Файл: действие права (Основные положения теории реализации права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Основные положения теории реализации права
1.1. Понятие действия и реализации права
Глава2. Правоприменение – как особая форма реализации права
2.1. Понятие и стадии процесса правоприменения
2.2Акты применения права: понятия, виды, основные требования
- президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе – на:
- правоохранительные;
- правоисполнительные;
- правовосстановительные;
- правообеспечительные.
По последствиям – на:
- правообразующие;
- правопрекращающие;
- правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
По форме выражения – на:
- письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
- акты-документы;
- акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.
Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.
По названию акты применения права могут иметь форму:
- указа;
- постановления;
- приказа;
- распоряжения;
- протокола;
- резолюции;
- разрешения;
- приговора;
- акта о наложении штрафа;
- указания и т.д.
Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.
Дополнительно
Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.
Виды
1. По форме:
- указы;
- приговоры;
- приказы;
- решения и пр.
2. По субъектам, их издающим:
- акты государственных органов;
- негосударственных органов.
3. По функциям права:
- регулятивные (приказ о повышении по службе);
- охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4. По юридической природе:
- основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда);
- вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
5. По предмету правового регулирования:
- акты гражданско-правовые;
- уголовно-правовые и пр.
6. По характеру:
- материальные;
- процессуальные
Признаки:
1. Издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
2. Строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
3. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
Общие черты с НПА:
- представляют собой письменные акты-документы;
- исходят от государства;
- обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
Отличительные черты с НПА
- акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать;
- акты применения права не являются источниками права;
- не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА;
- акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации;
- акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц;
- акты применения права рассчитан на однократное применение;
- они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).
Акты применения норм права должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.
2.3 Примеры права при пробелах в законе и праве
Пробел в праве - отсутствие нормы, регулирующей конкретное отношение, находящееся в сфере правового регулирования.
Оговорка: при различении права и закона, а точнее, при той посылке, что закон является одной из форм воплощения права, логичнее отыскивать пробелы в законодательстве. Последнее понимается в данном случае широко - как совокупность всех нормативных актов, изданных компетентными органами. Если же принять во внимание официальное признание в качестве источников права обычаев и прецедентов, то следует вести речь о пробелах в позитивном праве вообще.
Пробел в позитивном праве - это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.
Пробел в нормативно-правовом регулировании - отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.
Пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) - отсутствие закона (акта высшего органа власти) вообще.
Пробел в законе - неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.
Пробел существует в двух видах - в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования. Те и другие пробелы являются настоящими, те и другие требуют апелляции к нормотворческим органам на предмет принятия новых норм.
Следовательно, для наличия пробела необходимы два условия:
- отсутствие нормы, регулирующей конкретное отношение ;
- данное общественное отношение должно находиться в сфере правового регулирования.
Многие общественные отношения не входят в сферу правового регулирования. Соответственно, они регулируются не правом, а иными социальными нормами. В этом случае нельзя говорить о пробельности права.
Пробелы в праве возникают в силу разного рода причин:
- Законодатель не смог охватить формулировками нормативного правового акта всех жизненных ситуаций, требующих правового воздействия;
- Законодатель «не успел» регламентировать общественные отношения из-за их постоянного развития;
- В результате недостатков юридической техники, приведших к недостаточно точному выражению воли законодателя;
- В процессе правотворчества возможны и «умышленные» пробелы, когда законодатель, руководствуясь идеологическими , политическими и иными мотивами умышленно оставляет неурегулированными отдельные стороны общественного отношения.
Устранить пробел может только законодатель, правотворческий орган. Правоприменительные органы не могут заниматься правотворчеством. Однако в правовом регулировании существует правило: «нельзя отказывать субъекту в защите нарушенного права, ссылаясь на несовершенство закона». Следовательно, правоприменительный орган не может отказаться от рассмотрения дела даже при наличии фактических оснований. В этом случае он принимает решение, рассматривая дело «по аналогии».
Аналогия в праве имеет две разновидности:
Аналогия закона - рассмотрение дела при пробелах в праве, руководствуясь нормой, регулирующей сходные отношения. В данном случае при отсутствии нормы, регулирующей конкретное отношение, правоприменитель находит норму, регулирующую сходное, похожее по своему характеру, отношение, и на основе ее выносит решение. Так, в жизни бывают ситуации, когда по той или ной причине оказывается испорченным документ (трудовая книжка, паспорт и т.д.). В этом случае владелец не имеет возможности подтвердить наличие некоторых субъективных прав. Встает вопрос о признании данного документа испорченным и получении нового документа. К сожалению, законодательство не знает процедуры такого признания. Но в гражданском процессуальном кодексе имеются нормы, закрепляющие порядок признания документа утраченным. Данные ситуации очень схожи между собой. В этом случае, признавая документ испорченным, суд руководствуется нормами, устанавливающими порядок признания документа утраченным.
Аналогия права - принятие решения при пробелах в праве, руководствуясь общими принципами законодательства. В юридической практике возможны случаи, когда в законодательстве отсутствует норма, регулирующая сходные отношения. В этом случае правоприменитель, не найдя сходной нормы, принимает решение, основываясь на принципах права (законодательства). Следует отметить, что принятие решения по аналогии возможно в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, такая возможность предусмотрена ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ. То есть законодатель допускает аналогию в гражданском и арбитражном процессе. Однако аналогия недопустима в уголовном праве и процессе. Здесь действует принцип: «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией обеспечения и защиты прав личности.
Заключение
Подводя общие итоги работы, отметим следующее:
1. Если же говорить о действии права, то это — обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечить соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности, достижение цивилизованными средствами фактических результатов.
2. Механизм правового регулирования есть совокупность правовых форм, посредством которых происходит нормирование поведения субъектов права. Учитывая многочисленность и разнообразность общественных отношений, находящихся в рамках правового воздействия, правовыми формами создаются типовые модели взаимодействия людей, т. е. юридические конструкции.
3. Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу: 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).
По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.
4. При реализации права происходит претворение в жизнь или осуществление в поведении людей конкретных правил, моделей поведения, которые содержатся в юридических нормах.
5. Применение права — это процесс, осуществления властной деятельности органами государства и должностными лицами по претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права.
Принципами применения права являются: принцип законности, который выражался в том, что «норма права должна быть применяема к конкретным отношениям по точному ее смыслу, несмотря ни на какие обстоятельства»; принцип справедливости и целесообразности, согласно которого норма права должна быть применяема в точном ее значении лишь до тех пор, пока она не приводит к результатам, оскорбляющим чувство справедливости.
Применение норм права есть своеобразная форма реализации правовых предписаний в поведении людей. Здесь постоянно взаимодействуют: норма права, правоприменитель и поведение субъектов Норма права устанавливает правило поведения и с этим требования к субъектам права. Ее представительно-обязывающее содержание определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов в возникающем на ее основе правоотношения.