Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Спрос и предложение на региональных рынках труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
Введение
В Российской Федерации продолжает сохраняться существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Не проводится эффективная региональная политика, основанная на оценке ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития. Региональные программы занятости должны исходить из общероссийской концепции регулирования рынка труда.
В данной работе мы проанализируем состояние и особенности регионального рынка труда и направления его дальнейшего развития.
Актуальность темы определена тем, что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.
Цель исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях и перспективу его развития в регионах РФ
Объектом исследования являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предмет исследования – рынок труда в РФ и её субъекты.
Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.
Работа основана на трудах отечественных экономистов по вопросам функционирования рынка труда, таких как, Абалкин А.И., Винокуров Г. А., материалах периодической печати и данных Госкомстата РФ. Также были использованы законодательные и нормативные акты.
Глава 1. Основные показатели, характеризующие занятость и рынок труда
1.1 Спрос и предложение на региональных рынках труда
Состояние регионального рынка труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения (по классификации МОТ к экономически активному населению относится население в возрасте 15-72 лет, занятое в экономике и ищущее работу — безработные), его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.
Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. К ним относятся динамика развития экономики и инвестиционная активность, непосредственно влияющие на количество рабочих мест: при росте экономики их становится больше, при кризисе или спаде число рабочих мест сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как и ее предложение, зависит от достигнутого уровня оплаты труда. В странах и регионах с «дешевой» рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели снижают свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в «дешевые» страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест в экономике своей территории[Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2005.-№1.].
Для региональных и локальных рынков труда значительную роль в формировании спроса играет структура их экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.
Предложение рабочей силы зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением новых рабочих мест[Социальный атлас российских регионов / Тематические обзоры.URL: http://atlas.socpol.ru/overviews/labor_market/index.shtml (Дата обращения 15.06.2016).
1.2 Региональные рынки труда
Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы – 10%, зарегистрированной – 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).
Новый кризис затронул региональные рынки труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда был в наихудшем состоянии и по этой причине более уязвим. В том числе и мощный производственный спад не всегда приводит к общественной безработице, так как имеется другая модель уменьшения потерь работодателя путем уменьшения оплаты труда. В Российской федерации данная модель обширно распространилась с 1990-х гг. в варианте продолжительных задержек выплаты зарплаты, управленческих отпусков, неполноценной рабочей недели и др. В процессе нового кризиса с заминками зарплаты стараются бороться и, согласно служебной статистике, в больших и мелких фирмах и организациях их объем не слишком велик. Ни один человек не знает, каких масштабов доходят невыплаты в небольшом бизнесе и неофициальном секторе экономики. Управленческие отпуска и неполноценная рабочая неделя применяются весьма обширно, в машиностроении такого рода порядок включал весной 2009 г до 20% занимающихся (несмотря на то в полном согласно экономике – никак не наиболее 4% занимающихся согласно сведениям служебной статистики). Из-за применения других конфигураций уменьшения потерь коммерциала даже в наиболее потерпевших от кризиса регионах увеличение отсутствия работы способна являться небольшим. К этому же региональные власти всеми способами мешают освобождению, иногда с помощью прокуроров.
Во-вторых, сократилась и "беловоротничковая" офисная занятость, больше в целом – в основных городах. В данной области преобладает непосредственно высвобождение, а не урезание зарплат. Однако на рынках труда основных населенных пунктов значительно более других работников участков, и, к этому ведь, докризисный степень безработицы был весьма невысоким. Высвобождаемые больше всего находят другую работу, реже пополняют круг нетрудоустроенных, но при первоначально невысоком уровне даже стремительный рост отсутствия работы никак не критичен.
В-третьих, масштабные сокращения случились в неформальной экономике. В секторе рыночных услуг и в строй сферы больших городов захвачены рабочие мигранты из других государств, при этом зачастую незаконные, по этой причине масштабы освобождения неведомы, этим наиболее то, что большая доля трудящийся мигрантов возвратится домой. Эти ведь трудности, однако, ранее с целью отечественных людей, свойственны с целью республик Северного Кавказа, где из-за дефицита работников участков обширно распространено отходничество. В упадок уменьшились способности отыскать службу в других регионах (строительство, агросектор, торговая деятельность), напряжение в базарах работы республик зюйда увеличилась. Однако определить перемены кроме того трудно, так как рабочие мигранты с Полночного Кавказа вплоть до упадка трудились в большей степени в неофициальном секторе экономики.
Вышеперечисленные характерные черты торга работы ареалов могут помочь наиболее четко толковать сведения переломной статистики занятости. Они неидеальны, однако иных информации не имеется. В области "Мониторинг кризиса в регионах" категория наиболее подробный исследование капиталом региональных рынков работы в промежуток кризиса, по этой причине в этом области Атласа возможно обойтись главными тенденциями.
Статистика отсутствия работы никак не предоставляет абсолютной полотна капиталом базаров работы. Равно как ранее фиксировалось, они приспосабливаются к упадку никак не только лишь посредством освобождение, однако и посредством увеличение неполноценной занятости ((неполная рабочая неделя с невысокой зарплатой, административные отпуска и др.). В самом процессе данное тайная незанятость и в регионах с мощным регрессом индустриального изготовления возлюбленная максимальна: в Ярославской сфере – 7%, в Свердловской и Челябинской – 8%, в Самарской -10% занимающихся. Более четко учитывать характеристики отсутствия работы совместно с неполноценной занятостью. Из числа подавленных и полудепрессивных регионов наиболее непростая обстановка в базарах работы Бурятии, Забайкальского местности, Брянской, Ульяновской, Курганской и Ивановской сфер, и никак не только лишь в их. Из числа наиболее развитых – в Самарской, Свердловской, Челябинской и Орловской областях, возможно, дополнить и Пермский край и Ярославскую область.
