Файл: Концепция семьи как совокупности ролей Т. Парсонса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


СОЦИОЛОГИЯ
















Группа

Студент


МОСКВА 2023

Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса.

Толкотт Парсонс (1902-1979) -- американский социолог, весьма влиятельный в XX веке, выдающийся представитель структурного функционализма. Главные произведения -- «Структура социальной деятельности» (1937), «Система современных обществ» (1971). Он считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда, пытавшихся осуществить назревший синтез утилитарного (индивидуалистического) и коллективистского (социалистического) элементов мышления. «Интеллектуальная история последних лет, -- пишет Т. Парсонс, -- делает, мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития». Парсонс продолжил разработку теории социального действия Вебера. Предметом социологии он считает систему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции:

1) социальная подсистема (группа людей) -- функцию интеграции людей;


2) культурная подсистема -- воспроизводства образца поведения, используемого группой людей;

3) личностная подсистема -- целедостижения;

4) поведенческий организм -- функцию адаптации к внешней среде.

Подсистемы системы социального действия различаются функционально, имея одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. д.). Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята производством духовных (культурных) ценностей -- символических значений, которые люди, организованные в социальные подсистемы, реализуют в своем поведении. Культурные (религиозные, моральные, научные и т. д.) смыслы ориентируют человеческую деятельность (придают ей смысл). Например, человек поднимается в атаку, рискуя жизнью, ради зашиты родины. Личностная подсистема реализует свои потребности, интересы, цели в процессе какой-то деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. Личность -- главный исполнитель и регулятор процессов действия (последовательности каких-то операций). Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. Парсонс подчеркивает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, не существующими в действительности. Отсюда известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса.

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды -- природной и общественной. Общество состоит из четырех систем -- органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

-социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество;

-подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения;

-политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей;

-экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром.

Ядром общества, по мнению Парсонса, является социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей, которые нужно интегрировать в единое целое. Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть (горизонтальные отношения) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей: семьи, фирмы, церкви и т. П. Каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных семей, фирм и т. П., которые включают в себя определенное число людей. Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии:



1) примитивную;

2) продвинутую примитивную;

3) промежуточную;

4) современную.

Примитивный тип общества (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью (синкретичностью) его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола.

Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи.

В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности.

Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами:

-дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем;

-базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. П.);

-развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью;

-социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного).

В каждой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы - управляющие и интегративные, которые восстанавливают равновесие (стабилизацию) социальной системы после внешних и внутренних возмущений. Эти социальные процессы (демографические, экономические, политические, духовные) обеспечивают воспроизводство общества и непрерывность его развития. Другие процессы затрагивают систему основных идеалов, ценностей, норм, которыми руководствуются люди в социальном поведении. Их называют процессами структурных изменений. Парсонс, Т.О социальных системах- М., 2002.Они более глубокие и сущностные. Парсонс выделяет четыре механизма эволюции социальных систем и обществ:


-механизм дифференциации, исследованный Спенсером, когда системы социального действия разделяются на более специализированные по своим элементам и функциям (например, производственная и воспитательная функции семьи были переданы предприятиям и школам);

-механизм возрастания адаптивности к внешней среде в результате дифференциации систем социального действия (например, фермерское хозяйство выпускает более разнообразную продукцию, с меньшими затратами труда и в больших количествах);

-механизм интеграции, обеспечивающий включение в общество новых систем социального действия (например, включение в постсоветское общество частной собственности, политических партий и т. П.);

-механизм ценностной генерализации, состоящий в формировании новых идеалов, ценностей, норм поведения и превращение их в массовое явление (например, зачатки культуры конкуренции в постсоветской России). Перечисленные механизмы обществ действуют вместе, поэтому эволюция обществ, например, российского, является результатом одновременного взаимодействия всех этих механизмов.

Парсонс рассматривает эволюцию современных (европейских) обществ и не скрывает этого: «…современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне -- на Западе <…> Следовательно, общество западного христианского мира послужило отправной точкой, из которой «взяло начало» то, что мы называем «системой» современных обществ». (На мой взгляд, наряду с западным типом обществ и системой этих обществ, существуют азиатский тип общества и система азиатских обществ. Последние обладают существенными отличиями от западных.)

Из сказанного можно сделать вывод, что социология Парсонса является в значительной мете субъективистской в том смысле, какой вкладывает в это понятие Хайек. Парсонс, Т.О социальных системах- М., 2002. Эта социология главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности; ведущей формой социальной деятельности считает коллектив истскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов.
Социологический эксперимент: структура, типы, этапы проведения.

Эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями.


Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетич. причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям.

Эксперимент изучается как искусст­венно созданная ситуация, которая в природе либо не встречает­ся вовсе, либо не встречается в чистом виде.

Основная цель экспериментального метода — проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на прак­тику.

Предмет эксперимента — отношения и связи между свойства­ми изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детер­минирующих его социальную деятельность и поведение.

Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролиру­емые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта.

Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в кото­рых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабора­торными. 
Объект эксперимента — социальная группа, коллектив, лич­ность (участники эксперимента).

Зачастую социальный эксперимент рассматривают как особую социальную технологию (способ сознательного регулирования социальных процессов). Поэтому эксперимент требует от исследователя большой осторожности, ответственности и компетентности, то есть знания техники проведения эксперимента. Ошибки в социальном эксперименте не только отразятся на качестве информации, но и могут оказать вред практике социальной жизни людей. Существует тезис: социальный эксперимент проводят не тогда, когда хочется, а когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный. Для того, чтобы эксперимент мог следовать данному тезису, он должен быть спланирован до мельчайших подробностей. Для решения этой трудности разработана техника проведения эксперимента. Вся техника эксперимента состоит из трех этапов.

Первый – подготовительный имеет своей целью выделение факторов, с помощью которых исследователь будет оказывать воздействия на объект (экспериментальную группу). В методологическом отношении эксперимент базируется на концепции социального детерминизма, и в соответствии с этим социолог (экспериментатор) должен выделить детерминирующие и детерминированные факторы . Эти факторы принято называть переменными или категориями экспериментального анализа. В системе переменных выделяется независимая и зависимая переменные.