Файл: Рубежный контроль 1 к разделу 1 Методология юридической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубежный контроль 1 к разделу 1

«Методология юридической науки»
Ответьте письменно на вопросы (задания выполнять в одном файле, ответ каждый вопрос не более 1 страницы)
Тема 1. Понятие юридической науки и методологии права. Всеобщие и общенаучные методы познания.

  1. Понятие юридической науки (юриспруденции).


это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний о праве, необходимых для осуществления юридической деятельности, начиная с создания юридических норм, применения их и заканчивая использованием ответственности за нарушение правовых требований.


  1. Методы и принципы научного познания.


Методы познания — это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма.
Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права. Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.


Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.


  1. Общенаучные методы познания права.


Основными общенаучными методами можно выделить следующие понятия: системный, экспериментальный, функциональный и логический метод который включает в себя индукцию, дедукцию, анализ и синтез.


  1. Диалектика и метафизика как методы познания права.


Метафизика- метод познания, основаный на построении абстрактных схем познания вместо действительного изучения объективной реальности. Диалекктика- метод познания различных явлений которые рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействий, противоположных сил в процессе изменения либо развития.



  1. Объективная и субъективная идеалистическая диалектика в процессе познания права.



Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Тема 2. Исторический, социологический, сравнительно-правовой, догматический и др. методы познания права.













1. Понятие и сущность исторического метода познания.
Исторический метод, с помощью которого путем рассмотрения явления на разных стадиях эволюции выявляется начальное и последующее изменение этого явления, достигается познанием различных исторических ступеней развития какого-либо явления. Исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития явления.
2.Методы социального исследования.
Методы социального исследования - это особый комплекс, в котором есть как качественные, так и количественные методы, которые используются в социологической науке. Социальные исследования отличаются друг от друга по глубине изучения и поэтому в них используются различные методы. Они могут быть как разведывательными так и описательными или аналитическими. Каждое социальное исследование анализирует проблему на разных уровнях и с точки зрения различной области проблематики, поэтому использование одних и тех же методов изначально является стратегической ошибкой, влекущей за собой ошибки в получении данных и потоки недостоверной социальной и социалогической информации.

3.Социологические концепции и доктрины.



Марксизм. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Структурный функционализм. Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и функциональная необходимость. Социал-дарвинизм. Основными представителями социал-дарвинизма считаются Гумплович, Смолл и Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны. Психологизм – совокупность социологических концепций, признающих первичность роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. «Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления) . «Понимающая социология» Вебера. Вебер определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных.
4.Понятие и сущность анализа и синтеза как методов научного познания.
Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм. На единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.
Синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене — это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами. Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

5. Сравнительно-правовой и догматический методы как методы познания права.
Сравнительно-исторический метод научного познания, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии тех или иных объектов (государства, права, общества), находящихся на одном стадиальном уровне, устанавливающий общее и особенное в восходящем развитии в целом. Сравнительно-исторический метод дает возможность обосновать вычленяемые стадии эволюции социальных явлений и процессов. Результативность применения данного метода в исторических исследованиях находится в зависимости от идейно-теоретических позиций исследователя и от уровня историографической практики и исторического мышления в целом.
6.Научные законы.
Научные законы-это, как правило, выводы, основанные на многократных научных экспериментах и наблюдениях в течение многих лет и ставшие общепринятыми в научном сообществе. Научный закон "выводится из частных фактов, применим к определенной группе или классу явлений и выражается утверждением, что конкретное явление всегда происходит при наличии определенных условий