Важно осознавать, то что сведения о безработице в районе – "средняя температура по больнице". Трудности занятости сосредоточиваются в индустриальных населенных пунктах с бесприбыльными бизнесменами, или застопорившими, или стремительно сжавшими размеры изготовления. Подобных населенных пунктов с заостренным упадком на местных рынках работы 10-ки, в особенности монопрофильных, подходящих с 1-го компании. Однако статистики во вразумительном варианте не имеется, несмотря на то ф власти стараются нормализовать наблюдение в степени муниципалитетов. Однако информации согласно единой безработице такого рода наблюдение все без исключения точно также никак не предоставит (в степени населенных пунктов), а статистика согласно оформленной безработице, какую возможно прослеживать наиболее незамедлительно, не всегда достоверна, региональные власти никак не любят отчитываться плохими цифрами [Соболева И. Скрытые формы безработицы в России. - М.: ИЭ РАН, 2005. – 434 с.].
Глава 2. Эволюция развития рынка труда в РФ и ее субъектах в 1996-2016 г.г.
2.1. Эволюция развития рынка труда в РФ в 1996-2006 г.г.
Таблица 1 - Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек
11996 |
11997 |
11998 |
11999 |
22000 |
22010 |
22011 |
22012 |
22013 |
22014 |
22015 |
22016 |
|
январь |
2702.3 |
2788.5 |
2202.9 |
2174.7 |
1436.3 |
1238.4 |
1402.8 |
1791.4 |
1859.7 |
2183.1 |
2070.2 |
1972.8 |
февраль |
2872.8 |
2824.7 |
2211.5 |
2184.1 |
1436.2 |
1279.4 |
1465.4 |
1860.1 |
1886.2 |
2250.6 |
2127.6 |
|
март |
2974.2 |
2808.5 |
2185.6 |
2141.1 |
1405.2 |
1277.2 |
1485.9 |
1857.7 |
1887.9 |
2237.5 |
2122.7 |
|
апрель |
3064.5 |
2774.8 |
2153.5 |
2059.1 |
1349.9 |
1266.4 |
1497.7 |
1855.9 |
1864.3 |
2208 |
2090.3 |
|
май |
2971.3 |
2650.3 |
2073.3 |
1924.4 |
1257.8 |
1215.7 |
1450.3 |
1797.9 |
1807.4 |
2106.5 |
2008.3 |
|
июнь |
2866.8 |
2534.3 |
1997.4 |
1783 |
1191.5 |
1172.6 |
1404.3 |
1745.2 |
1766.9 |
2032.5 |
1935.3 |
|
июль |
2815 |
2452.3 |
1979.3 |
1689.5 |
1177.8 |
1188.4 |
1418.3 |
1746.1 |
1788.2 |
2015.4 |
1929 |
|
август |
2778.2 |
2382.5 |
1966.9 |
1615.5 |
1175.8 |
1207.6 |
1425 |
1743.5 |
1812.5 |
1984.4 |
1910.8 |
|
сентябрь |
2724.9 |
2298.2 |
1990.5 |
1532.9 |
1158.5 |
1199.1 |
1408.1 |
1719 |
1861.2 |
1930.9 |
1857.4 |
|
октябрь |
2723.9 |
2256.3 |
2065.8 |
1484.2 |
1170.1 |
1229.9 |
1427 |
1735.8 |
1953.7 |
1918.4 |
1850.6 |
|
ноябрь |
2742.5 |
2242.5 |
2128.8 |
1469.8 |
1204.3 |
1291.5 |
1478.5 |
1792.5 |
2092.4 |
1979.5 |
1903.2 |
|
декабрь |
2750.8 |
2202.5 |
2147.6 |
1442.7 |
1196.5 |
1311 |
1498.1 |
1821.9 |
2108.7 |
2009 |
Таблица 2 –
Численность экономически активного населения, занятых и безработных (тысяч человек)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Численность экономически активного населения1) - всего |
70740 |
|
71411 |
72629 |
73198 |
73359 |
74261 |
мужчины |
37338 |
37499 |
36905 |
37041 |
37331 |
37413 |
37873 |
женщины |
33401 |
34833 |
34508 |
35588 |
35867 |
35946 |
36388 |
в том числе: |
|||||||
занятые в экономике - всего |
64055 |
65273 |
65124 |
66358 |
67247 |
67244 |
68719 |
мужчины |
33726 |
33754 |
33527 |
33843 |
34296 |
34294 |
35047 |
женщины |
30330 |
31519 |
31596 |
32515 |
32951 |
32950 |
33672 |
безработные - всего |
6684 |
7059 |
6288 |
6270 |
5951 |
6116 |
5542 |
мужчины |
3613 |
3745 |
3378 |
3323 |
3154 |
3073 |
2993 |
женщины |
3072 |
3314 |
2910 |
2947 |
2797 |
3043 |
2549 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года)2) - всего |
2327 |
1037 |
1123 |
1500 |
1639 |
1920 |
1830 |
мужчины |
872 |
322 |
360 |
487 |
533 |
647 |
630 |
женщины |
1455 |
715 |
763 |
1013 |
1106 |
1273 |
1200 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице - всего |
2026 |
909 |
1007 |
1293 |
1305 |
1624 |
1570 |
мужчины |
764 |
285 |
328 |
418 |
415 |
544 |
536 |
женщины |
1262 |
624 |
679 |
875 |
890 |
1080 |
1034 |
1) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости: 1995 г. - на конец октября, 2000 - 2016 гг. - на конец ноября; с 2010 г. - в итоги включены данные по Чеченской Республике: среднегодовая численность работников по сведениям организаций и численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в среднем за год.
2) По данным Роструда.