Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Спрос и предложение на региональных рынках труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности1)
11970 |
11980 |
11990 |
11995 |
22000 |
22001 |
22002 |
22010 |
22015 |
2016 |
|
Тысяч человек |
||||||||||
Всего в экономике |
64006 |
73275 |
75325 |
66330 |
64517 |
64980 |
65574 |
65979 |
66407 |
66792 |
в том числе по формамсобственности: |
||||||||||
государственная, муниципальная |
55051 |
66219 |
62198 |
27945 |
24371 |
24228 |
24207 |
23926 |
23582 |
22499 |
частная |
8955 |
7056 |
9384 |
22750 |
29776 |
30986 |
32546 |
33142 |
34414 |
36178 |
собственность общественных и |
... |
... |
630 |
474 |
526 |
523 |
505 |
464 |
|
|
смешанная российская |
... |
... |
3046 |
14736 |
8114 |
7554 |
6275 |
6134 |
5632 |
5202 |
иностранная, совместная |
|
|
67 |
425 |
1730 |
1689 |
2041 |
2313 |
|
|
В процентах к итогу |
||||||||||
Всего в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам |
||||||||||
государственная, муниципальная |
86,0 |
90,4 |
82,6 |
42,2 |
37,8 |
37,3 |
36,9 |
36,3 |
35,5 |
33,7 |
частная |
14,0 |
9,6 |
12,5 |
34,3 |
46,1 |
47,7 |
49,6 |
50,2 |
51,8 |
54,1 |
собственность общественных и |
... |
... |
0,8 |
0,7 |
|
0,8 |
0,8 |
0,7 |
|
|
смешанная российская |
... |
... |
4,0 |
22,2 |
12,6 |
11,6 |
9,6 |
9,3 |
8,5 |
7,8 |
иностранная, совместная |
|
|
|
|
|
2,6 |
3,1 |
3,5 |
|
|
1) Здесь и в табл. 5.6 данные рассчитаны на основе сведений, полученных из различных источников информации (см. методологические пояснения, стр. 167). Начиная с 1995 г. данные сформированы без учета Чеченской Республики. Данные за 1995-2016 гг. пересчитаны с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.
Таблица 4 –
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Тысяч человек |
||||||
Всего в экономике |
64517 |
64980 |
65574 |
65979 |
66407 |
66792 |
из них по видам экономической |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8996 |
8509 |
8229 |
7796 |
7430 |
7381 |
рыболовство, рыбоводство |
138 |
134 |
120 |
116 |
113 |
138 |
добыча полезных ископаемых |
1110 |
1205 |
1163 |
1112 |
1088 |
1051 |
обрабатывающие производства |
12297 |
12202 |
12082 |
11932 |
11787 |
11506 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1886 |
1918 |
1890 |
1890 |
1900 |
1912 |
строительство |
4325 |
4385 |
4458 |
4555 |
4743 |
4916 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8806 |
9524 |
9893 |
10462 |
10843 |
11088 |
гостиницы и рестораны |
948 |
982 |
1076 |
1150 |
1152 |
1163 |
транспорт и связь |
5056 |
5113 |
5115 |
5205 |
5293 |
5369 |
финансовая деятельность |
657 |
686 |
715 |
771 |
835 |
858 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4490 |
4657 |
4913 |
4859 |
4825 |
4879 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
3098 |
3086 |
3140 |
3266 |
3447 |
3458 |
образование |
5979 |
5954 |
6037 |
6092 |
6125 |
6039 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4408 |
4373 |
4397 |
4469 |
4488 |
4548 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2313 |
2242 |
2329 |
2295 |
2330 |
2460 |
В процентах к итогу |
||||||
Всего в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них по видам экономической |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
13,9 |
13,1 |
12,5 |
11,8 |
11,2 |
11,1 |
рыболовство, рыбоводство |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
добыча полезных ископаемых |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
обрабатывающие производства |
19,1 |
18,8 |
18,4 |
18,1 |
17,7 |
17,2 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,9 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
строительство |
6,7 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
7,1 |
7,4 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
13,7 |
14,6 |
15,1 |
15,8 |
16,3 |
16,6 |
гостиницы и рестораны |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
транспорт и связь |
7,8 |
7,9 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
8,0 |
финансовая деятельность |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
7,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
4,8 |
4,7 |
4,8 |
5,0 |
5,2 |
5,2 |
образование |
9,3 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
6,8 |
6,7 |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3,7 |
3,8 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,6 |
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ[Лещинская Г. Молодежный рынок труда. //Экономист, 2005. - №8.].
