Файл: Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции анны фрейд.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я.Л. Обухов
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
И ПРОБЛЕМА АНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
В КОНЦЕПЦИИ АННЫ ФРЕЙД
Москва 1997
Обухов Яков Леонидович - психолог, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), член Русского Психоаналитического Общества и Европейской Ассоциации Психотерапии, автор книги: «Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков» и более 30 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях. Перевел на русский язык книгу Анны Фрейд «Норма и патология в детстве».
Анна Фрейд
Анна Фрейд (3.12.1895, Вена - 8.11.1982, Лондон) - основоположница детского психоанализа, дочь и последовательница Зигмунда Фрейда, почетный доктор многих университетов Европы и Америки, секретарь (1926), генеральный секретарь (1944) и почетный президент (1973) Международного психоаналитического общества, секретарь Венского психоаналитического общества (1931). Получила педагогическое образование, в 1915- 1920 гг. работала учительницей, изучала психоанализ у своего отца. В 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. С 1924 г. работала в Венском психоаналитическом институте (впоследствии вплоть до 1938 г. - его директор), выступала с лекциями для педагогов и воспитательниц детских садов. В работах "Введение в технику детского психоанализа" (1927, русск, пер. Одесса, 1927, переизд. М., 1991), "Введение в психоанализ для педагогов" (1930) подводит первые итоги практической психоаналитической работы с детьми, исследует взаимоотношения между детским и взрослым анализом, рассматривает специфическую технику детского анализа (отказ от свободных ассоциаций, анализ сопротивления, специфическая роль переноса в детском анализе, игра как диагностический материал), а также выступает против упрощенного понимания психоанализа Мелани Клайн, которая однозначно переводила детские игры на язык прегенитальной сексуальности. В 1936 г. выходит основной теоретический труд "Психология "Я" и защитные механизмы" (русск, пер. М- "Педагогика-Пресс", 1993), в котором А. Фрейд выступает против мнения, что психоанализ занимается исключительно бессознательным ("ОНО" в терминологии А. Фрейд). Объектом анализа становится развитие "Я" как центра сознания. В отдельности анализируются механизмы защиты "Я" (вытеснение, реактивные образования, проекции и перенесения, сублимация, идентификация с нападающим, отрицание и отречение, расщепление "Я", регрессии, фиксации и др.). В 1937 г. А. Фрейд возглавила основанные на пожертвования Эдит Джексон детские ясли "Jacson Nurseries". После захвата Австрии фашистской Германией (1938) эмигрировала с родителями в Великобританию. В 1940- 1945 гг. работала в созданных ею военных детских яслях в Хэмпстеде (близ Лондона) "Hampsted War Nurseries", приютивших более 80 детей в возрасте от нескольких недель до шести лет и старше. На богатом экспериментальном материале А. Фрейд изучала влияние разлучения ребенка с матерью, реакцию детей на совместную жизнь, когда отношения со старшими товарищами заменяют отношения с родителями, Эдипов комплекс при отсутствии эдипальных объектов, особенно отца. После войны она обращается к психоаналитическому изучению жертв концентрационных лагерей. В 1947 г. А. Фрейд открывает в Хэмпстеде курсы для детских психоаналитиков, ставшие важнейшим европейским психоаналитическим центром. С 1952 г. она - директор Клиники детской терапии в Хэмпстеде. В 1965 г. выходит итоговая книга "Норма и патология в детстве", в которой А. Фрейд обобщает результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований детского развития.
Являясь продолжателем идей отца, А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы с "Я" в качестве ее центра. В изучении о психических структурах личности она прослеживает становление "ОНО", "Я" и "СВЕРХ-Я" ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. Выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между всеми линиями развития позволяет проводить диагностику и давать рекомендации при решении практических вопросов.
Возникающие в раннем детстве агрессивные действия ребенка (кусание, щипание, плевание, толкание, удары, приступы ярости, взрывы гнева и бешенства, а также самоистязания, например, удары "головой об стену"), неожиданные проявления внезапного упрямства и навязчивости привлекали внимание многих исследователей детского развития. Концепция Анны Фрейд - один из возможных подходов в решении этой проблемы. На богатейшем клиническом материале она конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, о психологическом "Я" ребенка.
Следуя предложенному 3. Фрейдом разделению личности на ее составные части - "Я", "ОНО", и "СВЕРХ-Я", А. Фрейд прослеживает развитие этих составляющих личности в детстве.
Развитие "ОНО", или инстинктивной, врожденной и бессознательной психической составляющей, разделяется ею на сексуальное развитие энергии либидо и на развитие агрессивности. Развитие сексуального инстинкта, по А. Фрейд, определяется последовательностью так называемых либидонозных фаз - оральная стадия, соответствующая грудному вскармливанию; анально-садистическая стадия, соответствующая приучению к опрятности; фаллическая стадия, соответствующая появлению Эдипова и кастрационного комплексов; латентная стадия, соответствующая изживанию предшествующих комплексов и переносу энергии либидо на внешние несексуальные цели; предпубертатная стадия, когда вновь всплывает оральная, анальная и фаллическая сексуальность; пубертатная стадия постепенного сексуального заполнения генитальных зон и сексуальных объектов противоположного пола вне семьи; генитальная стадия как завершение этого процесса и переход к половой зрелости.
А. Фрейд считает, что агрессивность взаимосвязана с сексуальностью. Поэтому проявления агрессивного инстинкта последовательно подчинены либидному развитию: кусание, плевание, желание все "присвоить" себе как оральная агрессивность (поэтому эту стадию называют иногда каннибалическая); мучение, разрушение, жестокость как проявления так называемого анального садизма; властолюбие, хвастовство, зазнайство, утрирование мужского агрессивного поведения на фаллической стадии; на латентной стадии агрессивность также отступает на задний план; с наступлением предпубертатной и пубертатной стадий вновь появляются диссоциальные начала (такие как нарушения общественных норм и правил).
Однако А. Фрейд не удовлетворяется этим односторонним по своей сути способом рассмотрения. Для нее недостаточно отдельно анализировать развитие "Я" и "ОНО". В дополнение к исходному психоаналитическому подходу А. Фрейд выделяет особые линии развития разных сторон поведения ребенка, при помощи которых она пытается дать целостную картину развития личности. Такие линии она строит для самых разных областей психической жизни. Это и кормление и питание, где сменяется ряд стадий, начиная со стадии грудного вскармливания и до разумных привычек питания взрослого; это и линия отношения к объекту - от инфантильной зависимости ребенка до половой жизни взрослого; это и линия развития от развлечения на собственном теле к переходному объекту, к игрушке, которая далее ведет к появлению начал работоспособности и т. п.
Одна из основных линий развития - воспитание опрятности, состоящее из четырех ступеней. Первая ступень соответствует периоду полной непроизвольности опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Длительность этой ступени зависит от внешних для ребенка причин - от обычаев, привычек и предписаний, которые влияют на действия матери. В некоторых странах и социальных слоях воспитания опрятности начинается через несколько дней после рождения (удерживание младенца по типу выработки условного рефлекса). В других культурах такое воспитание откладывается до второго или третьего года жизни, когда ребенок начинает овладевать своим Я.
Вторая ступень в противоположность первой зависит от внутренних процессов созревания. С переходом от оральной стадии к анальной увеличивается "либидное заполнение" тела. Содержимое желудка в это время высоко ценится ребенком и "отдается" только "ради матери" - в качестве подарка для нее. В то же время опорожнение желудка служит средством выражения досады и разочарования по отношению к матери. Ребенок сопротивляется против любого вмешательства в ставшие для него такими важными процессы дефекации и мочеиспускания. Для анально-садистической стадии характерны нормальная эмоциональная амбивалентность при заполнении посредством либидо и агрессивности собственных частей тела и продуктов выделения, а также двойственная эмоциональная установка к матери, выражающаяся в смене любви и ненависти.
В это время ребенок проявляет любопытство к своему телу, радуется игре с водой, песком и пластилином, испытывает удовольствие от переполнения и опорожнения сосудов. Этому сопутствуют агрессивные явления - желание овладения, заполнения, разрушения и т. п.
