ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. Место культурологии в системе социальных
и гуманитарных наук
Я бы определил статус культурологии в системе научного знания двояко. Во-пер-
вых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках
любых наук социального и гуманитарного профиля. Во-вторых, как самостоятельную
область социального и гуманитарного научного познания, исследовательский предмет
которой обрисован выше.
Начнем с первого определения. Рассмотрим место культурологического метода в
исторических науках. Хотя группа исторических наук включает значительное число
более или менее автономных дисциплин и субдисциплин, абсолютное большинство их
решает научные задачи одного и того же уровня: выявление и описание исторических
фактов, их атрибуцию и классификацию, наконец, выстраивание их в хроноло-
гической причинно-следственной последовательности. Напротив, философия истории
рассматривает историческую проблематику на совершенно ином уровне: смысл и суть
исторического процесса, его направленность, базовые закономерности и движущие
силы истории и т.п. Между этими двумя уровнями обобщения - эмпирическим
описанием и философской онтологизацией - выделяется зона "теорий среднего
уровня", анализирующих устойчиво повторяющиеся и, как правило
, упорядоченные
последовательности исторических явлений разного типа, взаимосвязи явлений,
имеющие системный характер (но более сложный, чем непосредственно причинно-
следственный), и т.п.
Это и есть культурологический профиль исследований и обобщений, относящийся
к зоне "теорий среднего уровня", занимающих промежуток между непосредственной
эмпирикой и метафизикой истории. В пределах данной "зоны" создаются теории циви-
лизации, адаптации, общей и специфической социокультурной эволюции и иные
концептуальные и модельные построения, выискивающие признаки некой систем-
ности в потоке исторических событий, а также исследующие причины и механизмы,
порождающие и реализующие упорядоченный и системный характер этих явлений.
Примеры подобного рода можно привести из области любых социальных и гумани-
тарных наук: экономической, политической, правовой, военной, филологической,
искусствоведческой и пр. В каждой из них можно выделить некое поле исследований,
касающихся работы экстраутилитарных, ценностно-нормативных механизмов органи-
зации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях жизнедеятель-
ности, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть
"экономичес-
кой культурой", "политической культурой", "правовой культурой" и т.п. Этот особый
ракурс научного обобщения с полным основанием может быть назван "культурологи-
ческим", ибо он обращен к специфическому предмету - нормативно-ценностной регу-
ляции всякой деятельности, - занимающему промежуточное положение между собст-
венно технологическими проблемами данного вида деятельности (в том числе и орга-
низационно-функциональными) и ее философской онтологией (философия эконо-
мики, философия политики и т.п.).
По существу, речь идет о том, что в любой области познания видов и форм чело-
веческой жизнедеятельности помимо философско-теоретического уровня обоб-
щений, касающегося вопросов сущности и базовых закономерностей, определяющих
тот или иной вид деятельности, и предметного уровня обобщений, связанного с
вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности,
можно выделить и специфический социальный уровень обобщений. Последний
исследует историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), психологию
ее (мотивационный аспект), социологию (социально-функциональную организацию
ее субъектов) и культуру изучаемого вида деятельности (ценностно-нормативный и
семантико-коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований и обоб-
щений опосредованно связаны с предметом самой деятельности, но акцентированы на
проблеме субъекта этой деятельности, ее исполнителя, на мотивации, организации и
экстраутилитарной регуляции его участия в процессе.
Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может
иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным
функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования
специализированных "профессиональных культур" и специфической символики
"языка форм" этого вида деятельности, выраженный в таких направлениях иссле-
дований, как "культурология экономики", "культурология политики", "культурология
искусства", "культурология религии" и т.п.
Самостоятельная область культурологического знания - с о б с т в е н н о к у л ь -
т у р о л о г и я как отдельная группа наук, изучающая тот же самый комплекс
ценностно-нормативных механизмов социальной организации, регуляции и
коммуникации людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той
или иной специализированной деятельности
, а с целями определения наиболее фунда-
ментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования
этого комплекса механизмов в целом как одной из наиважнейших подсистем мотива-
ции и регуляции поведения людей (как в профессиональной, так и в обыден-
ной сферах), а также изучающая систему институциональных органон ("культурных
институтов"), занимающихся социализацией и инкультурацией человеческой
личности.
Цели и задачи культурологии как специальной области знания, очевидно, следует
определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки.
В культурологии (как, впрочем, и в большинстве иных наук) выделяются два
"крыла": фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культуро-
логии - изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функциони-
рующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокуль-
турной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разра-
батывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокуль-
турными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, в
рамках деятельности специализированных культурных институтов и общественных
организаций.