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Известно, что до сих пор еще существует увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить.
С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы государства в полном, усиливаются диспропорции в экономике, уменьшается собираемость налогов и т.д. На сегодняшний день основной задачей занятости остается никак не безработица, а безрезультатное применение трудоустроенной рабочей силы, в главную очередность пребывающей в принужденном элементарное. Во взаимосвязи с данными существенную доля жителей тревожит опасность утраты деятельность.
В наше время период обстановка в торге работы обретает новейшие особенности.
Во-первых, долгая безработица. Снижение производства, с одной края, и невысокая результативность организации производства и работы с другой, повышают масштабы недоиспользования рабочих.
Во-вторых, появились значительные перебои в воспроизводстве профессионально-искусной текстуры занимающихся. Никак не возместится естественное выбывание работников старших годов согласно большинству профессионально-квалификационным группам. Этим наиболее устанавливается около угрозу формирование основных сфер общенародного хозяйства, в первую очередь в целом машиностроения. В целом масштабы и степень высококлассной подготовки работников многочисленных специальностей никак не соответствует многообещающим требованиям. Перераспределение занятых согласно отраслям (в первую очередь в целом возрастание удельного веса непроизводственной области), в полном необходимое и современное, не только превосходит современные способности общенародного хозяйства, однако и зачастую исполняется нецелесообразно (очень большая часть караульных строений, нехватка учителей и медицинских сотрудников).
В целом главные свойства занятости (её конструкция, динамика и т.д.) в большей мере говорят о сохранении прошлой неудовлетворительной ситуации с применением рабочей силы, нежели о её рыночных преобразованиях[Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. – 136-139 с.].
Глава3. Совершенствование регулирования региональных рынков труда
3.1. Разработка и утверждение федеральных, региональных и муниципальных программ содействия занятости
Управление по труду Ульяновской области (далее – Управление по труду) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственную политику в социально-трудовой сфере на территории области, и подчиняется первому заместителю Председателя Правительства – Министру трудовых ресурсов и социального развития Ульяновской области.
Управление регионального труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Ульяновской области, нормативными правовыми актами Губернатора области и Правительства Ульяновской области, настоящим Положением.
Управление по труду является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный счёт в банке, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. Имущество Управления по труду является государственной собственностью области и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Управление по труду может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Местонахождение Управления по труду: 432011, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, дом №13.
Основными задачами Управления регионального труда являются:
1. Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
2. Оценка основных показателей социального развития и обеспечения социальной безопасности в регионе, включая уровень жизни населения, уровень реальных доходов населения, развитие народонаселения.
3. Разработка и осуществление мер по повышению мотивации труда и экономической активности предприятий и населения.
4. Подготовка предложений и реализация мер по стабилизации и повышению уровня жизни и реальных доходов населения в регионе.
5. Обеспечение системы социального партнёрства на региональном уровне, устанавливающей основы регулирования отношений в сфере труда в Ульяновской области. Организация работы по развитию коллективно-договорного регулирования в трудовых отношениях, заключение, контроль и регистрация соглашений и коллективных договоров.
6. Организация работы по государственному управлению охраной труда, осуществление государственной экспертизы условий труда.
7. Реализация мер по формированию, перераспределению и рациональному использованию трудовых ресурсов, развитию народонаселения и кадрового потенциала.
8. Защита трудовых прав граждан, обеспечение государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам.