Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУЛЬТУРА

А.Я. ФЛИЕР

Современная культурология:

объект, предмет, структура

В конце 1980-х годов среди отечественной научной и образовательной обществен-

ности возрос интерес к сравнительно новой для нашей науки области знания - культу-

рологии. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и

как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в

1992 году в программы Госкомитета по высшему образованию РФ (с разработкой

соответствующих образовательных стандартов), а в 1995 году группа культурологи-

ческих наук включена в государственный классификатор научных направлений

Министерства по делам науки и ВАКа РФ, введены ученые степени доктора и

кандидата культурологических наук.

Вместе с тем в последние годы преимущественно в кругах представителей гумани-

тарного и философского знания стали раздаваться настойчивые голоса протеста

против "нашествия" культурологии на сферу науки и образования, "посягательств" с

ее стороны на традиционные зоны компетенции иных наук и т.п. Культурологию

обвиняли в претензии на статус некоей "супернауки", обобщающей все прочее

гуманитарное и социально-научное знание; прозвучали заявления о "лженаучности"

культурологии (вполне в духе известных гонений на генетику и кибернетику
). В

руководящие инстанции по делам науки и образования потекли обращения-доносы от

некоторых известных ученых, призывающие оградить отечественную культуру от

культурологии.

Не вдаваясь в нравственную оценку подобных форм "научной дискуссии", следует

признать, что немалую долю ответственности за формирование такой негативной

позиции и реакции несут сами культурологи, до сих пор не удосужившиеся

разобраться между собой в таких фундаментальных для всякого организованного

знания вопросах, как предмет, объект и метод своей науки, ее внутренняя структура,

не определившие ее органичное место в общей иерархии гуманитарного и социально-

научного знания, не очертившие прикладных задач и целей культурологии в системах

общего и специального образования, и т.п.

Очевидно, что понятие "культурология" возникло в научной среде отнюдь не

случайно и отражает объективно назревшую потребность в заполнении некоего

выявившегося "вакуума" как по ракурсу, так и по уровню обобщения многообразных

знаний о культуре в гуманитарной и социально-научной областях.

Настоящая статья - попытка вычленения и определения основных параметров

этого искомого ракурса и уровня обобщения, а также аргументации их познаватель-

ной значимости.

Флиер Андрей Яковлевич -

доктор философских наук, культуролог.

124

I. Объект и предмет культурологии

Если исходить из наиболее употребимого в современной науке определения куль-

туры как мира искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материаль-

ных - вещей, сооружений, преобразованной среды; идеальных - знаний, суждений,

понятий, образов, смыслов, символов, названий; социальных - различных видов кол-

лективных объединений людей для совместной жизнедеятельности; технологичес-

ких-разнообразных способов осуществления деятельности, взаимодействия, комму-

никации и т.п.) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только мето-

дом заучивания и подражания (в процессе воспитания, образования и практического

социального взаимодействия с другими людьми) [1], то все существующие социальные

. и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре, т.е. знанием о

видах, формах и результатах человеческой жизнедеятельности. Казалось бы, нет

никакой необходимости в создании какой-то специальной науки о
"культуре вообще".

Есть науки о природе - естественные, науки о культуре - социальные и гуманитарные

и, наконец, философия - метафизическое знание о конечных сущностях бытия, как

природного, так и культурного.

Вместе с тем социальные и гуманитарные науки сравнительно четко делятся на две

неравные группы: огромный корпус наук о рожденных в процессе разделения труда

специализированных видах человеческой деятельности (экономике, политике, праве,

военном деле, языке, религии, искусстве, педагогике и т.п.), выделяемых по предмету

этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах такого

рода деятельности безотносительно к ее предмету. Это прежде всего исторические

науки, изучающие генезис и временную хронологию человеческой жизнедеятель-

ности в любых ее сферах; психологические науки о системе мотиваций и стимулов

индивидуального и группового человеческого поведения; социологические науки,

исследующие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совмест-

ной целенаправленной жизненной активности.

Как выясняется, одних целевых установок (т.е. осознанных интересов и потреб-

ностей) для осуществления деятельности недостаточно. Ведь люди живут не пооди
-

ночке, и для реализации коллективных форм жизнедеятельности им необходимо

согласовывать друг с другом свои действия и намерения, нормировать и регулировать

их к общей пользе, оценивать результаты своих и чужих действий, выявлять наиболее

эффективные способы достижения поставленных целей, обучать им следующие поко-

ления и т.п. Для решения всех этих задач нужны, во-первых, общие критерии оценки

эффективности и приемлемости тех или иных актов деятельности и поведения, выра-

жаемые в иерархизированной системе смыслов и ценностей различных объектов,

предметов, способов и результатов (продуктов) человеческой деятельности; во-вто-

рых, система обозначений (символов и названий), с помощью которой осуществляется

информационный обмен (социальная коммуникация) между людьми по поводу целей,

предметов, способов, смыслов их деятельности. Вот этот сложный функциональный

комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов

жизнедеятельности людей и изучает культурология.

Предмет культурологического познания не "вся культура" - это по силам лишь

всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Культурология ограничивает