Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


свою "познавательную площадку" именно описанным комплексом ценностно-смыс-

ловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов,

обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей, который

можно назвать "культурой в узком смысле", а в функциональном ракурсе рас-

сматривать как систему социальных норм человеческой жизненной практики. Под со-

циальными нормами (в отличие от технологических) понимаются разделяемые в

более или менее массовом порядке императивные, разрешительные или запрети-

тельные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности

или взаимодействия между людьми. Их содержание в значительной мере определяется

доминирующими в данном сообществе нравственными, этическими, мировоззренче-

скими и другими принципами.

Говоря о нормах, я, естественно, имею в виду весьма широкий комплекс социально-

регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения; законода-

тельно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те или

иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчи
-

вые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (напри-

мер бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся

не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например религиозные

и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониаль-

ные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентаций,

присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная

жизнь в сообществе практически невозможна.

Источником такого рода норм служит исторический социальный опыт коллектив-

ных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый всяким сообществом и переда-

ваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше установок сознания и

поведения. Разумеется, по мере изменения социальных условий жизнедеятельности

какие-то из норм теряют актуальность и отмирают, иные модернизируются, одновре-

менно формируются и внедряются в общественную практику совершенно другие

нормы, порождаемые новыми условиями бытия и т.п. Есть все основания предпо-

лагать, что данная система социальных норм и является квинтэссенцией культуры как

таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его

селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов осуществления деятель-

ности (в данном случае имеются в виду критерии не утилитарной

, а социальной эф-

фективности).

Эти образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования

и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в

наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и особенно в

систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчи-

вости и т.п. Такого рода нормативно-регулятивные процессы определяют основные

формы деятельности и взаимодействия людей практически в любой сфере их

социальной активности: от высших проявлений интеллектуального и художествен-

ного творчества до криминальной сферы. Собственно это и есть системообразующее

ядро всякой конкретно-исторической культуры.

В изучении социальной нормированности и ценностной иерархизированности

любых форм жизнедеятельности людей, механизмов формирования и функциониро-

вания, языков символического выражения и межпоколенной трансляции этих со-

циальных норм культурологию не может заменить ни одна отраслевая наука, каждая

из которых исследует преимущественно технологические нормы в той или иной

сфере деятельности, а не социально-ценностные.

Суть социально-ценностного нормирования заключается в том, что человек

избирает способ достижения преследуемой цели не только по признакам его

практической эффективности, экономности и т.п. (что
, разумеется, остается весьма

важным критерием выбора), но и по признакам допустимых социальной цены и

социальных последствий применения этого способа. Подобного рода ограничения

могут иметь как глобальный ("не нанести вреда человечеству"), так и локальный

характер ("не огорчить дорогого для меня человека"), но в принципе каждое со-

циальное действие индивида так или иначе корректируется такими регуляторами.

Это и есть культура. То есть сентенция "цель оправдывает средства" может быть

определена как квинтэссенция "антикультурности" в любой сфере жизнедеятель-

ности.

Таким образом, объектом (т.е. исследуемой сферой жизни, наблюдаемой

объективно) научных интересов культурологов являются, по существу, любые виды и

формы человеческой жизнедеятельности (точно так же, как у историков, психологов

и социологов), а предметом научного анализа (т.е. непосредственно изучаемым

аспектом или свойством, выявляемым и выделяемым в объекте среди иных его

аспектов и свойств) становятся прежде всего ценностно-нормативные установки и

механизмы, регулирующие всякую социальную практику и в особенности

взаимодействие и взаимопонимание между людьми [2].
В этом смысле культурология

действительно может рассматриваться как наука, изучающая все о человеке и

обществе (аналогично истории и социологии), но в строго определенном предметном

ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизне-

деятельности. Под экстраутилитарными началами понимаются такие элементы моти-

вации в деятельности человека, которые не имеют прямого и непосредственного

отношения к преследуемой цели по существу, но не позволяют человеку использовать

любой способ для достижения цели, а требуют от него выбора способа, наиболее

приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным,

этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в

данном сообществе. Этим аспектом общественного бытия и занимается культу-

рология.