Файл: Контрольная работа по дисциплине документационное обеспечение управления Вариант 1 Выполнил Д. Р. Мухаббатов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра документоведения, истории, права и русского языка

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Вариант 1

Выполнил Д.Р. Мухаббатов

студент группы ЗЭУ-107


Проверил

доцент кафедры ДПР




Е. П. Пирогова

Понятия «информация» и «документ»

Основу деятельности любого предприятия или организации со­ставляет работа с информацией - ее получение, обработка, приня­тие каких-либо решений и их исполнения.

Информация - это све­дения о лицах, фактах, событиях и явлениях, вне зависимости от формы ее представления.

Информация имеет большое значение, так как на ее основе при­нимаются решения, зависящие от полноты информации, ее досто­верности и своевременности предоставления.

Документ - это матери­альный носитель данных с записанной на нем информацией, пред­назначенный для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать изображения, тексты, звуки и другую информацию.

Документирование - процесс записи информации на различных носителях по установленным правилам. Документы обеспечивают закрепление, сбор и обработку информации, передачу и использо­вание информации, а также ее хранение.

С древности и до XIX века понятие «документ» употреблялось в значении «письменное свидетельство» и в основном использовалось в юриспруденции и дипломатики. Однако это понятие более широ­кое. И с начала XX века бельгийский ученый Поль Отле в Междуна­родном институте документации уже использовал понятие «документ» как термин, объединяющий всю зафиксированную на различных носителях информацию. Он относил сюда рукописи, печатные из­дания, гравюры, схемы, кино- и фотодокументы, диски, карты, записи голоса, ноты, медали, открытки и т.д., и даже скульптуру, живопись и архитектуру. То есть любой источник информации, во­площенный в материальной форме.


Позже, в 1950-1990-е гг. слово «документ» трактуется в не­скольких смыслах, как в узком, так и в широком. Таким образом, при употреблении термина «документ» необходимо уточнять, какое именно значение вкладывается в него в данном конкретном случае.

Документированная информация обладает большинством тех же свойств, что и информация вообще. Эти свойства также можно разделить на внешние и внутренние, а среди внешних свойств выделить три группы в зависимости от объекта взаимодействия: источника информации, её приёмника и объекта или явления, которое она отражает.

Однако, наряду с общими свойствами, документированная информация обладает и рядом специфических свойств, отличающих её от всех других видов и разновидностей информации. К их числу следует отнести, прежде всего, фиксированный характер документированной информации, вытекающий уже из самого понятия документа.

Обобщённой характеристикой, которая свидетельствует о степени полезности информации для потребителя, является её качество. Важнейшими показателями качества и одновременно свойствами документированной информации выступают: релевантность, полнота, полезность, своевременность, достоверность, новизна, доступность, защищённость, ценность, эргономичность.

Функции документа

Документы могут выполнять следующие функции, которые условно можно разделить на три блока:

1) информационные функции (собственно информационная, социальная, политическая и коммуникативная);

а. Информационная функция обусловлена тем, что в документе происходит материализация информации и она присуща всем без исключения документам, независимо от способа их изготовления и носителя информации, так как необходимость фиксировать информацию - причина появления любого документа.

б. Важнейшей информацией, которую содержит документ, является социальная, т.е. информация о процессах, происходящих в обществе. Это позволяет выделить социальную функцию документа в качестве его самостоятельной функции.

в. Политическая функция документа тесно связана с социальной функцией. Документы, фиксируя и сохраняя информацию о политическом процессе, т.е. о внутренней и внешней политике государства, о деятельности политических партий, оппозиции, лидерах, выполняют свою политическую функцию.

г. Коммуникативная функция документа состоит в том, что ее основная задача -передача информации во времени и пространстве.



2) функции, обеспечивающие процесс управления (управленческая, правовая, учетная);

а. В управленческой функции документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации, для обеспечения процесса принятия решения.

В правовой функции документ выступает как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения, предприятия, организации. Правовая функция документа выражается в фиксации, закреплении и применении правовых норм и правоотношений.

б. Учетная функция документа характеризует, прежде всего, количественную сторону содержащейся в документе информации.

3) функции, носящие культурно-исторический характер (культурная, функция исторического источника)

а. Культурная функция документа проявляется в том случае, когда документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции, культурного наследия.

