюционируют, причём иногда, некоторым кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот «аромат» большой семьи, в которой должны расти дети.
Задание 4: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г. (документ 2) и текст (документ 3) и сделайте вывод:
-
Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране? (кризис - уменьшение количества зарегистрированных и рост количества незарегистрированных браков, рост количества разводов, увеличение количества детей, рождённых вне брака). -
Каковы причины этого кризиса? (вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни, уменьшение числа детей, взаимное отчуждение членов семьи, ослабление воспитательного воздействия родителей на детей).
(слайды 10)
Задание 5 «Мозговой штурм»: работа в группах:
- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;
- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.
После прослушивания ответов на доске появляется (слайд 11) «Рост социальной активности женщин»
Положительные последствия:
- экономическая самостоятельность;
- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;
- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);
- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.
Отрицательные последствия:
- мало детей;
- ослабление внутрисемейных связей;
- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;
- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.
Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?
5.Кризис современной семьи.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.
Проблемные вопросы:
- Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?
- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем (слайд 12):
- рост числа разводов;
- увеличение числа неполных семей;
- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
- взаимное отчуждение членов семьи;
- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
- увеличение числа «гражданских браков».
6. Гражданский брак.
Результаты социологического опроса: Гражданский брак: «за» и «против»представляют ученики, получившие предварительное задание.
Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?
Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.
Сообщение учащегося
Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.
И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.
Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.
Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».