Файл: Методы экономического и административного регулирования природопользования.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экология»
на тему «Методы экономического и административного регулирования природопользования»
План
Введение
1. Понятие, методы управления природопользования
2. Экологическая политика и правовые основы природопользования
3. Административное регулирование в сфере природопользования
4. Информационное обеспечение природопользования
Заключение
Список литературы
Введение
В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.
С 1988 г. заметно усилилась работа по формированию экономического механизма природопользования. Этому способствовало создание специальных служб — комитетов по охране природы на федеральном, республиканском, краевом, областном, городском и районном уровнях. В союзном и российском комитетах по охране природы начали разрабатываться нормативно-методические документы по введению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нормативы платы включали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба, возникающего при загрязнении ОС.
1. Понятие, методы управления природопользования
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
, охране окружающей среды, а также обеспечение законности в эколого – экономических отношениях.
Центральный орган управления природопользованием – министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Методы:
Законодательные – регламентирующие природоохранную деятельность и природопользования с помощью законодательных актов.
Административные – методы государственного принуждения: лицензирование. нормирование, государственный аудит.
Экономические – методы, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий.
Информационные методы основаны на проведении постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды. Кадастровый учет природных ресурсов, обеспечивающий открытый доступ общества к информации экологического характера.
2. Экологическая политика и правовые основы природопользования среды
Первый закон об охране ОС (эдикт) был написан в 1273 году в Лондоне Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде (ОПР).
В 1992 году Реймерс предложил 4 уровня политики:
Международно – глобальная, заключается в проведении акции с учетом экологических ограничений в социально – экономическом развитие, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения;
Региональная эко-политика, охватывает интересы одного региона и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран по контролю за трансграничным переносом загрязнений по воде, воздуху, а также установление региональных квот за изъятие природных ресурсов.
Национальная эко-политика, предполагает принятие и реализацию социально – экономических решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий.
Локальная эко-политика, - аналог государства в границах малых территориальных образований
В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экологической политики в РФ следует назвать правовой, административный, информационный экономический.
Экологическое право- это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Оно является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ города.
Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.
Экологическое законодательство | |
Общая часть | Особенная часть |
Закон РФ "Об охране ОС" (2002) | Земельный кодекс(2001) |
Закон "Об экологической экспертизе"(1995) | Лесной кодекс(1997) |
Закон "Об особо охраняемых природных территориях"(1995) | Водный кодекс(1995) |
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.(1999) | Закон «О недрах» (1992) |
Источниками экологического права, образующие экологическое законодательство, являются:
Конституция РФ;
законодательные акты;
акты Президента;
акты Правительства;
нормативные акты министерств и ведомств;
законы и нормативные акты субъектов;
нормативные договора;
нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ.
В настоящее время законом предусмотрены специальные виды ответственности за экологические правонарушения:
дисциплинарная ответственность за экологические проступки, связанные с трудовой деятельностью должностных лиц (невыполнению утвержденных мероприятий по ООС и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюдению экологических нормативов)- в виде лишения премий, понижения в должности, увольнения;
материальная ответственность работников, виновных в причинении экологического вреда;
административная ответственность за экологические правонарушения применяется в отношении отдельных лиц и предприятий в случаях бесхозяйственного использования природных объектов, загрязнения природной среды и т.д.- предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приостановка деятельности предприятий;
уголовная ответственность за экологические преступления: нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами
, загрязнение вод, земли, уничтожение лесов - в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свобод.
3. Административное регулирование в сфере природопользования
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ). Стандарт (норма)- нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, введенный в действие в 1977г. В настоящее время все большее значение имеют стандарты, связанные с управлением качеством ОС.
Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий на ОС. Нормативы качества ОПС подразделяются на:
НОРМАТИВЫ | ||
санитарно-гигиенические | экологические | вспомогательные |
ПДК химических веществ ПДУ физических воздействий ПДУ биологических воздействий ПДУ радиации ПДК химических веществ в продуктах нормативы санитарно-защитных зон | нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) нормативы шума и вибрации нормативы биологических загрязнений нормативы радиации нормативы использования химических веществ в хозяйстве строительные, градостроительные правила экологические требования к продуктам ПД нагрузки на ОПС | нормативные терминологии организационные нормативы правовые нормативы |
Административное регулирование охватывает ряд методов управления, среди которых следует выделить систему экологических стандартов, которые предусматривают установление единых и обязательных норм и требований.
Система экологических стандартов
Стандарт качества ОС опирается на гигиенические нормы и использует понятия ПДК, ПДД содержания вредных веществ;
Стандарт воздействия на ОС определяется на основе ПДК и устанавливает ПДВ и ПДС;
Технологические стандарты устанавливают требования к технологиям, процессам, аппаратам, оборудованию;
Стандарты качества готовой продукции ;
Прямые запреты или ограничения представляют меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они не регламентируются нормами и стандартами;
Экологические сертификаты – это документ на право осуществления экологически безопасной деятельности.
Разрешение и лицензии – могут носить разовый или многократный характер.
4. Информационное обеспечение природопользования
Информационное обеспечение управлением– это совокупность информации главным образом о природных ресурсах, условиях и деятельности природопользователей.
Кадастр природных ресурсов – это свод экономических, организационных, технических и экологических показателей, которые характеризуют количество и качество ПР, а так же состав и категории природопользователей.
Типы кадастров природных ресурсов
Экологические оболочки | Виды ресурсов | Виды кадастров |
Биосфера | Растительный и животный мир | Лесной, Охотничье-промысловый, Рекреационный |
Атмосфера | Климатический (климатические условия, например, континентальные, морские и др.) | Климатические: агроклиматические, биоклиматические |
Гидросфера | Водный | Водный |
Литосфера | Земельный, Полезные ископаемые | Земельный, Полезные ископаемые |
Информацию о природных условиях обеспечивает система наблюдения за окружающей природной средой (ОПС). т.е. мониторинг ОПС.
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния ОС под действием природных и антропогенных факторов.
По территориальному охвату различают:
- локальный (биологический, санитарно-гигиенический)
- региональный (геосистемный, природно-хозяйственный.)
- глобальный (биосферный)
Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для здоровья человека и экосистем:
- в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды и др.
-в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксиды серы, тяж металлы, радионуклиды
- в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, азот, фосфор.
На региональном уровне наблюдение ведут за состоянием крупных природно-территориальных комплексов (бассейны рек, лесные экосистемы, агроэкосистем)