Файл: Рубежный контроль 1 к разделу 1 Методология юридической науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
". Производство краткого описания нашей среды в форме таких законов является фундаментальной целью науки.
Тема 3. Методика написания теоретических исследований в области права.
1.Понятие теоретического исследования, его цели и задачи.
Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.
Теоретическое исследование завершается формированием теории, не обязательно связанной с построением ее математического аппарата. Теория проходит в своем развитии различные стадии от качественного объяснения и количественного измерения процессов до их формализации и в зависимости от стадии может быть представлена как в виде качественных правил, так и в, виде математических уравнений (соотношений).
Задачами теоретического исследования являются: обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований; изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений). При проведении теоретических исследований, основанных на общенаучных методах анализа и синтеза, широко используются расчленение и объединение элементов исследуемой системы (объекта, явления).
2.Структура теоретического исследования, план исследования и содержание письменной работы.
В теоретической части дипломного исследования раскрывается история и теория исследуемого вопроса, осуществляется сравнительный анализ литературы по теме, дается критический анализ современной литературы, определяются позиции автора. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Для написания исследования необходимо проработать не менее 30 источников.
Выделяются три источника библиографической информации:
Первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
Вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.)
Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.)
Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
3.Трудности и ошибки исследователя при выборе темы исследования.
Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].
Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.
В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.
1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).
2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).
Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».
3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).
4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
4.Проблемы актуальности, новизны и практической значимости работы.
Кроме этого, актуальность темы научной работы указывает на актуальность объекта и предмета исследования. Прежде всего, актуальность темы предполагает ее увязку с важными научными задачами.
Актуальность в научном аспекте обосновывается следующими факторами:
– задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;
– возможны и остро необходимы в современных условиях уточнение развития и разрешение проблемы научного исследования;
– теоретические положения научного исследования позволяют устранить существующие разногласия в понимании процесса или явления;
– гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные.
Одним из главных требований к теме научной работы является ее научная новизна. Работа должна содержать решение научной задачи или новые разработки, которые расширяют существующие границы знания в данной отрасли науки.
Новизна научной работы может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, дополнительной аргументации, показе возможного использования в новых условиях, в других областях знания и на практике, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично исследователем.
Для выявления элементов научной новизны необходимо наличие следующих условий:
– тщательное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития. Весьма распространенная ошибка исследователей заключается в том, что за новое выдается уже известное, но не оказавшееся в их поле зрения;
– рассмотрение всех существующих точек зрения. Критический анализ и сопоставление их в свете задач научного исследования часто приводит к новым или компромиссным решениям.
В научной работе могут быть приведены следующие элементы новизны:
-новая сущность задачи, т.е. такая задача, поставлена впервые;
-новая постановка известных проблем или задач;
5.Объект и предмет конкретного научного исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь. Предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный
объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования.
Тема 3. Методика написания теоретических исследований в области права.
1.Понятие теоретического исследования, его цели и задачи.
Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.
Теоретическое исследование завершается формированием теории, не обязательно связанной с построением ее математического аппарата. Теория проходит в своем развитии различные стадии от качественного объяснения и количественного измерения процессов до их формализации и в зависимости от стадии может быть представлена как в виде качественных правил, так и в, виде математических уравнений (соотношений).
Задачами теоретического исследования являются: обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований; изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений). При проведении теоретических исследований, основанных на общенаучных методах анализа и синтеза, широко используются расчленение и объединение элементов исследуемой системы (объекта, явления).
2.Структура теоретического исследования, план исследования и содержание письменной работы.
В теоретической части дипломного исследования раскрывается история и теория исследуемого вопроса, осуществляется сравнительный анализ литературы по теме, дается критический анализ современной литературы, определяются позиции автора. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Для написания исследования необходимо проработать не менее 30 источников.
Выделяются три источника библиографической информации:
Первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
Вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.)
Третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.)
Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
3.Трудности и ошибки исследователя при выборе темы исследования.
Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].
Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.
В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.
1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).
2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).
Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».
3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).
4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
4.Проблемы актуальности, новизны и практической значимости работы.
Кроме этого, актуальность темы научной работы указывает на актуальность объекта и предмета исследования. Прежде всего, актуальность темы предполагает ее увязку с важными научными задачами.
Актуальность в научном аспекте обосновывается следующими факторами:
– задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов;
– возможны и остро необходимы в современных условиях уточнение развития и разрешение проблемы научного исследования;
– теоретические положения научного исследования позволяют устранить существующие разногласия в понимании процесса или явления;
– гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные.
Одним из главных требований к теме научной работы является ее научная новизна. Работа должна содержать решение научной задачи или новые разработки, которые расширяют существующие границы знания в данной отрасли науки.
Новизна научной работы может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, дополнительной аргументации, показе возможного использования в новых условиях, в других областях знания и на практике, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично исследователем.
Для выявления элементов научной новизны необходимо наличие следующих условий:
– тщательное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития. Весьма распространенная ошибка исследователей заключается в том, что за новое выдается уже известное, но не оказавшееся в их поле зрения;
– рассмотрение всех существующих точек зрения. Критический анализ и сопоставление их в свете задач научного исследования часто приводит к новым или компромиссным решениям.
В научной работе могут быть приведены следующие элементы новизны:
-новая сущность задачи, т.е. такая задача, поставлена впервые;
-новая постановка известных проблем или задач;
5.Объект и предмет конкретного научного исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь. Предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный
объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования.