ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свою "познавательную площадку" именно описанным комплексом ценностно-смыс-
ловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов,
обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей, который
можно назвать "культурой в узком смысле", а в функциональном ракурсе рас-
сматривать как систему социальных норм человеческой жизненной практики. Под со-
циальными нормами (в отличие от технологических) понимаются разделяемые в
более или менее массовом порядке императивные, разрешительные или запрети-
тельные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности
или взаимодействия между людьми. Их содержание в значительной мере определяется
доминирующими в данном сообществе нравственными, этическими, мировоззренче-
скими и другими принципами.
Говоря о нормах, я, естественно, имею в виду весьма широкий комплекс социально-
регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения; законода-
тельно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те или
иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчи
-
вые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (напри-
мер бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся
не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например религиозные
и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониаль-
ные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентаций,
присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная
жизнь в сообществе практически невозможна.
Источником такого рода норм служит исторический социальный опыт коллектив-
ных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый всяким сообществом и переда-
ваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше установок сознания и
поведения. Разумеется, по мере изменения социальных условий жизнедеятельности
какие-то из норм теряют актуальность и отмирают, иные модернизируются, одновре-
менно формируются и внедряются в общественную практику совершенно другие
нормы, порождаемые новыми условиями бытия и т.п. Есть все основания предпо-
лагать, что данная система социальных норм и является квинтэссенцией культуры как
таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его
селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов осуществления деятель-
ности (в данном случае имеются в виду критерии не утилитарной
, а социальной эф-
фективности).
Эти образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования
и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в
наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и особенно в
систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчи-
вости и т.п. Такого рода нормативно-регулятивные процессы определяют основные
формы деятельности и взаимодействия людей практически в любой сфере их
социальной активности: от высших проявлений интеллектуального и художествен-
ного творчества до криминальной сферы. Собственно это и есть системообразующее
ядро всякой конкретно-исторической культуры.
В изучении социальной нормированности и ценностной иерархизированности
любых форм жизнедеятельности людей, механизмов формирования и функциониро-
вания, языков символического выражения и межпоколенной трансляции этих со-
циальных норм культурологию не может заменить ни одна отраслевая наука, каждая
из которых исследует преимущественно технологические нормы в той или иной
сфере деятельности, а не социально-ценностные.
Суть социально-ценностного нормирования заключается в том, что человек
избирает способ достижения преследуемой цели не только по признакам его
практической эффективности, экономности и т.п. (что
, разумеется, остается весьма
важным критерием выбора), но и по признакам допустимых социальной цены и
социальных последствий применения этого способа. Подобного рода ограничения
могут иметь как глобальный ("не нанести вреда человечеству"), так и локальный
характер ("не огорчить дорогого для меня человека"), но в принципе каждое со-
циальное действие индивида так или иначе корректируется такими регуляторами.
Это и есть культура. То есть сентенция "цель оправдывает средства" может быть
определена как квинтэссенция "антикультурности" в любой сфере жизнедеятель-
ности.
Таким образом, объектом (т.е. исследуемой сферой жизни, наблюдаемой
объективно) научных интересов культурологов являются, по существу, любые виды и
формы человеческой жизнедеятельности (точно так же, как у историков, психологов
и социологов), а предметом научного анализа (т.е. непосредственно изучаемым
аспектом или свойством, выявляемым и выделяемым в объекте среди иных его
аспектов и свойств) становятся прежде всего ценностно-нормативные установки и
механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности
взаимодействие и взаимопонимание между людьми [2].
В этом смысле культурология
действительно может рассматриваться как наука, изучающая все о человеке и
обществе (аналогично истории и социологии), но в строго определенном предметном
ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизне-
деятельности. Под экстраутилитарными началами понимаются такие элементы моти-
вации в деятельности человека, которые не имеют прямого и непосредственного
отношения к преследуемой цели по существу, но не позволяют человеку использовать
любой способ для достижения цели, а требуют от него выбора способа, наиболее
приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным,
этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в
данном сообществе. Этим аспектом общественного бытия и занимается культу-
рология.