Развитие личности ребенка зависит от позиции матери или няни. Если им удается выполнять важную роль посредника между стремлением к грязи у ребенка и требованиями чистоты со стороны взрослых, а также постепенно и снисходительно способствовать развитию у ребенка овладения его собственными сжимающими мышцами (сфинктером), то это благоприятно скажется на воспитании опрятности. Если же у некоторых матерей собственные вытеснения анальных стремлений и появившиеся в результате этого реактивные образования, отвращение, опрятность и аккуратность делают такое поведение невозможным, то воспитание опрятности сталкивается с неожиданными трудностями. Мать со всей строгостью настаивает на своих требованиях опорожнения в определенное время и в определенном месте, а ребенок со своей стороны защищает также упорно и бескомпромиссно свое право на самоопределение в вопросах временил места дефекации и мочеиспускания. Эта борьба приводит к отрицательным последствиям для отношений между матерью и ребенком и для характера ребенка. И как результат появляются такие нежелательные черты, как упрямство, закостенелость реактивных образований, невязчиво-невротические склонности.
На третьей ступени ребенок перенимает отношение взрослых к опрятности, идентифицирует себя с ней и делает ее своей собственной. Овладение процессами опорожнения становится, таким образом, простейшим "СВЕРХ-Я". По механизму реактивного образования появляется отвращение возвращения вытесненного. С регулярностью опорожнения желудка "Я" приобретает такие свойства, как пунктуальность, добросовестность, надежность. Высокая оценка собственного тела и его выделений сдвигается на другие области и интересы, такие, например, как собирание и накопление. Там, где эти преобразования проходят постепенно и без шоковых переживаний, они становятся источником значительного самообладания, которое придает характеру желательную твердость.
С другой стороны, контроль над анальными процессами на третьей ступени зависит также от качества и стабильности отношений с объектами внешнего мира. Например, у себя дома ребенок уже может использовать горшок или уборную, но при разочаровании матерью, разделении с ней вновь могут возникнуть неожиданные случаи несвоевременной дефекации и мочеиспускания или агрессивное использование процесса опорожнения.
Лишь на четвертой ступени овладение сфинктерами достигает своей окончательной формы и надежности. После изживания Эдипова комплекса рассматриваемые установки становятся независимыми от объективного мира и отношения к нему. Они достигают уровня нейтрализованных, автономных содержаний "Я" и "СВЕРХ-Я".
Как мы видим, к явлению детской агрессивности А. Фрейд подходит с традиционных для классического психоанализа позиций. Агрессивность, с ее точки зрения, - это врожденный инстинкт, неразрывно связанный с сексуальностью. Агрессивность и либидо могут смешиваться и переходить друг в друга. А. Фрейд считает агрессивность нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого ребенка. Иногда агрессивность внешне может не проявляться, но вытесненная в бессознательное она косвенным образом влияет на поведение ребенка. Там, где родители считают свою маленькую девочку "славной, нежной, послушной и скромной", аналитику не хватает соответствующих детству побуждений агрессии, жадности, упрямства. В тех случаях, когда родители убеждены, что ребенок любит всех младших братьев и сестер, аналитик ищет вытесненные зависть и ревность, которые должны в норме существовать. Агрессивные желания могут переходить в свою противоположность, превращаясь в реактивные образования. Например, если маленький мальчик впадает в состояние страха "всякий раз, когда родители вечером или в плохую погоду уходят из дома", за этим может скрываться вытесненное желание их смерти. То же самое справедливо для ребенка, который прислушивается к дыханию спящего брата или сестры, чтобы убедиться, "что он живой". Жалость может быть результатом длительного действия защитного механизма, направленного против жесткости.
А. Фрейд описывает различные формы детской агрессивности. Так, для самых маленьких детей характерны каннибалические желания, стремления все засунуть в рот, присвоить себе. С началом прорезания зубов ребенок начинает кусаться. В этом возрасте это означает не больше, чем моторно-аффективный процесс "отвода" инстинктивных возбуждений, для которых нет никакого другого выхода. Подобные проявления агрессивности исчезают сами собой, как только "Я" ребенка достаточно созреет, чтобы открыть для инстинктивных процессов другие возможности отвода. Особое значение здесь принадлежит речи. Что же касается ранних каннибалических фантазий, то они исчезают еще раньше, чем "Я" приведет в движение свои защитные усилия, становясь жертвой первичного вытеснения.
Агрессивные действия младенца могут быть направлены и на него самого. Ребенок царапает и кусает сам себя. Обычно в первый месяц жизни происходит "поворот" агрессивности изнутри вовне. Этот шаг в развитии связан, с одной стороны, с выработкой защиты против боли, с другой - с "заполнением" тела ребенка нарциссическим либидо матери. Ребенок начинает ценить и беречь свое тело настолько, насколько его любит мать.