ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУЛЬТУРА
А.Я. ФЛИЕР
Современная культурология:
объект, предмет, структура
В конце 1980-х годов среди отечественной научной и образовательной обществен-
ности возрос интерес к сравнительно новой для нашей науки области знания - культу-
рологии. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и
как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в
1992 году в программы Госкомитета по высшему образованию РФ (с разработкой
соответствующих образовательных стандартов), а в 1995 году группа культурологи-
ческих наук включена в государственный классификатор научных направлений
Министерства по делам науки и ВАКа РФ, введены ученые степени доктора и
кандидата культурологических наук.
Вместе с тем в последние годы преимущественно в кругах представителей гумани-
тарного и философского знания стали раздаваться настойчивые голоса протеста
против "нашествия" культурологии на сферу науки и образования, "посягательств" с
ее стороны на традиционные зоны компетенции иных наук и т.п. Культурологию
обвиняли в претензии на статус некоей "супернауки", обобщающей все прочее
гуманитарное и социально-научное знание; прозвучали заявления о "лженаучности"
культурологии (вполне в духе известных гонений на генетику и кибернетику
). В
руководящие инстанции по делам науки и образования потекли обращения-доносы от
некоторых известных ученых, призывающие оградить отечественную культуру от
культурологии.
Не вдаваясь в нравственную оценку подобных форм "научной дискуссии", следует
признать, что немалую долю ответственности за формирование такой негативной
позиции и реакции несут сами культурологи, до сих пор не удосужившиеся
разобраться между собой в таких фундаментальных для всякого организованного
знания вопросах, как предмет, объект и метод своей науки, ее внутренняя структура,
не определившие ее органичное место в общей иерархии гуманитарного и социально-
научного знания, не очертившие прикладных задач и целей культурологии в системах
общего и специального образования, и т.п.
Очевидно, что понятие "культурология" возникло в научной среде отнюдь не
случайно и отражает объективно назревшую потребность в заполнении некоего
выявившегося "вакуума" как по ракурсу, так и по уровню обобщения многообразных
знаний о культуре в гуманитарной и социально-научной областях.
Настоящая статья - попытка вычленения и определения основных параметров
этого искомого ракурса и уровня обобщения, а также аргументации их познаватель-
ной значимости.
Флиер Андрей Яковлевич -
доктор философских наук, культуролог.
124
I. Объект и предмет культурологии
Если исходить из наиболее употребимого в современной науке определения куль-
туры как мира искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материаль-
ных - вещей, сооружений, преобразованной среды; идеальных - знаний, суждений,
понятий, образов, смыслов, символов, названий; социальных - различных видов кол-
лективных объединений людей для совместной жизнедеятельности; технологичес-
ких-разнообразных способов осуществления деятельности, взаимодействия, комму-
никации и т.п.) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только мето-
дом заучивания и подражания (в процессе воспитания, образования и практического
социального взаимодействия с другими людьми) [1], то все существующие социальные
. и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре, т.е. знанием о
видах, формах и результатах человеческой жизнедеятельности. Казалось бы, нет
никакой необходимости в создании какой-то специальной науки о
"культуре вообще".
Есть науки о природе - естественные, науки о культуре - социальные и гуманитарные
и, наконец, философия - метафизическое знание о конечных сущностях бытия, как
природного, так и культурного.
Вместе с тем социальные и гуманитарные науки сравнительно четко делятся на две
неравные группы: огромный корпус наук о рожденных в процессе разделения труда
специализированных видах человеческой деятельности (экономике, политике, праве,
военном деле, языке, религии, искусстве, педагогике и т.п.), выделяемых по предмету
этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах такого
рода деятельности безотносительно к ее предмету. Это прежде всего исторические
науки, изучающие генезис и временную хронологию человеческой жизнедеятель-
ности в любых ее сферах; психологические науки о системе мотиваций и стимулов
индивидуального и группового человеческого поведения; социологические науки,
исследующие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совмест-
ной целенаправленной жизненной активности.
Как выясняется, одних целевых установок (т.е. осознанных интересов и потреб-
ностей) для осуществления деятельности недостаточно. Ведь люди живут не пооди
-
ночке, и для реализации коллективных форм жизнедеятельности им необходимо
согласовывать друг с другом свои действия и намерения, нормировать и регулировать
их к общей пользе, оценивать результаты своих и чужих действий, выявлять наиболее
эффективные способы достижения поставленных целей, обучать им следующие поко-
ления и т.п. Для решения всех этих задач нужны, во-первых, общие критерии оценки
эффективности и приемлемости тех или иных актов деятельности и поведения, выра-
жаемые в иерархизированной системе смыслов и ценностей различных объектов,
предметов, способов и результатов (продуктов) человеческой деятельности; во-вто-
рых, система обозначений (символов и названий), с помощью которой осуществляется
информационный обмен (социальная коммуникация) между людьми по поводу целей,
предметов, способов, смыслов их деятельности. Вот этот сложный функциональный
комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов
жизнедеятельности людей и изучает культурология.
Предмет культурологического познания не "вся культура" - это по силам лишь
всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Культурология ограничивает