Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия) (Теоретические основы формирования товарно-ассортиментной политики торговой компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Отбор критериев для выбора поставщика

Наименование критерия

Описание критерия

1

Наличие товарного кредита и отсрочки платежа

Отсутствие 100%-ной предоплаты за полученный товар; Возможность осуществления оплаты за полученный товар через определенное время

2

Сроки и условия поставки (объем, цены)

Выгодные условия поставки, наличие доставки

3

Обновление ассортимента

Наличие новых предложений товаров

4

Закупочные цены

Отпускная стоимость единицы товара

5

Рекламации

Наличие возможностей возврата некачественных товаров

6

Гарантийный срок

Срок фирменной гарантии

7

Рекламные материалы

Дополнительные рекламные материалы производителя, средства оформления, буклеты и т.п.

Оценку поставщиков по выбранным критериям проводил Генеральный директор компании. Анализ основных поставщиков представлен в таблице 2

Таблица 2

Анализ основных поставщиков

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

Результат

Поставщики

1

ООО «Ампер"

8

9

8

7

9

6

8

55

2

ООО «Эоланта»

7

7

9

9

8

9

7

56

Из анализа поставщиков можно сделать вывод, что у каждого поставщика есть свои преимущества, но в целом, они находятся на одном приоритетном уровне для компании.

Основными конкурентами компании выступают фирмы «Юрат», ООО «Чебсвет» и «Июль». Составим профиль конкурентов (таблица 3).

Следует отметить, что в г.Чебоксары компания «Магия света» имеет наибольшее количество торговых точек (6 магазинов), однако регионы сбыта компании меньше (только г.Чебоксары) по сравнению с основными конкурентами.

Таблица 3

Профиль основных конкурентов компании «Магия света»


Название

компании

Товарооборот, млн. руб.

Наличие

интернет-

магазина

Регионы сбыта

«Юрат»

85,6

имеется

Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш); Республика Марий Эл (г. Йошкар-Ола)

ООО

«Чебсвет»

40,7

нет

Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Новочебоксарск)

«Июль»

34,2

имеется

Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Канаш)

Для анализа конкурентов составим конкурентную карту рынка. Данные для анализа представлены в таблице 4

Таблица 4

Данные для конкурентного анализа

Название

компании

Рыночная доля, 2017 г., %

Рыночная доля, 2018 г., %

Рыночная доля (больше среднего значения)

Рыночная доля (меньше среднего значения)

Темп роста, %

«Магия света»

10

8

Х

125

«Юрат»

24

25

Х

96

ООО

«Чебсвет»

13

15

Х

87

«Июль»

9

6

Х

150

Для анализа были взяты основные конкуренты компании «Магия света», так как у остальных доля рынка слишком маленькая.

Средний показатель рыночной доли равен 12,75%.Также было посчитано среднеквадратичное отклонение рыночной доли (6,53%), которое совместно с минимальными и максимальными значениями позволило определить границы типологических групп.

На основании полученных результатов оценки распределения рыночной доли и темпов изменения конкурентной позиции анализируемых компаний была построена матрица конкурентной карты рынка (таблица 5).

Таблица 5

Матрица конкурентной карты карта рынка

Доля рынка Темп роста

Лидер

(>19,28%)

Сильная конкурентная позиция(от 12,75% до 19,28%)

Слабая конкурентная позиция (от 12,75% до 6,22%)

Аутсайдеры

(<6,22%)

Быстро растет (>50%)

«Июль»

Растет (<50%)

«Магия света»

Падает (<50%)

«Юрат»

ООО «Чебсвет»

Быстро падает (>50%)


Анализ положения на рынке розничной торговли светотехническими изделиями показал, что:

компания «Юрат» (на рынке с 1995 г.) является лидером, но имеет ухудшающуюся конкурентную позицию (снижение рыночной доли на 4%) вследствие появления новых конкурентов на рынке;

ООО «Чебсвет» (на рынке с 2005 г.) является претендентом на лидерство с ухудшающейся конкурентной позицией (снижение темпов прироста на 13%);

«Магия света» относится к категории «последователи» (слабая конкурентная позиция) с улучшающейся конкурентной позицией (темпы роста 125%);

«Июль» (на рынке с 2000 г.) - «последователи» (слабая конкурентная позиция) с быстро улучшающейся конкурентной позицией (темпы роста 150%).

Таким образом, анализ карты показал, что у компании «Магия света» сильные конкуренты, но есть все шансы стать лидером на данном рынке.

Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д.

Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Технологии как фактор среды косвенного воздействия характеризуют общий уровень производительных сил. Это наиболее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп изменения технологий в различных отраслях существенно отличаются. Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства - компьютерные технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов - оказывают значительное и все возрастающее воздействие на другие организации, эффективность их деятельности.

Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы государственной поддержки бизнеса и т.д. непосредственно воздействуют на взаимосвязи организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способствует притоку капитала, а, следовательно, облегчает удовлетворение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и финансовые ресурсы также затрудняет их приобретение.


В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому она имеет различные угрозы со стороны конкурентов, поставщиков, государственных органов и других элементов внешней среды, которые могут мешать осуществлению деятельности любой организации, но наряду с угрозами внешняя среда несет и определенные возможности для развития организации и ее подразделений. Поэтому каждой компании необходимо проводить SWOT-анализ. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды [41].

На первом шаге процедуры экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (описателей компании и внешней среды). Экспертами выступили сотрудники компании «Магия света», а именно: Генеральный директор, коммерческий директор, маркетолог и студент- стажер. На следующем шаге описатели были оценены этими же экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5.

Таблица 6

Возможные ключевые факторы успеха для компании представлены

Фактор:

Оценки экспертов

1

2

3

4

Средняя

Оценка

широта ассортимента и наличие популярных товаров

4

4

4

4

4,0

представленность известных брендов и производителей (ООО «Люменхоф», Ningbo Zhengzheng Electric Appliance Co.Ltd и др.)

2

4

4

5

3,75

цены и наличие специальных ценовых акций на популярные товары

3

4

3

3

3,25

удобство расположения для целевого покупателя и уровень географической экспансии

4

4

5

4

4,25

легкость навигации среди ассортимента в магазине (возможность легко найти то, что необходимо)

4

5

5

5

4,75

внешний вид точки - заметность и привлекательность вывески

4

4

5

5

4,5

обстановка торговой точки: чистота, дизайн интерьера, размер торговых площадей, качество выкладки в магазине

3

4

4

4

3,75

комфортность перемещения по торговой точке для покупателя, в том числе с детьми

2

4

2

5

3,25

наличие возможности заказов через интернет (или доставка по телефону)

2

3

5

3

3,25

наличие программ лояльности для постоянных покупателей

5

4

4

5

4,5

квалифицированность персонала и скорость обслуживания

3

3

4

5

3,75

возможные формы оплаты (наличный и безналичный расчет)

4

4

4

4

4,0

гарантия возврата и постпродажный сервис

5

5

5

4

4,75

наличие программ для управления запасами

4

2

3

4

3,25

реклама торговой точки

5

5

4

5

4,75

современные технологии обслуживания (индивидуальный подход)

5

5

5

4

4,75

знание торговой марки компании и доверие к компании

4

3

4

5

4,0


Именно среди данных факторов необходимо искать сильные и слабые стороны компании. Оценку «лучше», «на том же уровне, что и у конкурентов» или «хуже» производили те же эксперты, что и выше (таблица 7 ).

Таблица 7

Определение сильных и слабых сторон компании

Внутренние

факторы

Лучше, чем у конкурентов - сильные стороны

Хуже, чем у конкурентов - слабые стороны

На том же уровне, что и у конкурентов

Комментарии

Широта

ассортимента

Х

Широкий выбор и представленность всех категорий светотехнических изделий

Наличие

популярных

товаров

Х

Низкий уровень работы с ассортиментом приводит к временному отсутствию популярных категорий товаров

Представленность известных брендов,

Х

Конкуренты имеют более широкую представленность известных брендов

Цены

Х

Нет существенного разброса цен с конкурентами

Наличие акций для покупателей

Х

Не проводятся акции для покупателей на фоне активной акционной активности конкурентов

Удобство

расположения

магазинов

Х

Присутствие торговых точек во всех ключевых

специализированных торговых центрах города.

Наличие интернет- магазина

Х

Отсутствие возможности заказов через интернет

Легкость

навигации

Х

Необходимый товар сложнее найти, чем у конкурентов

Внешний вид торговой точки (ТТ)

Х

Существенных отличий внешнего вида торговых точек по сравнению с конкурентами нет

Внутренняя обстановка

Х

Особых различий не наблюдается

Программы лояльности для постоянных клиентов

Х

Самые выгодные предложения по картам лояльности постоянного покупателя

Персонал

Х

На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов

Возможные формы оплаты

Х

Наличие всех форм оплаты (наличный и безналичный расчет)

Гарантия и

постпродажный

сервис

Х

Возврат любого купленного товара в течение 14 дней

Реклама

Х

Отсутствие рекламной поддержки на фоне конкурентов и недостаточность ресурсов для

крупномасштабной рекламы

Технологии

обслуживания

Х

На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов