Файл: Концепция семьи как совокупности ролей Т. Парсонса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Независимая переменная – это такой фактор, который будет оказывать влияние на экспериментируемую группу. Эту переменную зачастую называют экспериментальным фактором. Она характеризуется тремя признаками:

а) независимая переменная определяется не произвольно, а в полном соответствии с программой исследования (гипотезами, которые выносятся на проверку;

б) она должна быть управляема экспериментатором, от него зависит направление и интенсивность действия переменной;

в) направление и интенсивность действия переменной должны поддаваться контролю со стороны экспериментатора, то есть социологическим измерениям.

Наряду с экспериментальным фактором определяется зависимая переменная. Это такие факторы, которые предположительно будут меняться под воздействием независимой переменной. Установление связей, зависимостей между названными переменными и является задачей эксперимента.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Исследования социальной напряженности работников определенной отрасли хозяйствования показали, что, скорее всего, подобное связано с системой оплаты труда в данной отрасли. Исследователь предположил что, изменив систему оплаты труда, можно ожидать снижения социальной напряженности. В качестве независимой переменной выступит "система оплаты труда"; в качестве зависимой переменной – "социальная напряженность".

Кроме определения переменных на подготовительном этапе определяется объект эксперимента, то есть та группа, которая будет подвергаться воздействию. Объект эксперимента выражается в понятии – "экспериментальная группа" – именно на нее непосредственно будет воздействовать независимая переменная. И "контрольная группа" – такая группа, которая не будет подвергаться воздействию факторов, но за ней будет осуществлять наблюдение. Назначение последней – обеспечить "чистоту" (критерий) эксперимента. Под чистотой эксперимента понимается возможность обнаружения действия факторов, не входящих в разряд независимых переменных. Эти факторы называются случайными. Контрольная группа должна быть идентична по основным параметрам, свойствам экспериментальной группе. Техника отбора экспериментальной и контрольной групп называется "процедурой выравнивания" . Сопоставление характеристик этих групп "до и после" эксперимента позволяет оценить влияние экспериментального фактора.

На завершающей стадии данного этапа проектируется инструментарий, разрабатываются технические приемы измерения, причем в эксперименте может быть задействован весь спектр методов и техник социологического исследования (наблюдение, анкетирование, интервью и т.д.).


Второй этап – его называют по-разному: оперативный, или полевой, или экспериментальный. На этом этапе вступает в силу экспериментальная ситуация: начинается эксперимент. Проводится инструктаж участников эксперимента, производится замер переменных, ведется наблюдение за группой, ее характеристиками, осуществляется контроль, ведется регистрация событий (с помощью различных средств, в том числе и технических: видео-аудио аппаратуры).

Третий этап – результирующий. Его основная цель обработать и проанализировать всю полученную информацию, а также сделать выводы. На данном этапе осуществляется: сбор документов, которые регистрировали экспериментальную ситуацию (это бланки наблюдения, интервью и анкеты) и главное протоколы эксперимента (в качестве главного инструментария метода). В протоколе фиксируются все значимые признаки эксперимента: тема, время, характеристики экспериментальной и контрольной групп, описание обстановки эксперимента (физическая среда, позитивное или негативное действие факторов), описание независимой переменной и т.д. Результатом эксперимента являются факты, характеризующие изменения (или стабильность) реакций социальной группы в экспериментально проверяемых условиях. Но этот результат сложен, двойственен: он соединяется в реальный (изменения) и познавательный результаты. Под реальным понимается характер воздействия экспериментального фактора на деятельность, поведение группы, под познавательным – отношение реального результата к поставленным задачам.

Кроме изложенного, на третьем этапе производится: обработка всех материалов, как вручную, так и на машинных носителях; проверяется чистота эксперимента; анализируются полученные факты; обобщаются выводы, сопоставляются полученные выводы с аналогичными в других экспериментах; оценивается эффективность эксперимента и выявляются ошибки.

Практика проведения социальных экспериментов накопила немалый опыт ошибок, допускаемых в данном методе; назовем основные из них:

1. эксперимент проводится для получения информации о социальном объекте, которую можно получить другим более простым способом (методом);

2. за эксперимент выдается включенное или стандартизованное наблюдение;

3. допущены неточности при формулировке гипотез (используются неоперационализируемые понятия и т.п.);

4. неправильно построена система переменных: независимая переменная выбрана произвольно, без учета гипотез и т.д.; или данная переменная не поддается управлению, контролю со стороны исследователя;



5. контрольная группа не адекватна экспериментальной;

6. четко не определена экспериментальная ситуация, нарушаются условия эксперимента;

7. разработанный инструментарий фиксирует отдельные данные (например, только мнения испытуемых посредством анкеты), но не обеспечивает чистоты эксперимента;

8. выводы подстраиваются под имеющиеся гипотезы;

9. эксперимент проводится над людьми, которые резко не желают этого; отсюда – итогом эксперимента является не решение проблемы, а ее усугубление.

Завершая разговор об эксперименте, остается назвать достоинства и ограничения данного метода, связанные с его особенностями.
Таблица. Достоинства и недостатки социального эксперимента

Особенности эксперимента

Достоинства

(преимущества)

Ограничения

(недостатки)

а) Зависимость от действия экспериментального фактора

Есть возможность установить причинную связь между отдельными фактами и дать не только описание, но и объяснение

Экспериментальный фактор может нарушить естественные связи как внутри, так и вне объекта, а также вывести его из нормального состояния

б) Зависимость от установок экспериментатора

Полученная информация сориентирована на задачи исследователя, носит конкретный характер

Субъективизм восприятия, неверные методологические установки могут привести к искажению сущности происходящего, а также несущественные факторы могут быть истолкованы как причины

в) Экспериментальная ситуация находится под контролем

Возможность воспроизвести эксперимент и перенести в практику

Искусственный характер ситуации снижает возможность для обобщенных выводов

г) Зависимость не только от экспериментального, но и других факторов, в том числе и от реакций участников

Участники могут оказать помощь в выявлении возникающих изменений в эксперименте

Может возникнуть эффект "исключительности", то есть участники будут вести себя не традиционным способом, а особенным, нехарактерным для данной ситуации



Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов.

Недостатки экспериментального метода: экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов
Первичная и вторичная социализация.

Социализация — усвоение социального опыта и обучение индивида социальным ролям и образцам поведения, без чего он не может стать полноценным членом своего общества или социальной группы, а также формирование его личной идентичности и образа Я.

Социализация личность и ее агенты




Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.


Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап — ресоциализацият.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира:

  • постоянное общение с одними и теми же людьми;

  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;

  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Уровни и агенты социализации


Социализация как процесс самоидентификации продолжается практически в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).