Файл: Методические рекомендации для студентов специальности 101 02 0206 Начальное образование. Физическая культура.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ
Методические рекомендации
для студентов специальности
1-01 02 02-06 «Начальное образование. Физическая культура»
дневной формы обучения,
преподавателей и организаторов
в области физической культуры
Барановичи
РИО БарГУ
2010
УДК
ББК
П
Составитель:
Ю. В. Барташевич, старший преподаватель кафедры
физической культуры и здорового образа жизни БарГУ
Рецензенты:
М. И. Цейтин, заслуженный тренер СССР, доцент кафедры гимнастики БГУФК;
Л. Н. Янушко, заслуженный тренер Республики Беларусь, старший преподаватель кафедры физической культуры и здорового образа жизни БарГУ
П | Общеразвивающие упражнения с предметами [Текст] : метод. рекомендации для студентов специальности 1-01 02 02-06 «Начальное образование. Физическая культура», преподавателей и организаторов в области физической культуры / сост. Ю. В. Барташевич. — Барановичи : РИО БарГУ, 2010. — с. — экз. |
| В данном издании дается характеристика и особенности проведения общеразвивающих упражнений с предметами: гимнастической палкой, мячом, скакалкой. Приводятся рекомендации по их выполнению и терминологическому обозначению при обучении. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 1-01 02 02-06 «Начальное образование. Физическая культура», работников физкультурно-спортивных организаций, преподавателей и организаторов в области физической культуры, образовательных учреждений разного уровня. |
УДК
ББК
© БарГУ, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Упражнения с предметами широко применяются в физическом воспитании школьников. Многообразие форм и большой диапазон трудности упражнений (от элементарных до весьма сложных по координации) позволяют с успехом применять их на занятиях с учащимися любого возраста. В школьной практике наиболее распространены упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и мячами.
Упражнения с предметами развивают и совершенствуют у учащихся внимание, быстроту реакции, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений рук, взаимодействие с партнером и группой учащихся. Ведущими в этих упражнениях являются движения руками. Удержание и различные перемещения предмета требуют от занимающихся точности и согласованности в управлении движениями рук, поэтому упражнения с предметами служат одним из наиболее действенных средств совершенствования действий руками. Применение общеразвивающих упражнений с предметами на уроках в значительной мере повышает эмоциональное состояние занимающихся.
В зависимости от задач урока упражнения с предметами могут быть включены в подготовительную, основную и заключительную часть урока. Кроме того, благодаря их разнообразию и вариативности они успешно применяются в занятиях с детьми всех возрастных групп. Следует помнить, что, применяя упражнения с предметами, необходимо правильно регулировать физическую нагрузку на организм занимающихся, которая изменяется в зависимости от исходного положения, количества и темпа выполнения и т. п. Также необходимо учитывать пол, возраст занимающихся, степень их физической подготовленности, систематичность и последовательность в обучении.
Г Л А В А 1
ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАЖНЕНИЙ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
1.1 Назначение и особенности проведения упражнений с гимнастической палкой
Упражнения с гимнастической палкой используются для развития двигательных качеств: силы, гибкости, точности исполнения отдельных положений и движений, — для формирования и исправления осанки. Палки широко задействованы в школьных программах по физической культуре начиная с младшего и заканчивая старшим школьным возрастом.
Выполняя упражнения с палками, дети приучаются к согласованным движениям обеими руками, развивают точность метаний. Для развития пространственной ориентации применяются упражнения в балансировании палкой. С их помощью изучаются боевые движения, используемые в армейской службе.
Для выполнения упражнений используются деревянные
, пластмассовые и железные палки. В школьной практике удобнее использовать прочные деревянные палки разной длины (1,4 м, 1,1 м, 1 м) с округленными концами. Изготавливаются они из ясеня, дуба, ели или березы. Поверхность их должна быть гладкой, отшлифованной и покрытой лаком. Железные палки (также с округленными концами) могут применяться как литые, так и полые, покрытые хромом или никелем. Полые палки хороши тем, что их можно постепенно наполнять дробью или камешками, увеличивая вес снаряда от 500 г до 3 кг.
Обучение упражнениям следует начинать с деревянных палок, и только когда освоены основные положения и движения с отягощением (например с гантелями), можно перейти к упражнениям с железными палками, постепенно заменяя их более тяжелыми (от 500 — до 2 500 г). Размещать занимающихся необходимо так, чтобы при выполнении движений в разных направлениях ученики не соприкасались друг с другом. Для этого следует разомкнуть группу не ближе чем на расстояние поднятых рук и длину палки, удерживаемой в руке (рис. 1). При выполнении упражнений необходимо добиваться соблюдения дисциплины, выполнения точных, согласованных движений от всех учеников. Упражнения в парах и боевые формы движений выполняются в медленном темпе с фиксацией конечных положений.