Принятая недавно новая схема классификации наук делит фундаментальную куль
и гуманитарных наук
Я бы определил статус культурологии в системе научного знания двояко. Во-пер-
вых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках
любых наук социального и гуманитарного профиля. Во-вторых, как самостоятельную
область социального и гуманитарного научного познания, исследовательский предмет
которой обрисован выше.
Начнем с первого определения. Рассмотрим место культурологического метода в
исторических науках. Хотя группа исторических наук включает значительное число
более или менее автономных дисциплин и субдисциплин, абсолютное большинство их
решает научные задачи одного и того же уровня: выявление и описание исторических
фактов, их атрибуцию и классификацию, наконец, выстраивание их в хроноло-
гической причинно-следственной последовательности. Напротив, философия истории
рассматривает историческую проблематику на совершенно ином уровне: смысл и суть
исторического процесса, его направленность, базовые закономерности и движущие
силы истории и т.п. Между этими двумя уровнями обобщения - эмпирическим
описанием и философской онтологизацией - выделяется зона "теорий среднего
уровня", анализирующих устойчиво повторяющиеся и, как правило
, упорядоченные
последовательности исторических явлений разного типа, взаимосвязи явлений,
имеющие системный характер (но более сложный, чем непосредственно причинно-
следственный), и т.п.
Это и есть культурологический профиль исследований и обобщений, относящийся
к зоне "теорий среднего уровня", занимающих промежуток между непосредственной
эмпирикой и метафизикой истории. В пределах данной "зоны" создаются теории циви-
лизации, адаптации, общей и специфической социокультурной эволюции и иные
концептуальные и модельные построения, выискивающие признаки некой систем-
ности в потоке исторических событий, а также исследующие причины и механизмы,
порождающие и реализующие упорядоченный и системный характер этих явлений.
Примеры подобного рода можно привести из области любых социальных и гумани-
тарных наук: экономической, политической, правовой, военной, филологической,
искусствоведческой и пр. В каждой из них можно выделить некое поле исследований,
касающихся работы экстраутилитарных, ценностно-нормативных механизмов органи-
зации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях жизнедеятель-
ности, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть
"экономичес-
кой культурой", "политической культурой", "правовой культурой" и т.п. Этот особый
ракурс научного обобщения с полным основанием может быть назван "культурологи-
ческим", ибо он обращен к специфическому предмету - нормативно-ценностной регу-
ляции всякой деятельности, - занимающему промежуточное положение между собст-
венно технологическими проблемами данного вида деятельности (в том числе и орга-
низационно-функциональными) и ее философской онтологией (философия эконо-
мики, философия политики и т.п.).
По существу, речь идет о том, что в любой области познания видов и форм чело-
веческой жизнедеятельности помимо философско-теоретического уровня обоб-
щений, касающегося вопросов сущности и базовых закономерностей, определяющих
тот или иной вид деятельности, и предметного уровня обобщений, связанного с
вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности,
можно выделить и специфический социальный уровень обобщений. Последний
исследует историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), психологию
ее (мотивационный аспект), социологию (социально-функциональную организацию
ее субъектов) и культуру изучаемого вида деятельности (ценностно-нормативный и
семантико-коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований и обоб-
щений опосредованно связаны с предметом самой деятельности, но акцентированы на
проблеме субъекта этой деятельности, ее исполнителя, на мотивации, организации и
экстраутилитарной регуляции его участия в процессе.
Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может
иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным
функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования
специализированных "профессиональных культур" и специфической символики
"языка форм" этого вида деятельности, выраженный в таких направлениях иссле-
дований, как "культурология экономики", "культурология политики", "культурология
искусства", "культурология религии" и т.п.
Самостоятельная область культурологического знания - с о б с т в е н н о к у л ь -
т у р о л о г и я как отдельная группа наук, изучающая тот же самый комплекс
ценностно-нормативных механизмов социальной организации, регуляции и
коммуникации людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той
или иной специализированной деятельности
, а с целями определения наиболее фунда-
ментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования
этого комплекса механизмов в целом как одной из наиважнейших подсистем мотива-
ции и регуляции поведения людей (как в профессиональной, так и в обыден-
ной сферах), а также изучающая систему институциональных органон ("культурных
институтов"), занимающихся социализацией и инкультурацией человеческой
личности.
Цели и задачи культурологии как специальной области знания, очевидно, следует
определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки.
В культурологии (как, впрочем, и в большинстве иных наук) выделяются два
"крыла": фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культуро-
логии - изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функциони-
рующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей социокуль-
турной жизни людей. Прикладная же культурология изучает, планирует и разра-
батывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокуль-
турными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, в
рамках деятельности специализированных культурных институтов и общественных
организаций.
Принятая недавно новая схема классификации наук делит фундаментальную куль