Файл: Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1007
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?
2.1.Чтотакоесимволдрамаивчемеепреимущество?
2.3.7.3. Следование вдоль ручья
2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом
2.3.7.6. Наблюдение опушки леса
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии
3.2.1. Предварительные условия
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность
3.2.6. Голос и интонации психотерапевта
3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение
4.1. Показания и противопоказания
4.1.1. Показания для применения символдрамы
Я.Л.ОБУХОВ
СИМВОЛДРАМА
Кататимно-имагинативная
психотерапия детей и подростков
ИЗДАТЕЛЬСТВО
“ЭЙДОС”
МОСКВА
1997
Оглавление
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков? 3
2.1.Чтотакоесимволдрама ивчемеепреимущество? 3
2.2.Описаниеметода 5
2.3.Стандартныемотивы 6
2.3.1. Мотив “цветок” 7
2.3.2. Мотив “дерево” 8
2.3.3. Мотив “три дерева” 9
2.3.4. Мотив “семья животных” 9
2.3.5. Мотив получения во владение надела земли 10
2.3.6. Мотив представления себя на 10 лет старше 11
2.3.7.Основныемотивысимволдрамы длядетейиподростков 11
2.3.7.1. Луг 11
2.3.7.2. Подъем в гору 12
2.3.7.3. Следование вдоль ручья 15
2.3.7.4. Обследование дома 18
2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом 21
2.3.7.6. Наблюдение опушки леса 22
2.3.7.7. Лодка 24
2.3.7.8. Пещера 24
3.1. Первыйконтактсребенком 26
3.1.1. Что делать, когда ребенок приходит на прием к психотерапевту? 26
3.1.2. Сбор анамнеза 26
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии 27
3.2.1. Предварительные условия 27
3.2.2. Сидя или лежа? 27
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта? 27
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза? 28
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность 28
3.2.6. Голос и интонации психотерапевта 28
3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение 29
3.3.Работасрисунком 29
3.3.1. Символика цвета 31
3.3.2. Символика чисел 34
4.1. Показанияипротивопоказания 36
4.1.1. Показания для применения символдрамы 36
4.1.2. Противопоказания для применения символдрамы 36
4.1.3. Возраст 37
4.2.Эффективностьметода 38
Вместо заключения 40
Луг зеленый 40
Метод символдрамы на “русской почве” 40
1.1. Зачем детям и подросткам нужна психотерапия?
И правда, зачем? Так думают большинство родителей и даже многие специалисты - учителя, школьные психологи, врачи.
Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни, может помочь решитьспециалист-психотерапевт. Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотно-шениях со сверстниками, и многое, многое другое.
Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей. Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосома-тические расстройства. В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.
Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими рас-стройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок...
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?
Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются прежде всего на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.
Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.
В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.
Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая “броня характера” [6, с. 30], за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и “мимозовая“ чувствительность.
В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
2.1.Чтотакоесимволдрама
ивчемеепреимущество?
Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафорыможно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как “психоанализ при помощи образов”.
Название метода* происходит от греческих слов “ката” -“соответствующий”, “зависящий” и “тимос” - одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как “эмоционально‑обусловленное переживание образов”.
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуаль-ная основа метода - глубинно-психологические психоана-литически ориентированные теории, анализ бессознатель-ных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе (см. Таблицу I), символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции
классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология “Я”Х. Хартманнаи“Self-Psychology”Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, Й. Лихтенберга).
Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения [5, 11].
С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.
Таблица I:
Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию (составлено Х. Лёйнером,
7-ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 - 21 мая 1995 г.)
автор | год | концепция, спектр применения | ||||||
и название метода | создан. | психо-динамич. терапия | поведен- ческая терапия | гипн. состояние | наличие концепции | регуляр. примен. | фрагм. попутн. примен. | |
1. | Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод | 1894 | х | | | | х | |
2. | К.Г. Юнг Активное воображение A.N. Ammann | 1916 1979 | х х | | | | | х х |
3. | Й.Х. Шульц Высшая ступень аутогенного тренинга (АТ) | 1932 | | | х | х | | |
3а. | Роза Высшая ступень АТ | 1975 | х | | | | х | |
4. | Р. Дезуаль Le rěve éveillé dirigé L. Rigo | 1945 1977 | ? ? | | | х х | х х | |
5. | Х. Лёйнер Кататимное переживание образов Техника сновидений наяву | 1948 1953 | х | | | х | х | |