Файл: действие права (Основные положения теории реализации права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно необходимость в реализации права возникает, если:

  • есть спор о наличии или мере субъективного права или юридической обязанности (в т.ч. необходимость привлечения к юридической ответственности);
  • при необходимости осуществить предусмотренный правом контроль за правильностью приобретения прав и наложения обязанностей;
  • при необходимости определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей.

В некоторых ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной:

  1. В механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства (нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.
  2. Взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения (акты применения права (указ Президента РФ о снятии с должности министра).
  3. Право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).

4) Применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера

Глава2. Правоприменение – как особая форма реализации права

2.1. Понятие и стадии процесса правоприменения

Применение права – это особый компетентный способ реализации права, включающий в себя все остальные (соблюдение, исполнение и использование) и представляющий собой властные меры, применяемые компетентными органами для реализации правовых норм.


Применение права необходимо в определённых ситуациях, а именно:

- когда по закону реализация нормы возможна путём властного решения компетентного органа;

- когда требуется конкретизация определённых прав, закреплённых за гражданином;

- когда субъекты права в принципе сами определяют свои права и обязанности, но требуется определённый контроль со стороны государства (к примеру, регистрация сделок с недвижимостью субъекты права в принципе сами определяют свои права и обязанности, но требуется определённый контроль со стороны государства);

- когда необходимо применение санкций.

Применение норм права характеризуется тем, что в нём проявляется властная воля государства. Отличительной чертой является то, что применение – это способ реализации права, обладающий организующим свойством. Применение может осуществляться как государственными властными структурами, так и иными субъектами, а именно, работодателями, обладающими статусом юридического лица (к примеру, администрации кооперативов, АО).

Применение происходит по процедуре, предусмотренной в законе, и оформляется в виде письменного акта, документа. Есть только несколько случаев устного применения (принятие на работу при условии, что есть устное распоряжение должностного лица о начале работы; устное замечание, предусмотренное в правилах дорожного движения за незначительные нарушения; применение права в конклюдентных формах – жестовые сигналы регулировщика, носящие обязательный характер, и др.).

Таким образом, применение права – это государственно-властная деятельность компетентных органов, представляющая собой специально организованные действия по реализации юридических норм применительно к конкретному случаю. Это специальное средство управления жизнью общества со стороны государственно-властных структур. При этом нормы всегда распространяются на конкретный случай с вынесением соответствующего решения.

Существует ряд требований применения права:

1) Требование законности применения.

Это соответствие принимаемого решения закону с точки зрения процедуры принятия решений и соответствия этих норм конкретной ситуации. Законность означает исключение произвола, строгое следование предписанием норм права.

2) Требование обоснованность применения.

Это означает принятие решения с выяснением и учётом всех обстоятельств, которые необходимо выяснить по делу, что является возможностью достижения объективной истины по делу.


3) Требование справедливости.

Это требование означает приемлемость применения со стороны закона.

Применение норм права представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Выделяют следующие стадий правоприменительного процесса:

1) Установление фактических обстоятельств дела, т.е. юридической основы для принятия решения. Средствами установления являются доказательства, которыми служат сами факты и способы получения этих фактов. На данной стадии главной целью является достижение объективной истины по делу, под которой понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам.

2) Поиск нормы права.

На данной стадии происходит поиск и выбор нормы права, а также даётся юридическая квалификация совершённым действиям. Фактически речь здесь идёт об установлении полного состава правонарушения, т.е. юридической основы дела. Происходит логическая операция подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

3) Проверка и толкование нормы права.

Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. В случае расхождений и пробелов установлен ряд правил:

- позже изданный закон отменяет предыдущий во всём том, в чём он с ним расходится.

- из двух актов разных органов, изданных одновременно, применяется акт, обладающий наивысшей юридической силой.

- при расхождении общефедерального акта с актом субъекта РФ в предметах ведения РФ и совместного ведения применяется первый.

- при расхождении между федеральным актом и актом субъекта в пределах его компетенции применяется последний.

- если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии в двух её видах – аналогии закона и аналогии права.

Кроме того, в ходе проверки закон может быть подвергнут критике:

а) низшая критика закона – соответствие нормы официальному тексту.

б) высшая критика закона – имел ли орган полномочия принимать какую-либо норму.

4) Решение дела или вынесение правоприменительного акта, определяющего судьбу юридического дела и являющегося итогом правоприменительного процесса.

Акты правоприменения – это решения, приговоры, постановления, приказы и другие акты, изданные компетентными органами или должностными лицами, в которых решается судьба юридического дела на основании конкретной правовой нормы.


Акты правоприменения имеют индивидуально-определённый характер, т.е. относятся к конкретным лицам. Они являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства и обеспечиваются государственным принуждением. Акты исчерпываются однократным применением. По структуре классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен состоять из вводной части (где, когда, кто составил документ), описательной части (действия каких лиц подлежат оценке), мотивировочной части (оценка доказательств и вывод о том, какая норма должно применяться), резолютивной части (решение по делу).

Существует множество видов и классификаций правоприменительных актов:

- по юридической природе: правоохранительные (содержат меры ответственности) , правоисполнительные, правообеспечительные (судебные, контрольно-надзорные, акты проверки), правовосстановительные.

- по форме выражения: устные и письменные; акты-докумены и акты-действия (делятся на словесные и конклюдентные).

- по субъектам издания: акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

- и т.д.

5) Исполнение принятого решения.

На этой стадии происходит реальное исполнение принятого акта, доведение его до логического завершения. В случае неисполнения решения теряет значение весь правоприменительный процесс.

2.2Акты применения права: понятия, виды, основные требования

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;


2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на:

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые;

- административно-правовые;

- финансовые и др.

По субъектам их издания на акты:

- судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;

- органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;