Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В завершении отметим, что на наш взгляд, сегодня в России институт банкротства стал проблемой сам по себе. Причина в том, что, к сожалению, банкротство из средства защиты прав кредиторов, из средства спасения терпящего крах бизнеса превратилось в нечто вроде оружия массового поражения в жесткой конкурентной борьбе. В зарубежных странах в настоящее время существуют различные модели правового регулирования процедуры банкротства, некоторые из них больше отвечают интересам кредиторов, а некоторые - интересам должников.
Характеризуя сегодняшнее положение в РФ, следует отметить большое количество нарушений гражданами законодательства о банкротстве, увеличение числа гражданами-предпринимателями преднамеренных и фиктивных банкротств, что в целом негативно влияет на экономику страны, тормозит предпринимательскую активность.
2.3 Банкротство индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства
Правила о банкротстве граждан применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и банкротством крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом особенностей, предусмотренных 2 и 3 гл. Х Закона о банкротстве.
Поскольку нормы 2 гл. Х рассматриваемого закона не предусматривают иного, при банкротстве индивидуальных предпринимателей действует тот же порядок конкурсного процесса, что и при банкротстве граждан. Это и выбор процедур банкротства, и специальные условия недействительности сделок должника, и особенности правового положения арбитражного управляющего, и исполнение решения арбитражного суда о признании должника банкротом судебным приставом-исполнителем и прочее.
Льготный режим налогообложения граждан-предпринимателей создал предпосылки для активизации и расширения масштабов их участия во всех сферах деятельности - от оказания услуг до промышленного производства. Являясь субъектами предпринимательской деятельности, граждане-предприниматели выступают в общественных отношениях в разном качестве: и как участники гражданского оборота, и в роли налогоплательщика, и работодателя и т.д. Уровень развития хозяйственных связей у индивидуальных предпринимателей достаточно высок. Поэтому признание индивидуального предпринимателя банкротом имеет значительные экономические и социальные последствия.
В основу банкротства гражданина-предпринимателя положен критерий неплатежеспособности, то есть критерий, применяемый в отношении юридических лиц. Следовательно, вполне логично говорить о восстановлении платежеспособности индивидуального предпринимателя.
Достаточно урегулированным является банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. Правое регулирование включает специальные нормы, необходимые для проведения процедур банкротства. Закон предусматривает особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством, исходя из специфики сельскохозяйственного производства.
Также представляется правильным в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя использовать институт по отказу от исполнения сделок должника и о недействительности сделок по правилам ст. 102 и 103 – утратила силу, используя при этом и специальные положения, предусмотренные [ст. 206 – утратила силу] Закона о банкротстве.
Такой подход к банкротству индивидуального предпринимателя основан и на том, что к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о регулировании деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. [ст. 23 ГК РФ]
Одной из особенностей банкротства индивидуального предпринимателя является утрата им предпринимательского статуса с момента объявления его несостоятельным. [п. 1 ст. 216 Закона о банкротстве]
Что касается юридических лиц, то они утрачивают свою правоспособность после исключения их из реестра юридических лиц на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Утрата статуса предпринимателя влечет определенные правовые последствия: аннулируется действие лицензий на осуществление определенных видов деятельности, утрачивает силу определенный режим налогообложения, прекращаются иные права, которые мог иметь гражданин как субъект предпринимательской деятельности.
При наличии указанных правовых последствий правомерен вопрос о возможности заключения и исполнения в делах о банкротстве индивидуального предпринимателя мирового соглашения после открытия конкурсного производства, поскольку удовлетворение требований кредиторов на условиях мирового соглашения требует продолжения гражданином предпринимательской деятельности. После утраты силы государственной регистрации продолжение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя невозможно.
Так как гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. [ п. 1 ст. 23 ГК РФ]
При отсутствии государственной регистрации и без специального разрешения (лицензии) осуществление предпринимательской деятельности будет являться уголовно наказуемым деянием. [ст. 171 УК РФ]
На этом основании можно утверждать, что исполнение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом после признания индивидуального предпринимателя банкротом и открытия конкурсного производства, невозможно. Имеется теоретическая возможность заключения мирового соглашения в период после возбуждения дела о банкротстве индивидуального предпринимателя и до объявления его несостоятельным (банкротом).
Итак, для того, чтобы в полной мере работали все правовые институты регулирования отношений по банкротству индивидуального предпринимателя, утрата его государственной регистрации должна иметь место после завершения конкурсного производства, т.е. в порядке, применяемом к юридическим лицам.
На основе изложенного можно сделать следующие выводы. На примере правового регулирования банкротства граждан мы имеем ситуацию, при которой специальные нормы права исключают применение общих норм, а сами при этом полностью не регулируют правоотношения. Распределение обязанностей по проведению конкурсного производства между судом и конкурсным управляющим или судебным приставом-исполнителем требует определенного уровня их взаимодействия, что усложняет конкурсный процесс, не способствует его эффективности. Одновременно также снижается уровень ответственности указанных лиц перед кредиторами.
Таким образом, особые условия правового регулирования банкротства граждан порождают трудности, которые не способствуют эффективности конкурсного процесса, не в полной мере отвечают целям защиты прав и интересов кредиторов.
Заключение
Подведем итог изучению особенностей банкротства граждан.
Для признания гражданина банкротом необходимо наличие двух критериев – внешнего и внутреннего. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, если требования к должнику-гражданину составляют не менее 300 тыс. руб.
Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, а также уполномоченными органами.
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дел о банкротстве гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя) применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:
1) сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими;
2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;
3) прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.
В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве. В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Список использованных источников
-
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» -
Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве//Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. -
Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. -
Суслова Т.М. Несостоятельность и банкротство: экономические и юридические аспекты. // Журнал российского права, № 2, февраль 2004 г. -
Васильев В.А. Гражданское и трудовое право капиталистических государств. М.. 1993. С. 441. -
Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2005г. -
Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер 2006г. -
Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". 3-е изд., стереотипное/Под общ. ред. В.В. Витрянского. М., 2000. -
Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве//Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. -
Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М., 1995. -
Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001. -
Дубинчин А.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица: юрид. наук. Екатеринбург, 1999. -
Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. -
Семеусов В.А., Пахаруков А.А. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в российском праве. Учеб. пособие. Иркутск, 2000. -
Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 3). 2001. -
Голубев В.В. Арбитражный управляющий: Квалификационные требования, этика, ответственность//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 3). 2001. -
ГК РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.