Рисунок 1 — Размещение учащихся
Для того, чтобы обучение упражнениям с палками было успешным, приносило пользу занимающимся и не наскучило частыми повторениями одного и того же упражнения, каждый преподаватель должен сначала основательно изучить отдельные положения палки и способы их соединения с движениями других частей тела {ногами, туловищем).
Подготавливаясь к уроку, преподаватель должен:
1. Определить исходное положение, то есть положение тела с палкой, с которого начинается упражнение, и установить конечное положение, которое принимает занимающийся, заканчивая упражнение. Оно может отличаться от исходного.
2. Определить способ перемены высоты палки, плоскость, в которой она движется, и установить движения ногами или туловищем, которые сочетаются с движением палки. Например (рис.2): И.п. — палку вниз, левая хватом снизу.1 — выпад левой, палку к правому плечу, вперед; 2 — встать на правую, левую назад; 3 — вкрутом левой правый конец за голову; 4 — с поворотом налево выпад влево, палку в сторону.
И.п. 1 2 3 4
Рисунок 2 — Сочетание движений палки с движением ног и туловища
1.2 Хваты и способы держания гимнастической палки. Перемена хватов
Различают следующие виды хватов:
Хват сверху (рис. 3, а) — при положении палки внизу тыльной стороной кисти вперед.
Хват снизу (рис. 3, б) — хват, образуемый после поворота руки наружу (супинация).
Обратный хват (рис. 3, в) — хват, образуемый после поворота руки внутрь (пронация).
Разный хват (рис. 3, г) — одна рука в одном хвате (сверху), другая в другом хвате (снизу).
а) б) в) г)
Рисунок 3 — Разновидности хватов
Во всех положениях палку можно держать разными способами, одной или обеими руками.
Держание палки обеими руками:
а) за концы (в этом случае принято не указывать место хвата, указывается только хват, при хвате сверху хват не указывается).
– обычный хват (рис. 4, а) — палка удерживается руками за концы хватом сверху.
– хват снизу (рис. 4, б) — хват, образуемый после поворота рук наружу (ладони вперед).
– разный хват (рис. 4, в) — одна рука в хвате сверху, другая — в хвате снизу.
а) б) в) г)
Рисунок 4 — Способы держания палки обеими руками
б) за середину; палка удерживается обеими руками, кисти рядом — узкий хват (рис. 4, г);
в) за конец(рис. 17);
г) одной рукой за конец, другой за середину;
д) прямыми руками, согнутыми скрестно, с указанием, какая рука сверху (правая или левая).
Держание палки одной рукой:
а) за конец (рис. 5);
б) за середину.
Рисунок 5 —Держание палки одной рукой за конец
Выполняя упражнение, палку можно удерживать и всевозможными скрестными хватами: обе хватами сверху, обе хватами снизу, одна хватом сверху, другая хватом снизу; обратным хватом; одной сверху или снизу, другой рукой обратным хватом.
Перемена хватов.
Перемена хватов производится:
1. Передвижением (скользящим перехватом), когда одна кисть или обе, скользя по палке, передвигаются с одного места на другое.
2. Перехватомкистей — одной или обеими руками одновременно или поочередно.
3. Вкручиванием (вкрут). Вкрут — своеобразное круговое движение, выполняемое одной рукой в хвате снизу сначала на себя (к груди), отводя локоть вперед в сторону, затем кистью книзу. Одновременно свободный конец палки скользит в другой руке. Движение завершается положением палки к плечу, за голову и т. д.
Движение, выполняемое в обратной последовательности, называется выкрутом. Например (рис. 6): И.п. — палку вниз, левая хватом снизу — вкрутом левой правый конец за голову, палку влево-книзу.
Рисунок 6 — Вкрут
4. Выкручиванием (выкрутом). Выкрут (рис. 7) — движение палки своеобразными вращательными движениями в плечевых суставах, из положения впереди тела, в положение за телом.
Рисунок 7 — Выкрут назад и вперед
1.3 Перемещение палки
Перемещение палки из одного положения в другое производится: подниманием или опусканием прямыми руками кратчайшим путем; сгибанием или разгибанием рук; дугообразным или круговым движением двумя руками или отпусканием одного конца палки; переворачиванием на 180° вокруг середины (центра массы) палки; выкручиванием и вкручиванием одной рукой или двумя одновременно, при этом происходит перемена хвата без отпускания палки.
Перемена высоты палки