Файл: действие права (Основные положения теории реализации права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но многие правоотношения не могут возникнуть без акта применения права как юридического факта. И здесь появляется правоприменитель, наделенный полномочиями по претворению права в жизнь, в поведение людей.

Соединяется в единое целое представительно-обязывающее содержание нормы права с властно-государственными полномочиями правоприменителя. Они воздействуют на поведение участников данного отношения, определяя их правовой характер. Это юридически управомоченное и юридически обязанное поведение субъектов права, что и является объектом правоприменения. Цель достигнута, определенное поведение обеспечено, механизм правоприменения сработал.

Если речь идет о реализации диспозиции правовой нормы, то правоприменитель властно-распорядительными полномочиями устанавливает и обеспечивает управомоченное (субъективное право) поведения субъекта.

Если речь идет о применении санкций правовой нормы, то правоприменитель властно-распорядительными полномочиями возлагает и обеспечивает выполнение юридических обязанностей в поведении субъекта.

В этом и есть суть объекта правоприменения. Думаем, что такой подход к анализу объекта правоприменения является перспективным.

6. В целом можно выделить следующие стадии применения права:

1). Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2). Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3). Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4). Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5). Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

7. Правоприменительный акт — это составная часть объективной и субъективных сторон механизма правоприменения, государственно- властный, индивидуально-определенный акт, совершаемый на основе существующих правовых норм компетентными субъектами права по конкретному юридическому делу в соответствии с волей законодателя.

8. Подытоживая сказанное о пробелах в праве, согласимся с тем, что любое, даже самое совершенное законодательство «обречено» на пробелы — если не в момент его принятия, то в последующем. Но если пробелы — явление неизбежное, то каким образом в этих условиях должно быть построено функционирование правоприменительной системы, чтобы она не давала резких сбоев?

Заведующий кафедрой Ярославского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Кругликов Л. Л. и аспирантка этого же университета Климцева О. Ю. предлагают следующие теоретически возможные варианты решения вышеуказанного вопроса, которые мы исправили и дополнили по своему усмотрению:


Создать оперативную систему принятия по необходимости изменений и дополнений в законодательство. Однако для внедрения данного варианта необходимо создание соответствующей структуры с наделением ее соответствующей компетенцией за счет сужения полномочий Государственной Думы. Подобная реструктуризация вряд ли возможна.

Признание за постановлениями Пленума Верховного Суда Р Ф, Высшего Арбитражного суда РФ статуса источника права. Некоторые ученые полагают, что ныне постановления пленума таким статусом обладают. Так, по мнению В. В. Лазарева, глубоко продуманной в этом вопросе является позиция С. С. Алексеева, согласно которой при наличии пробелов в законодательстве Пленум вынужден издавать нормы, вносящие определенные дополнения в действующую систему нормативного регулирования общественных отношений, и руководящие постановления пленума, следовательно, выполняют функцию источника права. Такие указания, считает В. В. Лазарев, представляют собой предварительное восполнение пробела, устраняя несовершенство нормативного акта.

Предоставление суду как юрисдикционному органу права решать дела с помощью аналогии.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1.Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

2.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.5 апреля.

3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
5. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
6.Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2015) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594.

Специальная литература

1.Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие / С.С. Алексеев. - М: Проспект, 2015. - 152 с.

2. Действие права. Правовое регулирование. Электронный ресурс.
3. Есаков Г.А. Экстратерриториальное действие уголовного закона: современные мировые тенденции // Закон. 2015. № 8. С. 82 - 89.
4. Козенко Ю.О. К вопросу о механизме действия права на процесс формирования поведения лица / Ю.О. Козенко // Молодой ученый. - 2011. - № 3.
5. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. / В.Д. Перевалов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 428 с
6. Решняк М.Г. О некоторых вопросах совершенствования действия уголовного закона во времени // Российский следователь. 2014. № 6. С. 23 - 25.
7. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред.: Корнев В.Н. - М.: РАП, 2013. - 559 c.