б. Документ также выполняет функцию исторического источника. Эта функция документа изучается такими науками, как источниковедение и дипломатика, исследующими документ через анализ его формы и содержания, происхождения, авторства, языка, материала, на котором документ изготовлен.

Понятие «документ» теснейшим образом связано с понятием «информация», т.к. документ является её основным носителем. Слово «информация» происходит от латинского informatio и означает первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С сер.20х гг. информация – это уже общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и машиной, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетке к клетке. В естественных и технических науках информация имеет иное, специфическое определение, которое легло в основу современной кибернетики. Обмен информацией – необходимое условие жизни человеческого общества.

Информация как основа принятия управленческих решений.

Управленческая информация классифицируется по следующим признакам:

- стабильности (постоянная, переменная);


- порядку возникновения (первичная, вторичная или производная);

- назначению (плановая, отчетная, справочно-информационная и др.);

- направлению движения (входящая, исходящая);

- форме представления (текстовая, цифровая, графическая и т. д.);

- видам и источникам образования (директивная, административная, правовая, экономическая, научно-техническая и т. д.).

Различные виды информации, формы и методы работы с информацией, организация ее получения, хранения и обработки образуют информационные системы. Информационные системы могут различаться уровнем механизации и автоматизации работы с информацией. Этот критерий может быть положен в основу разделения информационных систем, используемых в процессе управления. Различают следующие информационные системы:

информационно-справочная. В ней сбор информации о ходе процесса производства осуществляется с помощью простейших средств, ее обработкой занимается человек;

информационно-советующая. Здесь наряду с информацией о ходе производства готовятся определенные рекомендации, которые оцениваются человеком. Он же принимает окончательное решение;

информационно-управляющая. Весь поток информации собирается и обрабатывается с помощью компьютерной техники. Человек контролирует принятие наиболее важных решений;

самонастраивающаяся. Здесь имеет место программное выполнение всей работы с информацией. Запрограммированы функции управления и предусмотрена возможность саморегулирования. Человек лишь периодически контролирует поведение всей системы.

Качество принимаемого управленческого решения зависит как от самой информации, так и от организации информационного обеспечения.

Процесс информационного обеспечения управленческого решения включает шесть этапов.

1. Сбор и подготовка информации. Выполняется вручную или машинным способом с использованием различных носителей информации.

2. Регистрация информации. Это составление документов, в которых информация определенным образом формализуется.

3. Передача информации. Обычно осуществляется с территориально разнесенных точек объекта управления.

4. Обработка информации. Выполняется с помощью специальных технических средств и вычислительной техники.


5. Хранение информации. Здесь предполагается также систематизация информации, в результате чего создается база данных.

6. Воспроизведение информации. Это осуществляется в виде распечатки документа или на экране компьютера.

Информация, используемая для принятия управленческих решений, должна удовлетворять ряду требований:

- оптимальный объем;

- своевременность;

- достоверность.

Понятие документа, значение документов в управлении.

Документирование управленческой деятельности заключается в фиксации различными способами (по установленным требованиям) соответствующей информации, т.е. в создании документов.

Документы имеют большое значение в управленческом процессе, т.к. они:

Отражают деятельность организации;

На их основе принимаются управленческие решения;

Являются главным аргументом в спорных ситуациях;

Являются гарантом прав на недвижимость, собственность.

Формы управления в организации тесно связаны с видами документов, например:

- учет – с написанием различных отчетов;

- планирование – с составлением планов;

- инструктирование – с разработкой методик, инструкций;

- руководство – с изданием приказов, распоряжений.

Слово «документ» в переводе с латинского «dokumentum» означает «поучительный пример», «способ доказательства».

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определенное понятие «документ»:

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в ГОСТе Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

Понятие «документ» многозначно и зависит от того, в какой сфере деятельности он используется.

Документ представляет собой результат отображения информации о лицах, предметах, фактах, событиях; явлениях и процессах.

Документ может быть:

носителем информации (в сфере информационных технологий);

средством фиксации и передачи управленческих решений (в управлении);

способом доказательства чего–либо (в юридической сфере);

источником фактов (в науке).

Комплекс документов определяется:

кругом вопросов, решаемых предприятием в процессе деятельности;

порядком разрешения вопросов (на основе коллегиальности или единоначалия;

)объемом и характером внешних связей предприятия.